Общество
  1. Общество
Общество
Иркутская область
0

Омуль, скачки, лечебные грязи и наскальная живопись. Туристический маршрут по Иркутской области

Пока границы ближнего и дальнего зарубежья остаются закрытыми для российских туристов, сезон отпусков никто не отменял. В связи с этим встает вопрос: где сегодня можно отдохнуть? Оказывается, есть места, и далеко ездить не надо. «ФедералПресс» подготовил памятку для туристов, решивших посетить Иркутскую область – в спецпроекте «Отдыхай в России».

В два раза больше Польши

Иркутская область занимает площадь в 775 тысяч квадратных километров. Это, к примеру, в два раза больше немаленькой (по европейским меркам) Польши. Регион сочетает в себе различные типы местности и природные ландшафты. И в отличие от той же Польши, где проживает 38 млн человек, население Иркутской области составляет 2,3 млн человек. Поэтому разгуляться туристам здесь есть где. Но к путешествию придется подготовиться основательно: регион находится в зоне резко-континентального климата, поэтому в самый жаркий месяц (июль) столбик термометра может подниматься до отметки +40 градусов Цельсия, а в январе опускаться до -40 градусов. Север региона не удивить отметками и в -50 градусов.

Большинство населения Иркутской области – русские. Следующая по численности народность – буряты, которые живут по всей области, но также имеют свой административный округ со столицей в поселке Усть-Ордынский. Кроме того, в регионе широко представлены коренные народы: эвенки, проживающие на севере региона, и тофы (один из самых малочисленных народов), которые компактно живут в одной из самых труднодоступных местностей Саянских гор – Тофаларии. Все жители отлично владеют русским языком. Одно из немногих языковых отличий среди местных жителей – от них редко услышишь словосочетание «Иркутская область», здесь принято называть регион Приангарьем или Прибайкальем.

Иркутск – город купеческий

Куда бы вы ни направились в путешествие по Приангарью, в большинстве случаев путь начинается из областного центра. Иркутск был основан в 1661 году в месте слияния рек Ангары и Иркута и изначально рассматривался как логистический центр на пересечении торговых путей из Азии в Европу. Столица Приангарья славится уникальными образцами деревянного зодчества: большинству зданий в историческом центре более 100 лет. В городе работают сотни отелей, гостиниц и хостелов, поэтому проблем с проживанием не возникнет. Но следует помнить, что отправляясь в Иркутск с июня по сентябрь, в разгар туристического сезона, лучше заранее забронировать отель.

В Иркутске расположен крупнейший международный авиаузел, через который проходит свыше двух миллионов пассажиров в год. Аэропорт находится в черте города, и в любую точку Иркутска можно добраться на рейсовом автобусе или на такси за относительно небольшие деньги. За дорогу до центра частные извозчики берут в среднем 200–250 рублей. Также можно воспользоваться и железнодорожным транспортом. Или автомобилем. Расстояние по федеральной трассе Р255 «Сибирь» от Красноярска составляет 1100 километров. Вдоль дороги расположено большое количество населенных пунктов, в каждом из которых всегда найдется автозаправка и гостиница.

Старик Байкал

Жемчужиной и визитной карточкой региона по праву считается Байкал – самое глубокое озеро на планете, заодно и самый большой пресный водоем. Озеро протянулось с юго-запада на северо-восток на 636 километров в виде гигантского полумесяца. Ширина водоема колеблется в пределах от 24 до 79 километров, а дно Байкала в самой глубокой его части на 1187 метров ниже уровня Мирового океана. Максимальная официально зарегистрированная глубина озера 1642 метра, однако ученые сходятся в том, что эта цифра не окончательная.

Вода в Байкале холодная – температура поверхностных слоев даже летом не превышает +8...+9 градусов, но в заливах может прогреваться до +15 (максимальная зафиксированная температура +23 градуса). Так что купание на Байкале – развлечение для подготовленных экстремалов. Лучше несколько раз подумать, прежде чем устроить заплыв: Байкал не любит легкомысленных.

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине до 40 метров. Обычно такое встречается весной, когда вода в озере синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, ее прозрачность снижается до 8–10 метров, а цвет становится сине-зеленым и зеленым.

В озере проживают 2600 разных представителей флоры и фауны, 2/3 из них эндемики – то есть обитают только на Байкале. Наиболее известные: байкальская нерпа (единственный в мире пресноводный тюлень), прозрачная рыба голомянка, которая на 90 % состоит из жира, и деликатес – байкальский омуль. Правда, его вылов запрещен.

