Свердловская область постепенно выходит из ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса. Начинает возрождаться и туристическая отрасль, которая может получить новый импульс благодаря закрытым границам. О том, как индустрия пережила самоизоляцию и что может помешать туристическому буму на Среднем Урале, – в материале «ФедералПресс».
«Продержаться было почти нереально»
«У России все получится, если проснется наш отельер». Эксперт о внутреннем туризме
Пандемия нанесла серьезный удар практически по всем, кто пытался вкладываться в туристические объекты в Свердловской области. Опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» предприниматели говорят о потере практически всей выручки за апрель и май.
«Пандемия повлияла на нас просто тотально, мы два месяца вообще не работали. Продержаться было почти нереально, мы сократили все что можно. Ситуация была настолько сложной, что решили просить у людей, чтобы нам помогли содержать наш скотный двор. Май – очень большой сезон для нас: это майские праздники и сезон выпускных. Продажи по этому направлению у нас идут с сентября, то есть просто море наших усилий пропало совершенно зря», – рассказала директор арамильского «Парка сказов» Алиса Ларионова.
Сейчас парк уже заработал, но по сути там можно только гулять: свадьбы, корпоративы и выпускные, от которых владельцы получали основной доход, все еще под запретом.
В еще более тяжелой ситуации находятся те объекты, которые расположены в закрытых помещениях. Например, это частный музей народного быта в Ирбите, который принадлежит фирме «Орбита». Ее коммерческий директор Елена сообщила, что спрос со стороны туристических компаний уже есть, но ограничения не позволяют возобновить работу. Между тем основной поток ожидался на День Победы, к которому была приготовлена большая экспозиция.
«Люди просятся в гости – Тюмень, Челябинск, – а мы не можем никого принять», – посетовала она.
Владелица гончарной мастерской под Невьянском Светлана Масликова получает доход от продажи своих изделий, но основная выручка до пандемии шла от туристов: в месяц мастерскую посещали 2–3 тысячи человек.
«Продаж бы нам хватило, если бы не кредиты. Это достаточно большая сумма, около 70 тысяч в месяц. С реструктуризацией все очень сложно. У нас просрочка уже три месяца, пять раз мы обращались в каждый из банков, приходили отказы», – говорит Масликова.
По словам ремесленницы, только после обращения в областной мининвест один из банков выразил готовность к переговорам, но условия пока не обозначил.
Все предприниматели получали субсидии от государства, но их хватает только на зарплаты.
«Мы смогли получить порядка 300 тысяч. Это нас очень поддержало, но это несопоставимо с теми цифрами, которые мы недополучили. У нас только содержание животных стоит больше 100 тысяч в месяц, электричество – порядка 300 тысяч в месяц. Так что субсидия – это круто, но очень мало», – говорит Ларионова.
«Желание отдыхать и оздоравливаться огромно»
В будущее бизнесмены смотрят по-разному. Так, в «Парке сказов» настроены довольно оптимистично.
«Если отчасти раньше нашими конкурентами можно было считать детские комнаты в торговых центрах, то сейчас люди больше склонны провести время на свежем воздухе», – рассказала Ларионова.
По ее словам, парк извлек уроки из пандемии: в частности, уже летом начнется строительство дополнительных домиков, спрос на которые сейчас подскочил. Кроме того, там планируют развивать онлайн-проекты.
«Вероятность непопадания велика». Эксперт о грустных перспективах для туристов
Другие предприниматели более осторожны в своих прогнозах. «Еще неизвестно, какие рекомендации даст Роспотребнадзор при посещении туристических объектов. Представляете, если в музее через метр группу пропускать! Туркомпании выгоднее привозить автобус, а как целый автобус привести в музей?» – возмущается Елена из Ирбита.
Светлана Масликова считает проблемой падение покупательной способности. «Мы ожидаем большого наплыва, но это тоже зависит от того, есть ли у людей деньги. Кто-то ведь тоже не работал», – говорит она.
