Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Силовой ресурс дал сбой». Расколет ли РПЦ свердловский экзорцист?

Схиигумен Сергий
Схиигумен Сергий

Конфликт в Екатеринбургской епархии, где на грани ухода в раскол оказался влиятельный «старец» Сергий (Романов), привлек широкое внимание публики – от юмористов до мировых информагентств. Спящий конфликт православных фундаменталистов и церковной бюрократии на сей раз пробудила пандемия коронавируса. О том, кто такой схиигумен Сергий, чем может закончиться ситуация и какие выводы из нее можно сделать уже сейчас, – в материале «ФедералПресс».

Козицын, бесы и Третья мировая

Схиигумену Сергию сейчас 65 лет, он уроженец Нижегородчины. В миру его зовут Николай Романов, и некоторые верующие считают это совпадение с именем последнего царя «промыслом Божьим». В конце восьмидесятых Романов стал фигурантом уголовных дел: по данным СМИ, речь шла о смертельном ДТП и разбое с убийством. За время его отсидки в нижнетагильской колонии в стране произошел «ренессанс» православной церкви.

Уже через считанные годы после выхода из-за решетки Сергий стал иеромонахом и строителем монастыря на Ганиной Яме, где, как считается, были уничтожены останки царской семьи.

«Данный случай беспрецедентен, потому что патриархия рукоположила человека с большим криминальным прошлым. Вообще-то есть каноны, которые запрещают рукополагать в священники и тем более ставить во главе монастыря человека, на совести которого убийство», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» кандидат философских наук, религиовед Борис Кнорре.

Монастырь строился при поддержке архиепископа Викентия, главным спонсором был «медный олигарх», совладелец УГМК Андрей Козицын. В конце 2001 года вся троица показывала обитель митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу – нынешнему патриарху Московскому и всея Руси. А уже через два месяца синод РПЦ официально утвердил Сергия наместником монастыря. Новопостроенная обитель превратилась в одну из основных достопримечательностей епархии, ее посещали все высокопоставленные визитеры – от Майкла Кентского до Евгения Примакова.

Впрочем, эпоха Сергия продолжалась недолго: в 2005 году синод освободил его от поста наместника. На том же заседании синод разрешил открыть в Среднеуральске женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» во главе с монахиней Варварой (Крыгиной). Неофициальным руководителем монастыря стал Сергий, который вскоре принял великую схиму – высшую степень монашества, предполагающую полный отказ от церковной карьеры. Тем не менее, будучи схимником, Сергий получил сан игумена.

С переездом Викентия в Среднюю Азию Сергий вышел за штат епархии, но остался в монастыре. При новом митрополите Кирилле он сохранил положение: позитивные публикации о монастыре регулярно появлялись в «Православной газете». Там, в частности, рассказывалось, как в обители спасают душу девушки-подростки из неблагополучных семей, которые будто бы называют Сергия «отцом». В то же время в светских СМИ начали появляться публикации о жутких обрядах экзорцизма и сомнительных способах воспитания детей.

Монастырь развивал и свою материальную базу: еще при Викентии епархия арендовала несколько лесных участков «для религиозных нужд». Это привело к многолетней тяжбе с занимавшим соседние угодья фермером Сергеем Крековым, в которой на стороне епархии выступили Росимущество и областные власти. Крекову удалось отстоять свои земли в суде, но в итоге, по сообщениям СМИ, он все же продал их епархии. Также при Викентии у монастыря появился скит в районе Махнево, в 2011 году в селе Новоселово был освящен храм святого Вонифатия.

Сергий сформировал обширную паству: по данным СМИ, туда входили криминальный авторитет Тимур Свердловский (Темури Мирзоев), депутат Госдумы Наталья Поклонская, шансонье Александр Новиков, хоккеист Павел Дацюк, юморист Дмитрий Соколов. «Православная газета» писала о покровительстве монастырю со стороны компании «Энтерра» ныне разорившегося бизнесмена Евгения Торопова. Не исключено, что Сергий сохранил связи и с Козицыным, в сферу влияния которого входит Среднеуральск: так, в 2017 году в монастырь возили детей из принадлежащей УГМК екатеринбургской гимназии № 212. Тогда школьникам показали сеанс экзорцизма, что вызвало возмущение некоторых родителей, а партия «Коммунисты России» даже призвала уволить педагогов.

Тем временем все больше внимания привлекали и проповеди «старца», которые постепенно наполнялись политическим содержанием. Сергий призывал отказываться от ИНН, СНИЛС и карт «Мир», изгонять из России «жидомасонов» и свергать мировое правительство. Он предсказывал, что в случае «оцифровки» россиян могут последовать гибель президента Владимира Путина и Третья мировая война. Доставалось и Екатеринбургской епархии: в одной из проповедей Сергий назвал глумлением размещенное в Екатеринбурге граффити Покраса Лампаса «Супрематический крест» и осудил местное духовенство за сдержанную позицию.