Листвянка

Ближайшеек Иркутску побережье Байкала – поселок Листвянка, расположенный в 60 километрах от областного центра. Первое упоминание о поселке датировано 1725 годом, который и считается годом основания. Свое название Листвянка получила из-за лиственниц, растущих на Лиственничном мысу вблизи населенного пункта.

Листвянка известна еще и тем, что здесь появился один из первых таможенных постов на северо-востоке страны. Таможенники боролись с контрабандистами, которые через Байкал нелегально перевозили товары из Китая, большим спросом пользовался чай. Истории об этом расскажут в местном краеведческом музее и ведомственном музее, расположенном в здании таможни. По соседству с последним находится нерпинарий, где можно понаблюдать за жизнью байкальских нерп.

Помимо прогулок на катере и отдыха на пляже гости Приангарья могут запастись сувенирами с Байкала, которые продаются прямо на набережной и на рынке. Рынок, к слову сказать, расположен рядом со зданием ЗАГСа. Государственное учреждение пользуется большой популярностью не только среди местных жителей, и в последнее время сюда приезжает все больше желающих сыграть свадьбу на Байкале.

На рынке продают «гастрономическую визитку» Байкала – омуля. Наиболее вкусной считается рыба горячего копчения. Покупая его, следует помнить несколько вещей. Во-первых, омуль горячего копчения вкусен именно горячим, поэтому съедать его лучше сразу. Для этого на береговой линии расположена масса пикниковых зон. Впрок запасать деликатес не следует из-за его небольшого срока годности: не стоит портить впечатление от хорошего. И еще один момент – сейчас на Байкале вылов омуля запрещен. Поэтому, скорее всего, под видом деликатеса доверчивому туристу продадут пелядь – рыбу внешне похожую, но существенно (и не в лучшую сторону) отличающуюся по вкусу. Омулем же торгуют местные браконьеры.

Инфраструктура. Вся береговая линия Листвянки – сплошные отели и гостевые дома. Цены разные. В разгар сезона можно найти вполне приличный домик стоимостью 2000 рублей за сутки. Зимой цены ниже примерно в два раза. Но следует помнить, что Листвянка рассчитана в первую очередь на иностранцев, и бюджетному туристу здесь может показаться дорого.

Как добраться. От Иркутска до Листвянки ходят маршрутные автобусы, на которые можно сесть в областном центре на автовокзале или Центральном рынке. Стоимость проезда – от 145 рублей. Для желающих более комфортной поездки всегда к услугам таксисты. Правда, меньше чем за 1000 рублей они не поедут.

Тальцы

На том же Байкальском тракте, не доезжая 20 километров до Листвянки, турист может выйти на остановке «Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Своим появлением музей обязан строительству «Ангарского каскада» – серии из трех гидроэлектростанций в Иркутской области: Иркутской, Братской и Усть-Илимской. В начале 60-х годов прошлого века при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667 г.) и Казанской привратной церкви (1679 г.) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем.

9 января 1966 года Иркутский облисполком принял решение о создании музея народного зодчества. Выбрать место для строительства будущего музея было поручено московскому архитектору Галине Оранской. Она выбрала Тальцинское урочище на слиянии рек Ангары и Тальцинки. Именно сюда были перевезены и заново смонтированы первые объекты архитектурной культуры. В музее ретроспективно воссозданы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Сейчас уникальный музей насчитывает 29 тысяч архитектурных и этнографических памятников, которые расположены в живописном месте на площади в десятки гектаров.

Инфраструктура. Собственным гостиничным фондом музей не располагает, поэтому ночевать посетителям придется или в Листвянке, или в Иркутске.

Как добраться. Так же, как и до Листвянки: автобусом, маршруткой или на такси.

КБЖД

Кругобайкальская железная дорога – маршрут, интересный не только с эстетической точки зрения, но и с инженерной, а так же с исторической. Участок железной дороги от станции Слюдянка до станции Порт Байкал был построен за шесть лет и сдан в эксплуатацию в 1905 году. С 1956 года, после строительства Иркутской ГЭС и сооружения обходного пути, участок в 89 километров для грузоперевозок не используется, и по нему курсирует только туристический поезд.

Туристы полноценно насладятся пейзажами – весь отрезок пути проходит по побережью Байкала. По пути следования предусмотрены несколько остановок и пояснения гида. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной в 9 километров, 15 каменных и три железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. В начале XX века при строительстве одного километра пути КБЖД инженерами использовался в среднем один вагон взрывчатки.