Зато не унывают главы городов. Так, мэр Сысерти Дмитрий Нисковских заверил, что туристический поток уже сейчас «вырос в разы». «Коронавирус ударил очень сильно, но желание отдыхать и оздоравливаться огромно», – объяснил он.
Власти делают ставку на проект «Лето на заводе», который должен дать старт масштабной реновации завода Турчаниновых – Соломирских и превращению его в культурный центр, сообщил Нисковских. Уже сейчас там открылись пункты проката и уличная торговля.
«Как будут сняты ограничения, туристы к нам приедут в любом случае. Объектов культурного наследия и святынь у нас достаточно», – заявил мэр Верхотурья Алексей Лиханов.
Впрочем, он оговорился, что прошлогоднего показателя в 70 тысяч туристов достигнуть вряд ли удастся. Так, без паломников прошло майское празднование дня Симеона Верхотурского, которое в прошлом году, по данным Екатеринбургской епархии, собрало 4000 человек.
«Не рассматривается как привлекательное место»
По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, нынешняя ситуация дает «колоссальный шанс» развитию межрегионального туризма. Впрочем, из Свердловской области ожидается скорее отток в соседнюю Челябинскую, где инфраструктура развита лучше. Кроме того, туроператоры и авиакомпании в отсутствие заграничных поездок развивают программы путешествий в Калининград, на Алтай, в Минводы и по другим направлениям.
«Свердловская область с точки зрения природных богатств, исторических памятников, архитектуры ничем не хуже соседних. Помимо того, что это столица федерального округа, это замечательный аэропорт, инфраструктура внутри Екатеринбурга. В области есть ряд интересных программ, но на протяжении последних 7–8 лет у нас не было доверия инвесторов. Не развивались средства размещения, и сейчас на территории Екатеринбурга нам просто негде селить не только приезжающих гостей, но и самих жителей области. По этой причине мы находимся вне туристских программ федеральных туроператоров, которые направляют туристов в регионы», – объясняет Мальцев.
Не в последнюю очередь такая ситуация сложилась из-за бездействия областного центра развития туризма. Отметим, что связанный с ним сайт GoToUral, судя по всему, не обновлялся с начала года: он до сих пор продвигает мероприятия, которые не состоялись из-за пандемии.
«Отсутствие доверия со стороны инвесторов, отсутствие доверия и поддержки со стороны профессионального сообщества, неудачное продвижение на рынке – все это сделало, что Свердловская область не рассматривается ключевыми федеральными туроператорами как место, привлекательное для туризма», – характеризует итоги работы центра Мальцев.
Выходом из ситуации могло бы стать создание туристического кластера «Гора Белая», предусматривавшее строительство различных гостиниц и пентхаусов. Сейчас проект фактически заморожен.
«Сейчас этого было бы достаточно, чтобы на нас смотрели с интересом чартеродержатели. Вполне возможно, мы получили бы платежеспособную, хорошую публику из разных регионов России», – сожалеет Мальцев.
Гендиректор управляющей компании туркластера Леонид Гункевич подтвердил, что бюджет проекта был значительно сокращен в результате пандемии. Сейчас в компании продолжают работу с инвесторами и рассматривают варианты государственно-частного партнерства.
«Пандемия интересно повлияла на инвестиционную активность. У нас в разы увеличилось количество предпринимателей, запросов от небольших и средних инвесторов, которые хотят инвестировать в проекты внутреннего туризма. Прежде всего речь о местах размещения. У нас в проработке сейчас несколько новых инвестпроектов – например, глэмпинг, модульные дома для семейных туристов», – рассказал Гункевич.
По мнению гендиректора УК, интерес к внутреннему туризму растет и со стороны туроператоров, и со стороны простых россиян, и со стороны государства.
«Главная проблема – изношенность туристической инфраструктуры, отсутствие инфраструктуры туризма, особенно в «непляжных» регионах. Людям негде цивилизованно отдохнуть, прогуляться по тропам. И в условиях закрытых границ это стало ощущаться еще острее», – заключил Гункевич.
Фото: ФедералПресс / Александр Калинин
Экономический кризис