Тренды автомобильного рынка – хороший индикатор экономической активности и благосостояния граждан. Есть у людей деньги – нет автомобилей в салонах дилеров. Нет платежеспособного спроса – можно купить «здесь и сейчас» самые привлекательные и доступные комплектации, которые раньше приходилось ждать месяцами. Как после весеннего спада ведет себя пермский рынок новых легковых автомобилей – в материале «ФедералПресс».
Консалтинговое агентство Russian Automotive Market Research выпустило прогноз по продажам новых автомобилей в 2020 году. В этом прогнозе рассматривается четыре сценария. Согласно базовому сценарию, реализация новых легковых автомобилей в России в этом году по сравнению с прошлым годом снизится на 29,1 процента и составит 1,124 миллиона единиц. По оптимистичному сценарию падение продаж не превысит 25,5 процента к прошлому году, по пессимистичному сценарию рынок упадет на 34,7 процента. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может составить 38,7 процента, говорится в исследовании.
«Подорожание «Лады» еще довольно мягкое». Эксперт о росте цен на автомобили
Также аналитики отметили, что в июле – августе из-за отложенного спроса, сформировавшегося из-за карантина, в автосалонах страны будет наблюдается бум продаж на многие ходовые модели автомобилей. Их станет невозможно купить, потому что доступные авто расхватают на месяцы вперед. Июль наступил: пора проверить, настал ли спрогнозированный бум продаж.
Медленное выздоровление
Авторынок Прикамья после мартовского и апрельского спада понемногу начинает выздоравливать. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», если в апреле 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года продажи автомобилей в Пермском крае упали на 61 процент (жители края купили 1205 машин вместо 3067 годом ранее), то в мае падение продаж составило «лишь» 44,4 процента (1360 новых авто против 2447 годом ранее). Июньские итоги ожидаются еще более оптимистичными.
Лидерство на рынке Пермского края удерживает отечественная марка LADA. Далее в рейтинге следуют корейские бренды KIA и Hyundai. Кроме них, в пятерку лидеров рынка новых легковых автомобилей в России по итогам мая нынешнего года вошли французская Renault и японская Toyota. Но в мае они все без исключения снизили объемы продаж в диапазоне от 30 до 60 процентов.
Большинство пермских автосалонов сегодня работают в обычном режиме. Раньше дорогие комплектации авто можно было купить «здесь и сейчас», базовые нужно было заказывать. Сейчас нашему корреспонденту в первом же автосалоне LADA без проблем предложили самую недорогую LADA GRANTA белого цвета безо всяких доплат – бери и езжай. То же самое касается LADA VESTA, которых предложили на выбор сразу шесть штук.
В автосалоне KIA по случайному совпадению также предложили на выбор шесть машин KIA RIO. Компьютерная программа показала еще 82 автомобиля в наличии на разных складах страны. «Если вас ничего из имеющегося не устроит, – пояснил менеджер, – мы можем выбрать из этих восьмидесяти двух. И привезти в течение недели».
Что касается Hyundai, то «прямо сейчас» можно купить относительно дорогие седаны SONATA и ELANTRA. Найти в свободной продаже самые ходовые CRETA и SOLARIS действительно почти невозможно. Нужно ждать, причем некоторые комплектации – от трех месяцев и более. А вот в разных автосалонах Renault на момент подготовки материала можно было выбрать от одной до десяти машин каждой модели. Как повезет.
«Что мы понимаем под словом ажиотаж? Это рост продаж автомобилей по сравнению с прошлым годом. В этом году ажиотажа на автомобильном рынке точно не будет, — говорит автомобильный эксперт Алексей Деткин. – На рынке премиальных автомобилей и в сегменте машин стоимостью от полутора миллионов рублей прогнозируется снижение на 23 процента в сравнении с 2019 годом. Ожидается небольшое повышение спроса на бюджетные автомобили стоимостью до одного миллиона рублей за счет отложенного спроса апреля – мая. Кроме того, люди копили деньги на отпуск за границей, но сегодня никуда не поехать, и эти деньги могут быть потрачены в том числе на покупку нового автомобиля. Но не факт. Люди сегодня готовятся к чему-то худшему, не исключая второй волны самоизоляции. Они просто не знают, что будет осенью. Большинство предпочитают пока приберечь свои деньги. Поэтому ожидается, что объем продажи бюджетных автомобилей по итогам 2020 года упадет на 10–15 процентов».
Спрос тормозится ростом цен
С одной стороны, за последние несколько лет мы привыкли к постоянному росту цен. АВТОВАЗ только в прошлом году трижды поднимал цены на автомобили LADA и в этом году – еще столько же. По данным сайта «Цена Авто», их удорожание в среднем каждый раз составляло 1–2 процента. Но при этом минимальная цена седана LADA VESTA с начала 2020 года уже выросла на 6,3 процента, а у седана LADA GRANTA этот показатель составил 4,7 процента. Если же смотреть динамику цен за три года, то стоимость базовой LADA VESTA выросла на 100 тысяч рублей.
Примерно то же самое можно сказать и о зарубежных брендах. Никто не хочет работать в убыток, плюс банки ужесточают кредитную политику. По данным «Автостата», количество выданных автокредитов в Пермском крае в мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 39,1 процента (1248 вместо 2050 единиц).
Кроме того, рекламные цены на автомобили серьезно отличаются от реальных трат на приобретение авто, что отпугивает покупателей. Например, рекламная цена LADA GRANTA – всего лишь 405 тысяч рублей. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что столь привлекательная сумма возможна лишь при совпадении множества факторов. Во-первых, у вас есть дети и вы подходите для участия в программе «Семейный автомобиль». Во-вторых, ранее вы не имели авто в собственности и подходите под участие в программе «Первый автомобиль». В-третьих, вы продаете свое автотранспортное средство возрастом старше шести лет в счет уплаты части первоначального взноса по программе льготного кредитования. Интересно, как состыковать пункты два и три? В-четвертых, вы – работник медицинской организации государственной системы здравоохранения и имеете право на специальные условия покупки автомобиля в кредит. В-пятых, вы в последние два года не брали никаких других автокредитов. И, наконец, не забывайте, что кредит – это проценты плюс КАСКО и, как правило, страхование жизни. Да, автомобиль сам по себе стоит немного, но окончательная сумма затрат на его приобретение выглядит не так привлекательно.
Если решите взять LADA GRANTA не в кредит, а за свои, готовьте от 470 тыс. 900 рублей. То же самое касается и LADA VESTA: 570 тысяч рублей – это ее рекламная цена. Доступная цена – от 653 тыс. 900 рублей. Таким привлечением покупателей пользуются почти все автопроизводители. Рекламируют Hyundai SOLARIS за 460 тысяч рублей, а на самом деле безо всяких кредитов она стоит от 775 тысяч. CRETA рекламируется за 648 тысяч рублей, хотя вряд ли вам удастся купить ее дешевле 990 тысяч.
Прогнозы аналитиков о том, что в июле – августе из-за отложенного спроса в автосалонах будет наблюдается бум продаж на многие ходовые модели автомобилей и их просто физически станет невозможно купить, пока так и остаются прогнозами. Во многом потому, что стоимость автомобилей и доходы автолюбителей движутся разнонаправленно: первые растут, вторые падают из-за весенних ограничений. При сохранении тренда в автосалонах действительно не останется ходовых моделей. Но не потому, что их раскупят, а потому что не может быть ходовым товар, который покупатель не может приобрести.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экономический кризис