КБЖД интересна и для пеших путешественников. Но стоит знать, что маршрут займет как минимум два дня и путешествовать придется в полном отрыве от цивилизации: во многих местах отсутствует сотовая связь, а череда обрывов и отвесных берегов Байкала заставляет объективно оценивать свои силы. К тому же нередко в этих местах можно встретить медведя. Особенно вольготно «хозяева тайги» чувствуют себя здесь в июне, когда на прибрежных камнях много липачана – так местные называют личинки насекомых. Медведи считают это лакомством,а туристов могут принять за конкурентов. Доброжелательности хищникам не добавляет и то, что на это же время приходится пора «медвежьих свадеб». Не следует забывать и о клещах. Кровососущие членистоногие могут оказаться переносчиками энцефалита и боррелиоза, или болезни Лайма. Поэтому лучше заранее сделать прививку, иметь закрытую одежду, пользоваться спреем, а на привалах осматривать себя.

Решившись на пешее путешествие по КБЖД, лучше идти в сопровождении опытного проводника, который знает местные особенности. Пеший маршрут необходимо зарегистрировать в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Там же необходимо оплатить сбор за посещение особо охраняемой природной территории. Для жителей Иркутской области он составляет 50, для всех остальных – 100 рублей.

Инфраструктура. Железнодорожный маршрут рассчитан на один день. Поэтому гостиниц и турбаз на КБЖД нет, но можно попроситься на ночевку к редким местным жителям. Скорее всего, приютят. В Сибири не принято отказывать путникам.

Как добраться. Если вы выбрали железнодорожный маршрут, то все организационные проблемы на себя возьмет туроператор. Экскурсионный поезд отправляется с железнодорожного вокзала Иркутска. Также можно доехать до Листвянки, от нее добраться на пароме до Порта Байкал.

Остров Ольхон

Летом остров посещают множество туристов из разных регионов России и зарубежья. В живописных бухтах можно встать с палаткой. Вода в них хорошо прогревается к августу – до +18 градусов. На западном берегу в средней части острова, в 10 километрах от поселка Хужир, находится пользующееся популярностью у туристов озеро Ханхой, вблизи которого расположена одноименная туристическая база. На острове почти нет опасных животных и энцефалитных клещей. Но стоит помнить, что территория Ольхона заповедна и для пребывания здесь необходимо получить разрешение в островном лесничестве.

Въезд на остров осуществляется по паромной переправе «МРС – остров Ольхон» от села Сахюрта. В настоящее время работают три парома – «Дорожник»,«Ольхонские ворота» и «Семен Батагаев». Первый берет на борт 5–6 машин, последние два – по 17. В летнее время переправа работает весь световой день с интервалом около часа. На подъезде к переправе скапливаются многочасовые очереди автомобилистов. Среднее время прохождения очереди занимает около трех часов, однако можно прождать и сутки. Зимой вместо паромной переправы функционирует ледовая дорога.

На острове масса мест, которые будут интересны туристам. Однако стоит помнить, что Ольхон считается сакральным местом у местных жителей, большинство которых являются шаманистами и верят в духов Байкала. Поэтому при посещении достопримечательностей желательно не оскорблять чувства верующих. Самым распространенным ритуалом, от которого не следует отказываться, является предложение «побурханить» – на одном из сакральных мест выпить (или хотя бы пригубить) немного алкоголя и оставить подарок местным духам – бурханам. В качестве подношения подойдет тот же алкоголь, сигареты, пища или незначительные суммы денег. И упаси бог туриста забрать что-то с бурхана в качестве сувенира – конфликт с местными жителями гарантирован.

Инфраструктура. Проблем с жильем на острове Ольхон не возникнет, после запрета на вылов омуля турбизнес стал для местных жителей главным источником дохода, поэтому в каждом поселке – масса гостевых домиков и турбаз.

Как добраться. От Иркутска по Качугскому тракту идет автобус, в пути придется провести около 5–6 часов. На автомобиле быстрее, но такси обойдется минимум в 5000 рублей. Также можно зафрахтовать частный самолет из Иркутска или катер из Листвянки.

Усть-Ордынский округ

Как и остров Ольхон, Усть-Ордынский округ Приангарья населяют этнические буряты. Правда, в отличие от своих островных родственников, которые в основном исповедуют шаманизм, большинство Усть-Ордынских бурятов – буддисты. Поэтому в каждом населенном пункте можно встретить буддийский храм – дацан. Дацаны открыты для посещения представителям всех религиозных конфессий, и лама (учитель, проповедник) охотно согласится побеседовать с гостями на философские темы, а также проведет обряд очищения. Естественно, за вознаграждение.

