ООН опубликовала доклад, согласно которому Россия ликвидировала крайнюю нищету. Правда, эксперты не спешат радоваться этим заявлениям – пандемия коронавируса может все повернуть вспять, ведь в этот период тысячи россиян потеряли работу и лишились доходов. Действительно ли мы стали «более лучше жить», как сказала героиня одного известного ролика? Или же нас ждут совсем не радужные показатели? Выяснял «ФедералПресс».
Важно правильно посчитать
Согласно данным ООН, в 2019 году в России прекратилась тенденция стагнации доходов населения. По итогам 2019 года реальные располагаемые доходы населения увеличились на 1 % г/г. (в 2018 году рост составил 0,1 %).
Как поясняют эксперты, в докладе ООН речь идет прежде всего о снижении крайней нищеты, то есть нижнего порога. Доктор экономических наук и директор автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов согласен с тем, что Россия эту проблему, которая есть во многих развивающихся странах мира, уже решила. «Говорить о том, что у нас крайне бедное население, нельзя. Но мы понимаем, что национальные цели, обозначенные в указе президента от 7 мая 2018 года о сокращении в два раза бедности в России, остаются актуальными. Мы понимаем, что число людей, чьи доходы сократились и чьи перспективы становятся неясными, увеличивается», – отмечает эксперт.
По мнению доктора экономических наук Михаила Делягина, не очень понятно, на основании чего ООН сделала свой вывод. «Видимо, использованы данные официальной российской статистики. Понятно, что люди в ООН с большим опозданием прочитали справку Росстата и стали ее цитировать. Качество официальной статистики не вызывает слишком большого уважения в силу занижения уровня инфляции. Возникает вопрос: при чем тут ООН?» – удивляется эксперт, добавляя, что можно получить цифры высокого дохода населения за счет роста сверхбогатой части общества, однако тогда другая группа будет нищать.
Экономист уверен, что в России не видно снижения числа бедных, «хотя людям из Нью-Йорка якобы виднее». «Лишний раз доказывается сегодняшняя недееспособность ООН», – подчеркивает эксперт.
В свою очередь заместитель директора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максим Васильев считает, что когда речь идет о таких цифрах, как 0,1 или 1 %, в абсолютных величинах – это размер погрешности. «Апеллировать такими показателями – «очковтирательство» для населения, которое слабо разбирается в обсуждаемой теме. «Кто делает такую статистику? Причины в экономике 2019 года, которые могли послужить исчезновению нищеты в России, не наблюдались. Единственная — это рост МРОТ, который по документам действительно вырос», – отмечает Васильев.
Но те компании, которые не могут платить, по словам эксперта, просто сокращают ставку до 0,75 или 0,5. «В Республике Марий Эл продавцы в магазине получают зарплату в 5–6 тысяч рублей в месяц. 60 % трудоспособного населения собирают в лесу металлолом, который остался после развитых предприятий советского времени. Это экономическая составляющая также жителей Кировской области и других. То же можно сказать про сельское население других регионов страны», – говорит Васильев.
Впрочем, по словам эксперта, общая тенденция и позитивный настрой в обществе должны присутствовать. Для этого «и пишутся показатели». «Если вы захотите их проверить и пересчитать, у вас это не получится. Внутрирегиональную статистику собирает Росстат, который получает ее от руководства регионов. Конечно, любому руководителю очень хочется уменьшить отрицательные данные и увеличить положительные. Все это часто на бумаге отличается, по моему мнению, от текущей действительности», – уверен собеседник «ФедералПресс».
Пандемия свое возьмет
Изменить все может пандемия, которая охватила большинство стран мира. Эксперты ее называют еще «пандемией коронабесия». Она подорвала экономики многих государств и спровоцировала рост бедности. Экономист Михаил Делягин прогнозирует увеличение численности населения, проживающего за чертой бедности.
А политолог Александр Жуковский считает, что на самом деле «нижние слои» способны приспосабливаться к худшим условиям жизни. «Фиксируется активный уход нижних слоев населения в натуральное хозяйство. В соответствии с принципами организации натурального хозяйствования будут развиваться и социально-политические оценки и отношения. Скорее всего, с точки зрения государственной политики этот вариант «роста» доходов очень скоро может оказаться не самым приятным», – отмечает политолог.
Однако, как полагает эксперт Максим Васильев, рост нищеты возможен только в случае второй волны пандемии коронавируса. «Хотя на волны делить пандемию нельзя. Этот процесс не остановится, пока не появится вакцина, а мы не научимся бороться с вирусом, или же большинство не получит иммунитет. С определенными сезонными колебаниями COVID-19 будет влиять на уклад жизни в стране и экономическую ситуацию. Если статистика будет записывать правдивые вещи, то будем считать, что коронавирус на нее повлияет», – уверен эксперт.
Когда станем богаче
А кто сказал, что россияне уже не стали богаче? Олигархи Владимир Потанин, Вагит Алекперов, Леонид Михельсон, Владимир Лисин и Алексей Мордашов вряд ли разделят стенания экспертов по поводу снижения доходов при коронавирусе. По мнению экономиста Владимира Климанова, риск увеличения бедных в стране прогнозируется в зависимости от методологии расчетов. «В нашей стране бедность принято считать через абсолютные показатели среднедушевого дохода и прожиточного минимума. В некоторых странах используется и расчет относительной бедности, которая считается через доступность для человека определенного рода товаров, благ и услуг, которые он хотел бы получить», – поясняет экономист.
Нужны такие инструменты, чтобы число бедного населения не росло, а сокращалось, считает Климанов. При этом нужно учитывать российские особенности. «Бедность неравномерно распределена по территории. Есть регионы, где доля бедного населения выше среднего по стране – 20–30 %, например в Республике Тыва. Поэтому при решении проблем бедности нужно думать о территориальном перераспределении бедности, чтобы она носила территориально дислоцированный характер. Для этого нужно продумывать механизмы помощи отдельным территориям, регионам, перепрофилирования экономики в моногородах, где высокие риски оказаться в числе бедного населения», – говорит Климанов.
Он также считает, что свое влияние на общую статистику оказывают небогатое сельское население, пенсионеры, безработные, семьи с детьми. «Для них разработаны особые меры поддержки, и они, на мой взгляд, довольно успешно применяются», – резюмирует эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис