Нежданный карантин не только запер людей по домам, но и закрыл магазины – все, кроме продуктовых. В результате один из сильнейших ударов получили предприятия легкой промышленности – они просто лишились возможности на несколько месяцев сбывать свои товары. Конечно, многие из них осваивают интернет-торговлю, но, например, покупать обувь без примерки очень рискованно, а чтобы подобрать рубашку или платье, многие покупатели предпочитают потрогать ткань и примерить. Кто-то быстро переориентировался на шитье масок и медицинских костюмов, но возможности были далеко не у всех. В нашем рейтинге мы расскажем о том, какие предприятия легпрома вошли в число системообразующих после того, как оттуда исключили Adidas и прочие западные бренды. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В опубликованном Минпромторгом списке системообразующих предприятий легкой промышленности более 30 компаний. Основной их критерий – выручка не менее 2 млрд и наличие не менее 200 сотрудников.
Для более точного понимания и ранжирования мы поделили все компании на отдельные отрасли – обувь, одежда, ткани и домашний обиход, спецодежда, синтетические материалы, кожевенная промышленность. По каждому из предприятий мы проанализировали основные финансовые характеристики – выручку, прибыль (а в некоторых случаях убытки), баланс, уставный капитал, а также объем, количество и характер участия в госконтрактах (в некоторых случаях они позволяют оценить ситуацию на предприятии не только в 2019 году, но и в условиях пандемии). Все используемые цифры взяты в системе Seldon.basis.
Мир кожи и… кожи
Несмотря на старания зоозащитников, протестующих против использования кожи животных для изготовления одежды и обуви, она остается востребована в легкой промышленности. В список Минпромторга попало только четыре предприятия, но это действительно крупные холдинги, занимающиеся выделкой кож на протяжении веков, и весьма успешно.
Лидером по доходам, заработавшим более 400 млн рублей за прошлый год, стала группа компаний «Русская кожа», образованная на базе Рязанского кожевенного завода и объединяющая семь производств по всей стране. По данным компании, больше 60 % продукции идет на экспорт в Европу (Италия, Испания), Азию (Индия, Гонконг, Китай) и даже Южную Африку. Продукция «Русской кожи» используется в производстве одежды и обуви, в том числе такими брендами, как H&M, Zara, Stradivarius, Bershka, и другими производителями, у кого в ассортименте есть женская одежда, в также New balance, BlackBerry, Ikea, Lacoste, Massimo Dutti, Victoria’s Secret, а также в автомобильной и авиационной промышленности.
С пятикратным ростом убытков и общим падением до 200 млн рублей закончил год аутсайдер списка Верхневолжский кожевенный завод. Это одно из старейших предприятий отрасли, основанное еще в 1730 году, его продукция использовалась во время войны 1812 года и обеих мировых войн, а экспорт был налажен даже в Новую Зеландию. Однако в последние годы завод, поставляющий кожи для обуви, одежды и галантереи, испытывает трудности и несет крупные убытки.
Все для домашнего уюта
Еще одна и самая крупная по числу участников отрасль, связанная с производством основы для легкой промышленности. Абсолютный лидер, чьи доходы выросли почти втрое за год, – ивановская фабрика «МИРтекс». Сайт компании достаточно лаконичен, больше похож на каталог тканей, но компанию там не стесняются называть российским лидером рынка, который производит 1,3 тысячи тонн ткани в месяц, оснащен по последнему слову европейской техники и в целом очень успешен. А реальные цифры поддерживают этот статус. На 200 млн ниже доход оказался у «ТДЛ-текстиль», занявшего вторую строчку рейтинга. Компания тоже выросла из Ивановской области, производства есть также в Костромской области и Подмосковье. Если верить ее данным, группа компаний производит 60 % медицинских изделий (бинты, марли, нитки), 70 % льняных изделий и ткани и 15 % всех российских тканей.
А вот в минус закончился прошлый год сразу у двух участников рейтинга. Хуже всего ситуация обстоит с некоей компанией «Экотекс». Судя по данным Seldon.Basis, она была учреждена в конце 2018 года, и цифры вряд ли могут быть репрезентативны. По этим же данным, в компании числится лишь 15 человек, что противоречит и основному условию попадания в перечень Минпромторга. В поисковиках выпадает несколько компаний с аналогичными и похожими названиями, но реквизиты, адреса и учредители не совпадают. Таким образом, на последнем месте здесь оказалась самая молодая, загадочная и непрозрачная компания рейтинга. А вот в настоящий минус ушло легендарное питерское производство ПНК им. Кирова, который изготавливает швейные нитки, нитки для вышивания и вязания, в том числе является едва ли не единственным производителем ниток мулине. Еще в 2017 году прибыль ПНК превышала 160 млн рублей, но последние два года падала так сильно, что ушла в 13 млн чистого убытка.