Схимник против схимника

Спусковым крючком для конфликта между Сергием и епархиальным руководством стала пандемия коронавируса и введенные в связи с нею санитарно-гигиенические требования. В своих проповедях он отрицал существование пандемии и призывал правительство последовать примеру Белоруссии, где не стали вводить жестких ограничений. Митрополит Кирилл запретил ему проповедовать, а затем и служить, но Сергий не согласился с его требованиями. Он заявил, что под видом вакцинации от коронавируса готовится чипирование людей, и обрушился с жесткой критикой на церковные власти. В частности, он напомнил о встрече патриарха Кирилла с Папой Римским, которую резко осудили православные фундаменталисты.

Настоятельница монастыря Варвара приняла сторону Кирилла и покинула обитель, оставив Сергия единственным ее руководителем. Туда начали съезжаться его сторонники, в том числе люди в казачьей форме. Назначенного в монастырь протоиерея Георгия Викторова попросту не пустили на территорию.

Здесь следует отметить, что сам Сергий называл одной из причин «бунта» то, что Кирилл якобы планировал назначить духовником монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана). Как и Викторов, он относится к духовенству Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге – важнейшего центра влияния в епархии. Именно Авраам в 1998 году стал одним из лидеров успешной кампании против епископа Никона, а в начале нулевых вместе с Викторовым активно защищал скандально известный фонд «Город без наркотиков». Авраам, в отличие от Сергия, принадлежит к «либеральной» части духовенства: он осуждал противников ИНН и выступал против канонизации Григория Распутина – одного из кумиров фундаменталистов. Сейчас Авраам является духовником крупного бизнесмена, спонсирующего епархию, сообщил источник «ФедералПресс». Он уточнил, что практически все влиятельные прихожане Среднего Урала «поделены» между этими двумя схимниками.

Кирилл отдал Сергия под церковный суд, который фактически был сорван: схиигумен приехал на заседание, но отказался отвечать на вопросы. Рассмотрение дела перенесли на 26 июня, в епархии надеются, что за это время священнослужитель подготовится «к живому и искреннему разговору». Между тем Сергий развернул пиар-кампанию в свою пользу: он впервые с начала конфликта побеседовал с журналистами, ранее обращения в его поддержку записали Дацюк и Соколов. Силовые структуры пока не проявляют особой активности: в свердловском управлении ФСБ опровергли слухи о визите в монастырь его сотрудников, а полицейские посетили обитель, но не нашли никаких нарушений. Во вторник мировой суд должен рассмотреть дело о фейках в проповеди Сергия о коронавирусе.

«Он убежден, что мир обступлен злыми духами»

Опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» религиоведы сходятся в том, что события в Среднеуральске стали отражением длительного подспудного конфликта между церковной бюрократией и православными фундаменталистами.

«Глубинная причина конфликта – противоречия между старцами, то есть харизматическими лидерами, и священноначалием РПЦ. Иногда они проявляются в большей степени, иногда в меньшей, но напряжение оставалось на протяжении как минимум трех десятков лет. Некоторые старцы были настроены совершенно оппозиционно. Самый яркий случай – архимандрит Петр (Кучер), которого предавали суду, который на целый месяц переходил в другую юрисдикцию (РПАЦ) вместе с частью своей паствы. Потом он вернулся, и ничего не изменилось, потому что сделать со старцем в принципе ничего нельзя. Его можно лишить сана, но в большинстве случаев какая-то часть паствы будет скорее почитать его, чем патриарха Кирилла, которого многие недолюбливают, особенно в консервативной среде», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» кандидат философских наук Алексей Зыгмонт.

Основой мировоззрения подобных старцев и их прихожан является негативное, пессимистическое отношение к миру, характерное для православия в целом. Некоторые верующие противопоставляют «свой» мир всему остальному, отмечает Борис Кнорре.

«И рано или поздно они начинают противопоставлять внутри самой церкви правильную свою группу и священноначалие. У нас в православной традиции нет тонкого понимания, что мир не надо рассматривать в черно-белых тонах», – отмечает религиовед.

Типичным примером такого отношения, по мнению Кнорре, является Сергий: «Он экзорцист, то есть человек, убежденный в том, что мир обступлен с разных сторон злыми духами, что мир сам по себе злой и только на маленьком клочке мы можем от него спастись».

Пандемия оказалась триггером для фундаменталистов сразу по нескольким причинам. Первая из них является чисто психологической. Люди пытаются найти причину и смысл происходящих событий, найти какой-то порядок в окружающем их хаосе, а постулирование глобального заговора является одним из способов объяснить происходящее, говорит кандидат философских наук, религиовед Станислав Панин. Это удачно ложится на уже существующие теории заговора, популярные в среде православных фундаменталистов.

