Политика
  1. Политика
Политика
Москва
0

«Элиты стали мудрее». Как повлияют поправки в Конституцию на федеративные отношения в России

Наш дом Россия
Изменение Конституции укрепит федеративность страны.

Голосование по поправкам к Конституции уже показывает, насколько усилилась федеративность российского государства. В 1993 году против ныне действующей Конституции РФ проголосовало большинство жителей в 17 субъектах страны, а Чечня вообще не принимала участие в референдуме. Но спустя почти 30 лет уже вся страна генерировала поправки к Основному закону. И накануне основного дня голосования можно уверено говорить: плебисцит состоялся во всех 85 регионах Российской Федерации, и большинство граждан поддержали изменения к Конституции. Как в будущем повлияют поправки на федеративные отношения в России – разбирался «ФедералПресс».

Регионы доросли до новых полномочий

Шесть дней, в течение которых проходит всероссийское голосование по поправкам к Конституции, показали большой интерес граждан страны к этому процессу. И если сравнивать нынешнее голосование с конституционным референдумом 1993 года, можно уверенно говорить, что явка ниже 58%, как было тогда, не будет. Причем это касается всех регионов страны.

Как ранее писал «ФедералПресс», такая поддержка населения важна для развития федеративных отношений в стране. Более того, как заявил глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, «есть все шансы, что 1 июля мы преодолеем тлеющую проблему федеративных отношений». Ведь в 1993 году жители 17 субъектов не поддержали Конституцию, Чечня не голосовала совсем, но сегодня – все регионы живут «в общем конституционном поле». «Сейчас есть отличная возможность эту проблему федеративных отношений преодолеть, поскольку везде количество голосов «за» будет больше, – полагает Костин. – Когда мы голосуем за основной закон, крайне важно не только мнение каждого, но и как каждый отдельный субъект Федерации проявил себя на голосовании».

экспертное мнение
Максим Григорьев
30.06.2020, 17:00

«Люди ориентируются на его подход». Григорьев о призыве президента

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что новый вариант Конституции вернёт баланс в федеральных отношениях. «Конституция 1993 года принималась в условиях глубокого политического кризиса. Это была Конституция, скажем так, суперпрезидентской республики. Чтобы преодолеть тот кризис, необходима была концентрация полномочий в руках главы государства, – отмечает Мартынов. – Сегодня, когда государственный суверенитет возвращен России, пришло время восстановить баланс управления федеративного. И это, собственно, целый блок поправок, за который люди активно голосуют».

По словам эксперта, субъекты Российской Федерации получают дополнительные полномочия. Но с другой стороны они получают и больше ответственности – как перед федеральным центром, так и перед своими избирателями. Формула: полномочия равно ответственность, должна стать гарантией развития регионов. «На примере борьбы с коронавирусом мы видим, что, по сути, в ручном режиме было применено то, что заложено в поправках к Основному закону. Главы субъектов федерации были наделены дополнительными полномочиями и принимали решения по борьбе с пандемией, исходя из специфики региона. И это себя оправдало», – считает Мартынов.

Конец эпохи «сепаратистского романтизма»

Как считает президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков, поправка о государствообразующей роли русского народа признается разумной и правильной представителями национальных элит в республиках. «Безусловно, с 1993 года ситуация сильно изменилась. Тогда страна во многом была захвачена инерцией постсоветского распада. Некоторые горячие головы в субъектах федерации решили, что можно быстренько пройти по пути бывших советских республик. Тем более, Ельцин, ставший президентом задолго до референдума 1993 года, заявил, что республики могут брать суверенитета, сколько смогут проглотить. И национальные элиты в некоторых республиках требовали особых условий для себя от федерального центра», – напомнил Кочетков.

Сейчас, считает эксперт, в обществе существует консенсус на основе признания русских государствообразующим народом. «Когда предложили внести поправку о государствообразующем народе в более четком виде, чем сейчас, например, Чечня её поддержала. С этим никто не спорит. Только действительно сепаратистские силы, представители Пятой колонны могут выступать против того, что русский народ – стержень, на котором держится наше государство», – уверен эксперт.

При этом в России практически во всех национальных республиках, за исключением Чечни, Дагестана и Тувы русские составляют либо большинство, либо значительную часть населения. И попытки ущемить права русских, как и представителей других этносов, опасны, считает политолог. «Пример Чечни, которой на время де-факто была предоставлена независимость, показал, что такие эксперименты ничем хорошим для народов России не заканчиваются. Период сепаратистского романтизма в России в прошлом. Тогда многим казалось, что очень просто отделиться и зажить красиво. Однако теперь все убедились, что выпячивания так называемых титульных наций ни к чему хорошему не приводит, я думаю, что элиты в национальных республиках стали мудрее», – заявил Алексей Кочетков.

Зависимость от персоналий

Очевидно, что принятие поправок в Основной закон страны потребует и изменение многих законов и подзаконных актов. Как считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, говорить о том, укрепят ли поправки в Конституцию федеративное устройство России, можно будет, исходя из правоприменительной практики. «Многое будет зависеть от того, как пойдёт процесс транзита власти. Через модель Госсовета или как-то ещё. Сейчас на эти вопросы рассуждать бессмысленно. Много зависит и от конкретных политических персоналий, которые будут участвовать в новой властной модели, поскольку именно персоналии наполняют своим весом различные властные институты», – отметил Салин.

Доцент кафедры политологии и политического управления Школы публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Михаил Мизулин, считает, что со 2 июля, в случае принятия поправок начнется то, что специалисты называют подконституционный процесс. «Мы понимаем, что поправки будут касаться многих сторон деятельности институтов власти. Потребуется внесение поправок во многие законы разных уровней. Центральным моментом является то, что называется единством публичной власти. Это коснётся и областей федерализма, и местного самоуправления. Надо понять, кто будут субъекты законодательной инициативы. Понятно, что они перечислены в действующей Конституции, но многое зависит от конкретных политических фигур», – рассказал Мизулин «ФедералПресс».

По его словам тему федерализма в своё время использовали большевики, которые разыграли ее как политический инструмент. И сегодня в ходе дискуссий может возникнуть вопрос: нужно ли нам сейчас перезагружаться и отказываться от принципов федерализма – это серьёзная тема, это потребует больших концептуальных усилий.

В любом случае, законодательная работа будет вестись на политической платформе президента как платформе суверенитета, национальных интересов и патриотизма. «Однако нельзя забывать о субъективном факторе: кто будет в рабочих группах, которые будут отвечать за удержание политического поля, сформированного Владимиром Путиным. А с другой стороны, кто будут те юристы, которые смогут эти политические платформы юридифицировать под реалии текущего дня. Но то, что тема федерализма будет в обойме этих вопросов – несомненно», – уверен Мизулин.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1