Усть-Ордынский округ лишен Байкала, поэтому сюда едут за этнографическими и гастрономическими впечатлениями. Действительно, здесь можно провести ночь в настоящей бурятской юрте, поучаствовать (скорее всего, зрителем) в скачках, пострелять из лука и побаловать себя настоящей бурятской кухней.

В округе на территории Нукутского района находится очень популярное место отдыха – пляж «Золотые пески», расположенный на Братском водохранилище. Сюда приезжают сотни туристов из Иркутской области, Бурятии и Красноярского края. Ежегодно здесь проводится спортивный праздник «Гэсэры Приангарья», включающий турниры по конному спорту, стрельбе из лука, вольной и бурятской борьбе среди юношей.

Инфраструктура. Большое количество турбаз, гостевых домов и мини-отелей.

Как добраться. Ежедневно между Иркутском и Усть-Ордынским курсирует рейсовый автобус.

Шишкинские писаницы

Интересно для туристов будет не только побережье Байкала и окрестности областного центра. Северные территории также привлекают все больше любителей экзотики, истории и этнографии. В 262 километрах на север от Иркутска, недалеко от старинного поселка Качуг, находятся Шишкинские писаницы – археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных в период от эпохи позднего неолита до XIX века.

Комплекс расположен вдоль берега реки Лены. Он насчитывает более трех тысяч рисунков, а его протяженность составляет около 3,5 километра. На скалах изображены различные животные, мифические существа, картины о путешествиях, военных походах и праздниках. Фигуры нарисованы охрой либо выбиты на скале. Петроглифы находятся под угрозой уничтожения, в первую очередь в результате вандальной деятельности человека. Примечательно, что одно из изображений древнего всадника из Шишкинских писаниц взято в качестве герба для республики Саха (Якутия).

Инфраструктура. Ближайшую гостиницу можно найти в райцентре Качуг. Туристов здесь немного, поэтому на сервис уровня курортов рассчитывать не приходится. Но цены очень демократичные.

Как добраться. От Иркутска по Якутскому тракту на рейсовом автобусе или автомобиле. Стоимость проезда в общественном транспорте около 600 рублей. Такси обойдется примерно в 20 тысяч рублей.

Усть-Кут – ворота на Север

Еще одной северной точкой, интересной для туристов, станет Усть-Кут. Город расположен ровно в 1000 километров от Иркутска. Несмотря на то, что Усть-Кут построен на вечной мерзлоте, температура летом здесь нередко достигает отметки 40 градусов и выше: хороший загар туристу обеспечен. Правда, лето в Усть-Куте короткое – купальный сезон длится от силы два месяца.

Искупаться можно в реке Лене – крупнейшей водной артерии Сибири. Несмотря на солидный возраст (Усть-Кут основан в 1631 году и на 30 лет старше областного центра), архитектурой город похвастаться не может. Однако едут сюда и не за этим. В Усть-Куте расположен один из лучших в стране курортов, основанных на минеральных источниках. Первое упоминание о них принадлежит известному русскому землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, который узнал о соляных ключах и в 1639 году устроил там соляные варницы. В 1928 году появился санаторий в четырех километрах от Усть-Кута. Лечебная грязь уникальна: она относится к высокоминерализированным сульфидно-хлоридно-натриевым иловым грязям.

Впрочем, в перерывах между процедурами можно посетить в Усть-Куте и другие интересные места. Именно отсюда начинается Байкало-Амурская магистраль, о истории ее строительства могут рассказать в местном краеведческом музее. А добираясь от курорта до музея (это свыше 20 километров) по правой стороне, можно наблюдать практически непрерывно забор и портальные краны – здесь расположен некогда крупнейший в стране и второй в мире по величине речной порт Осетрово.

Инфраструктура. Усть-Кут – крупный транзитный узел, в нем расположено пять гостиниц, несколько десятков домашних гостиниц, в том числе курорт располагает собственным жилым фондом.

Как добраться. Из Иркутска в Усть-Кут можно добраться по федеральной трассе «Вилюй» на автомобиле или междугороднем автобусе. По железной дороге необходимо выходить на станции Лена– это и есть непосредственно город, в отличие от маленькой железнодорожной станции Усть-Кут на подъезде к нему. Также можно добраться на самолете – вылеты из областного центра осуществляются ежедневно.

Фото: ФедералПресс / Давид Азизов, admirk.ru, irkobl.ru, mus38.ucoz.ru, site-sanatoria.ru, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», talci-irkutsk.ru, irk.gov.ru

Сюжет по этой теме
12 июня 2020, 13:24

Отдыхай в России

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1