Своя рубашка ближе к телу
Абсолютный лидер не только этой части, но и всего рейтинга – корпорация «Глория Джинс» – заработала в 2019 году почти миллиард, хотя и это не предел. На протяжении всей деятельности ее финансовые показатели постоянно шли вверх опережающими темпами – еще пару лет назад прибыль превышала 3,5 млрд рублей. С чем связан спад последних лет, сложно сказать. В целом «Глория Джинс» – уникальный бренд. Он появился в 1988 году, став первым легальным кооперативом по пошиву джинсовой одежды, а его основатель Владимир Мельников превратил маленькое ателье в глобальную компанию с сотнями магазинов, десятками фабрик и топ-менеджерами, перекупленными у Adidas, Levi’s и Benetton. На сегодня Gloria Jeans и GJ – самые узнаваемые бренды российской одежды.
На втором месте с «всего» 240 млн рублей чистой прибыли – питерский производитель «БТК групп». Специализация этого производственного комплекса – форменная, корпоративная одежда, есть и несколько брендов повседневной и спортивной одежды. Тем не менее униформа остается основой этой фирмы – за последние 10 лет было выполнено госконтрактов на 10,4 млрд рублей. Это поставки на сотни миллионов в МВД, СК, ФТС, ФСБ, но самая крупная сделка была в 2012 году, когда «БТК групп» поставила Минобороны одежды на 5 млрд рублей.
Неплохо себя чувствует производитель бюджетной молодежной одежды «Твое». Производства размещены в Ивановской области, а подразделения бренда производят одежду из льна, трикотажа и хлопка. Компания четко следит за рыночными тенденциями, несколько лет назад были заключены контракты с Disney, Cartoon network, Warner Bros. И постоянно расширяет свои возможности дистрибуции – в сеть входит несколько сотен магазинов, растет сегмент интернет-торговли. Видимо, все это дает свой эффект – прибыль компании выросла в прошлом году больше чем в два раза.
А вот фирма «Шарм», отшивающая для «Твое» изделия из трикотажа, показала по итогам года убыток в 385 %, или почти 90 млн рублей. Не исключено, впрочем, что в ближайшие годы ситуация исправится – вполне возможно, что отрицательная динамика могла быть связана с реинвестицией средств в новый пошивочный цех, открытие которого было намечено на это лето.
Без ботинок никуда
Обувь – важнейшая часть гардероба и безусловный предмет первой необходимости: никто не выйдет из дома в городе босиком. И на этом рынке за последние 30 лет сформировалась группа лидеров, тон в которой задает «Обувь России». Этот производитель из Новосибирска еще в начале 2000-х начал выпускать обувь под брендом Westfalica, а со временем расширил линейку брендов, а также начал выпускать одежду и товары для дома. В 2017 году «Обувь России» первой из компаний РФ этого сегмента провела IPO и стала привлекать инвестиции за счет продажи акций. Предприятие явно стремится сохранить лидирующие позиции на российском рынке, и 533 млн прибыли по итогам 2019 года служат этому подтверждением. Вдвое меньше выручка и примерно в два раза меньше прибыль у идущей второй «Егорьевск-обуви», которая производит детскую обувь под брендом «Котофей».
А вот довольно сложная картина вырисовывается по одному из самых узнаваемых российских обувных брендов – Ralf Ringer. Компания в следующем году отметит 25-летний юбилей и довольно активно развивается – растет сеть магазинов и онлайн-торговля, добавляется ассортимент женской обуви и обуви для детей. При этом при выручке в 5,75 млрд рублей фирма второй раз подряд заканчивает год с отрицательным балансом – в 2019 году убыток превысил 280 млн рублей. Не исключено, что компания вкладывает средства в обновление производственных линий, но в новостях и релизах за последние два года такой информации нет. Не стоит исключать, что и 2020-й окажется не самым удачным.
Люди труда под надежной защитой
Безусловный лидер в отрасли производства спецодежды – группа компаний «Восток-сервис-спецкомплект». В структуру холдинга входит четыре обувные фабрики, 15 швейных производств и даже отдельная фабрика по производству перчаток. Благодаря широкому спектру производимой спецодежды компания выполнила за пять лет больше тысячи госконтрактов, экспортирует продукцию в Индию и европейские страны. Общий доход почти достиг 680 млн за минувший год.
У всех остальных компаний, вошедших в рейтинг, в прошлом году прибыли довольно внушительно сократились, но отдельно остановимся на последней строчке – «НПП Класс». Для легкой промышленности продукция этой компании довольно тяжелая – предприятие специализируется на разработке и изготовлении систем бронезащиты (бронежилеты, каски, тактические очки). Выручка и прибыль резко упали в прошлом году, но вполне возможно, что в этом году ситуация исправится – с начала года было заключено госконтрактов на 1,1 млрд рублей, это больше половины выручки за весь прошлый год. С другой стороны, учитывая специфику продукции, ее сбыт вне госконтрактов для Минобороны, Росгвардии и иных силовых структур довольно ограничен.
