Сотрудники районной больницы в Курском регионе не могут добиться обещанных им президентом выплат. Прошло четыре месяца с начала пандемии и введения режима повышенной готовности, а медработники ждут поддержки, пишут в разные инстанции, но в ответ – либо отписки, либо тишина. Пока «наверх» уходят красивые отчеты, спасатели в белых халатах рискуют жизнями, не получая взамен заслуженных выплат. В не красящей местные власти истории разбирался «ФедералПресс».
Защиты не хватает
В Щигровской центральной районной больнице трудится около пятисот медработников. Около ста из них имеют дело с больными коронавирусом, причем постоянно. Как рассказала «ФедералПресс» врач Ольга Иванова (имя изменено), в апреле средств индивидуальной защиты у медперсонала практически не было.
Начиная со 2 мая, в структурных подразделениях ОБУЗ «Щигровская ЦРБ» «постоянно фиксировались и продолжают выявляться случаи заражения среди медперсонала и пациентов». Большая часть сотрудников переболели новой коронавирусной инфекцией, ОРВИ и внебольничной пневмонией.
Был и смертельный случай от COVID-19. Умерла 46-летняя медсестра, которая постоянно контактировала с ковидными больными. Умерли также близкие родственники нескольких сотрудников, вероятно, получившие заряд вируса от медицинских работников. Персонал сдает мазки и кровь на антитела к COVID-19. Положительные результаты ПЦР (мазки из рото- и носоглотки) получили более 30 сотрудников, анализы крови (ИФА) в большинстве случаев дают положительные результаты – заражен.
В поликлинике, в отделениях скорой помощи и лучевой диагностики, в терапевтическом отделении постоянно циркулируют пациенты с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, COVID-19 и даже уже с положительными результатами анализов на коронавирус – вся информация, по словам Ольги, отражается, как и положено, в журналах учета и в историях болезни.
Врачи связывают вспышку заболеваемости в Щигровской больнице с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических норм и распоряжений Минздрава. Так, 30 марта по 13 мая приемно-смотровой фильтр-бокс, расположенный в здании поликлиники, отделили от общего коридора и от регистратуры приставной ширмой. Ни о какой герметичности, которая обязательна при отделении «красной» зоны от «чистой», речи не шло. Фильтр-бокс, со слов медработников, не был оборудован санпропускником, системой шлюзов, помещением для снятия использованных средств защиты с учетом их дезинфекции. Не было там и системы автономной приточной и вытяжной вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком, устройствами обеззараживания воздуха фильтрами тонкой очистки воздуха – это все положено по санитарным нормам. И даже главврач не всегда носил маску в помещении.
Катастрофически не хватало в поликлинике средств индивидуальной защиты. Несколько раз медики говорили об этом своему главврачу устно, а 17 апреля написали ему коллективное письмо, требуя обеспечить безопасность сотрудников, как это прописано в приказе Минздрава РФ. 30 апреля коллектив получил ответ, согласно которому «все средства индивидуальной защиты распределялись, исходя из расчета потребностей защитных средств и журнала предметно-количественного учета расходных материалов». За этими формальными словами было непонятно, кто и сколько СИЗ получил, какого они качества и насколько соответствуют правилам безопасности.
По словам Ольги Ивановой, вместо противочумных костюмов I типа сотрудникам приемно-смотрового фильтр-бокса поликлиники и участковым терапевтам, обслуживающим вызовы на дом к температурящим больным, в апреле выданы тонкие одноразовые халаты из спанбонда, респираторы FFP2 без лицевого щитка из расчета один респиратор на человека на три месяца работы, короткие перчатки, короткие одноразовые бахилы, очки. «Остальным сотрудникам не выделялось и этого. Работники сами шили себе маски из марли. Только этим и спасались», – добавляет Ольга.
Даже те выданные немногочисленные СИЗ были больше 50 размера, что нарушает пункт 15.10. СанПиН, гласящий, что медики обеспечиваются защитой в нужном количестве и необходимого размера. «Водителю, транспортирующему доктора до места в течение всего апреля, не выдавались никакие СИЗ. Доктор же в одноразовых средствах посещал все вызовы – от четырех до восьми в день. Одноразовые костюмы и халаты не подлежат обработке, с такой плотностью они попросту промокают. Если первый вызов доктор обслуживал в чистом костюме, на остальные приходилось ехать в потенциально опасной одежде. Попытки решить этот вопрос с руководством увенчались успехом только к 12 мая. Такая же ситуация складывалась и с сотрудниками, производящими забор мазков на дому у COVID-19 положительных пациентов», – рассказала медработник.