«В условиях пандемии людям становится хуже. Даже если человек не боится, другие боятся, и эта напряженность передается. Но многие не сознают, что это внешние, объективные причины, и начинают искать врагов в каких-то силах. А у православных фундаменталистов принято искать врагов то на Западе, то в правительстве, то в самом священноначалии», – согласен Борис Кнорре.

Панин отмечает, что и в более ранних проповедях Сергия президент России представал в качестве агента влияния еврейско-масонского заговора. «В этом смысле ограничение посещения храмов во время пандемии коронавируса дало повод для следующего витка этой истории и органично вписалось в конспирологическую картину мира, развиваемую Сергием Романовым на протяжении многих лет», – говорит он.

Пандемия дала удобный повод и для критики священноначалия, которое, с точки зрения фундаменталистов, продемонстрировало неверие в сакральное пространство храмов. Зыгмонт сравнивает последователей Сергия с иранскими мусульманами, которые лизали перила и полы мечетей, чтобы доказать невозможность распространения коронавируса в культовых сооружениях.

«И старчество, и другие оппозиционные группы всегда плохо относились к российскому государству – и к Путину, и к Медведеву, – и с подозрением относились к Кириллу, потому что он считался ставленником экуменистов и «голубого лобби». Когда то и другое сходится, получаются такие вещи», – поясняет философ.

«Для церкви отец Сергий оказался подарком»

Эксперты прогнозируют, что патриархия, скорее всего, будет вынуждена пойти на компромисс так же, как это было с архимандритом Петром.

«Вероятнее всего, Сергий сохранит власть над монастырем. Формальный порядок сохранится, а он будет рассказывать все то же, что он рассказывал раньше», – полагает Зыгмонт.

РПЦ сталкивалась и с более серьезными вызовами православного фундаментализма, отмечает доктор политических наук, специалист по социологии религии Роман Лункин. В качестве примеров он приводит демарш епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и деятельность «пензенских затворников» в 2007–2008 годах. Никакого большого, реально организованного движения за Сергием (Романовым) не стоит, убежден религиовед.

В то же время явным отличием событий в Среднеуральске от предыдущих инцидентов является участие силового ресурса, которого не было у Диомида и «пензенцев».

«В этом смысле РПЦ получила по заслугам. Когда нужно было избивать сторонников Pussy Riot, разгонять ЛГБТ-шествия или просто кого-то пугать, все эти казаки, «Сорок сороков», спортсмены всегда были под рукой. В данном случае силовой ресурс, который работал в первую очередь на интересы священноначалия, дал сбой и теперь будет работать против его интересов», – подчеркивает Зыгмонт.

Заметим, что теории заговора, касающиеся коронавируса, достаточно серьезно распространены не только среди «старцев», но и среди церковного истеблишмента: в их поддержку в той или иной форме выступали синод Молдавии, Почаевская лавра, архиепископ Сыктывкарский Питирим. Сама Екатеринбургская епархия обвиняла областное руководство в стремлении «закрыть храмы под предлогом коронавируса».

«Церковь готова терпеть COVID-диссидентство в определенных формах, но не готова терпеть ситуацию, в рамках которой священник с каким-никаким авторитетом начинает проклинать власти и обвинять церковное руководство в ереси, в том, что оно отступило от истины и действует в рамках мирового заговора, который Сергий сам придумал», – объясняет Лункин.

Он считает характерным, что недавно самим патриархом был запрещен в служении протодиакон Андрей Кураев, который призывал закрыть храмы на время пандемии. Таким образом церковное руководство отсекло крайние точки зрения и показало пределы радикализма в ту и в другую сторону, говорит политолог.

Кампания против вакцинации не способна породить такую широкую полемику, какая захлестнула РПЦ в связи с введением ИНН, прогнозирует Алексей Зыгмонт. При этом даже последствия тех споров спустя два десятилетия фактически сошли на нет.

«Какие-то наиболее радикальные люди сжигали паспорта, отказывались от водительских прав, уезжали в деревни. Но у подавляющего большинства находятся какие-то аргументы ad hoc, внутренние смягчающие факторы, либо у них дела расходятся с убеждениями. То есть они имеют ИНН, имеют паспорта, им как-то пришлось с этим смириться. Здесь, видимо, тоже придется смириться», – прогнозирует он.

Патриарху Кириллу и синоду РПЦ удалось выйти из ситуации с коронавирусом с минимальными потерями, констатирует Роман Лункин. «Церковь хорошо отделалась отдельным всплеском эмоций Сергия (Романова), который и своей сомнительной биографией, и своими агрессивными высказываниями скорее дискредитирует фундаменталистское движение. Можно сказать, что для церкви отец Сергий оказался подарком», – резюмировал эксперт.

Фото: Православная газета, Екатеринбургская епархия

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.