Нетканые ткани
И, наконец, довольно специфичная отрасль – нетканые материалы. Лидер здесь питерская фирма «Авангард», выручка которой выросла за год вдвое и превысила 180 млн рублей. Тем удивительнее, что основная продукция фабрики – спиртовые салфетки из материала спанлейс; в год с конвейера сходит 260 млн упаковок салфеток.
Следующая в рейтинге компания «Гекса-нетканые материалы» выпускает ткани для медицинских масок и костюмов, сельского хозяйства и строительства и на этой ниве лидирует в России. Завершает рейтинг компания «Комитекс», бывшая на протяжении десятилетий одним из крупнейших работодателей в столице Коми Сыктывкаре. Здесь ассортимент поистине разнообразен – это линолеум, клеенки для кухонь, геотекстиль, полотно для строительства, дорог, трансформаторов и прочих отраслей. Тем не менее, как видно в таблице, компания в этом году выглядит не очень успешно и потеряла 77 % прибыли по сравнению с 2018 годом.
«Боги» и «короли» госконтрактов
Как всегда, «на сладкое» – раздел с самыми крупными исполнителями госконтрактов, многие из которых в легкой промышленности вполне себе «вкусные». В упорной борьбе лидерство захватил производитель обуви для силовых структур и спецслужб «Фарадей». Удобная, износостойкая и всепогодная обувь незаменима для силовиков; неудивительно, что компания с 25-летним опытом остается востребованной как поставщик. Для примера, только за последние три года «Фарадей» выполнил несколько десятков контрактов для МВД на 3,1 млрд рублей, еще на 1,5 миллиарда – для Росгвардии. Всего за последние 10 лет было выполнено 246 контрактов на 11,3 млрд рублей.
Меньше, чем на миллиард, отстал от лидера «серебряный призер» – «БТК групп». Об этой компании и ее контрактах для силовых структур мы уже писали выше и повторяться не будем. И еще одна компания, превысившая 10-миллиардный рубеж, – производитель защитной спецодежды «ФПГ Энергоконтракт». В собственной лаборатории разрабатываются ткани и костюмы для защиты от электрической дуги, брызг расплавленного металла, термостойкие костюмы для пожарных и т. д. Компания довольно большой объем товара поставляет в рамках госконтрактов – это энергетические и нефтегазовые компании, сотрудники которых работают в сложных условиях. Общее количество – 817 контрактов.
«Отрасль пострадала дважды и потеряет после отмены карантина»
Продукция легкой промышленности серьезно пострадала, когда сразу после объявления карантина были закрыты в том числе и магазины обуви, тканей, одежды. Несмотря на то что часть магазинов открылась, люди не спешат в них за обновками, поскольку их уровень доходов резко снизился. Что же будет дальше, спасет ли сферу отложенный спрос или без господдержки не обойтись?
«Сфера производства обуви, одежды, тканей оказалась в ситуации, когда отрасль пострадала от двух ударов сразу: пандемия и карантин, из-за чего, с одной стороны, выросли расходы на поддержание обычной деятельности, а с другой – резкое падение спроса, так как магазины были закрыты. Лишь небольшому числу участников рынка удалось временно переквалифицироваться на производство масок, халатов, но такая продукция должна проходить определенную сертификацию, а это возможно далеко не для всех производств. Небольшие партии масок (без указания, что они действительно защищают, без сертификатов и так далее) производили многие. Но этот товар можно было скорее назвать дизайнерским, а не товаром медицинского назначения. И поскольку партии такого товара были небольшими, они не смогли компенсировать общие потери.
Что касается отложенного спроса, то здесь очевидно следующее: он также не сможет компенсировать тот объем убытков, который понесла отрасль. Во-первых, именно для легкой промышленности прогнозируется траектория восстановления по L-формуле, то есть падение продаж продолжится даже после отмены карантинных мер – об этом говорит опыт Китая и европейских стран. Люди предпочитают экономить на одежде и обуви, так как серьезно потеряли в доходах. Это общемировой тренд, что подтверждается исследованиям McKinsey. Более того, вероятно, стоит готовиться к устойчивому спаду, поскольку в ближайшие полгода большинство россиян планируют сократить свои траты по всем категориям товаров и услуг. Структура потребления изменилась. Далее спрос в некоторых категориях будет понижен в связи с тем, что потребность не останется прежней. Например, уже сейчас динамика продаж непродовольственных товаров снижена, в том числе по категориям «одежда» и «обувь», – прокомментировал ситуацию в отрасли «ФедералПресс» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Системообразующие предприятия России