Не отреагировал на проблему медиков и губернатор Роман Старовойт. По словам сотрудников ЦРБ, сам разбираться он не поехал, а отправил мэра Щигров Шелеста. «Мэр приехал, привез маски, за что ему спасибо. Но мы его даже не видели и с ним не встречались. Какие-то ему фотографии показали, он выставил у себя на странице и сказал, что все нормально. Не знаем, как ему главврач представила ситуацию», – поделились врачи, добавив, что главный врач все это время отчитывалась «наверх» и в местных СМИ, что все хорошо, и всего хватает.
Владислав Шелест действительно написал на своей странице в соцсетях, что посетил «в очередной раз Щигровскую ЦРБ». «Но не с пустыми руками. Привез из Курска 4,5 тысячи медицинских одноразовых масок и 300 многоразовых для техперсонала. И 50 сладких наборов для медработников (хотя реально сотрудников в больнице около 500, – прим. авт.) в качестве благодарности за их стойкость и опасность в работе», – поделился Шелест с подписчиками.
Платят не всем
Врачи говорят, что обещанные президентом России выплаты они в полном объеме не получили. «Было несколько переводов, по 22 тысячи, по 9 тысяч, санитаркам две тысячи рублей обещали. Но это ж не те деньги, о которых заявлялось», – делится Ольга Иванова.
По ее словам, из ста медработников, постоянно контактирующих с коронавирусными больными, выплаты получают лишь единицы. Хотя, по сути, в больнице контактируют с Covid все. Врачи просили свое руководство объяснить, почему не получили доплаты те, кто работал в фильтр-боксе, в других отделениях больницы, ведь практически все сотрудники ЦРБ напрямую контактируют с больными с подтвержденными случаями внебольничной пневмонии и коронавируса. «Нам объясняют, что мы стационаром не являемся, хотя мы делаем все то же самое, и, по сути, это и есть стационар», – сообщила собеседница «ФедералПресс».
Контрольно-счетная палата Курской области по запросу врачей провела свою проверку (ее результат в распоряжении редакции имеется). Согласно отчету КСП, Щигровской ЦРБ на доплаты медперсоналу выделено более 5,6 млн рублей, из которых около 4,3 млн рублей администрация региона уже перечислила. Между тем, как отчиталась главврач районной больницы, общая сумма выплат медработникам за апрель и май составила 3,4 млн рублей. Из них 2,7 млн — те самые «президентские выплаты». Курская КСП признала, что на свой запрос аудиторы получили противоречивую информацию, «что свидетельствует о ненадлежащем исполнении в Щигровской ЦРБ нормативно-правовых актов о предоставлении дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда медработникам».
Режим тишины
Врачи уже писали и в прокуратуру. На обращение, отправленное 9 июня, ответ так и не поступил. «Написали конкретному следователю следственного комитета, бумаги не дошли. Как-то улажен был вопрос нашей администрацией», – говорит Ольга Иванова.
Главврач Щигровской ЦРБ Ирина Гайдабурова на контакт с коллегами уже не идет – ни письменно, ни устно. Врачи же уверены, что, прими их руководство своевременные меры, можно было избежать большого числа зараженных среди сотрудников больницы. «Сегодня мы работаем без лаборатории, без действующих кабинетов кардиограммы и функциональной диагностики, без инфекциониста, без большинства узких специалистов – они заражены. Больных даже двухсторонней пневмонией уже класть некуда. Каждый день выявляется от 6 до 13 больных с пневмониями, – рассказывают медики. – Пациентов приходится лечить на свой страх и риск участковым терапевтам».
На момент подготовки материала стало известно, что в ведомстве инициировали документальную проверку по фактам невыплат врачам Щигровской ЦРБ. Правда, медики говорят, что пока никаких проверяющих не видели. За разъяснением ситуации «ФедералПресс» обратился в региональный комитет здравоохранения, однако сотрудники ведомства отказались от комментариев.
Редакция направляет запросы с просьбой дать разъяснения по ситуации в Щигровской ЦРБ губернатору Курской области Роману Старовойту, а также в региональное управление Роспотребнадзора. Кроме того, данную публикацию просим считать официальным запросом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и дать правовую оценку ситуации.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Герои и антигерои эпохи пандемии