Появились новые подробности о том, кто мог стоять за организацией ареста Сергея Фургала. Эта версия родилась на просторах социальных сетей, и в ее достоверности можно, конечно, усомниться. Официально правоохранительные органы сохраняют тишину по данному делу. Звучат громкие фамилии, которые автор поста связывает с «Амурсталью». Подробнее в этой истории разбирался «ФедералПресс».
Как разгоралась «Амурсталь»
Новая информация, возможно, имеющая отношение к делу бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, стала известна «ФедералПресс» сразу из нескольких источников. По понятным причинам, собеседники агентства раскрывать свои имена отказались, в то же время в Фейсбуке под авторством пользователя Сергея Игонина появился пост, где Сергей Игонин выразил свое мнение в виде подробного «расклада».
Версию о причастности к уголовному делу Фургала бывшего компаньона его супруги подхватил ряд средств массовой информации. Согласно мнению Сергея Игонина, дело Фургала надо рассматривать в привязке к борьбе за долю в предприятии «Амурсталь». Почему развернулась эта «война»? Да потому что «Амурсталь» является лидером на Дальнем Востоке в области металлургии, о чем предприятие с гордостью рассказывает на своем сайте.
Согласно данным базы проверки контрагентов Seldon, основным владельцем «Амурстали» является московский бизнесмен Павел Бальский. Сообщается, что у него был конфликт с руководством «Амурстали», он хотел взять под контроль предприятие и сменить гендиректора предприятия Сергея Кузнецова. Это было сделано после заявления Бальского в правоохранительные органы: Кузнецов покинул пост гендиректора, и на него, а также на замдиректора по безопасности Дмитрия Козлова, завели уголовное дело, сообщает РИА Новости. Сейчас во главе «Амурстали» числится Григорий Фрейдин.
Интересная деталь: еще в марте нынешнего года уволенный и арестованный Сергей Кузнецов обвинил Павла Бальского и его команду в жестком давлении на него. И не просто обвинил, а написал заявление в правоохранительные органы, где просил защитить его «от жесткого прессинга со стороны Павла Бальского». В заявлении Кузнецова сказано, что со стороны неких лиц ему поступали угрозы. «Кроме того, я неоднократно слышал, что Бальский П.Г. сам лично в разговорах и встречах позиционировал себя как человек, приближенный к семье Ротенбергов», – сообщает Сергей Кузнецов в своем заявлении на имя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Е.Г. Долгалева.
Павел Бальский обвинения Кузнецова отрицал. Но как бы там ни было, сейчас Сергей Кузнецов находится в СИЗО, а Бальский – на свободе и владеет половиной акций завода «Амурсталь».
Согласно базе Seldon Бальский также возглавляет Национальный союз ветеранов дзюдо, который поддерживается предпринимателями Ротенбергами, у которых свой интерес на Дальнем Востоке. Два года назад Аркадий Ротенберг заявлял о готовности построить мост на Сахалин. Стоимость всего проекта без НДС – 540,3 млрд рублей, из них только мост стоит 252,8 млрд рублей. И кто, как не «Амурсталь» на Дальнем Востоке, может потянуть эту мега-стройку?
Нужна доля?
По мнению автора поста, Павел Бальский в 2019 году планировал продать свою долю в «Амурстали» – 50%. Вторая половина принадлежит, согласно базе проверки контрагентов Seldon бывшему бизнес-партнеру Сергея Фургала, экс-директору предприятия Николаю Мистрюкову, которого закрыли в СИЗО Лефортово по подозрению в двух заказных убийствах, и супруге экс-губернатора Ларисе Стародубовой (со слов Фургала, бывшей).
В феврале 2020 года появилась информация, что Мистрюков продал свои 25% структурам, подконтрольным Бальскому. И это подтверждается выпиской из Единого госреестра юридических лиц, по которой 75% предприятие ООО «Торэкс-Хабаровск» владеет АО «Армада», бенефециаром которой является Павел Бальский. 20 июля 2020 года, на фоне ареста Сергея Фургала и протестов в Хабаровском крае, было объявлено о переименовании ООО «Торэкс-Хабаровск» в ООО «Амурсталь». «При этом все реквизиты юрлица – собственника завода, включая ИНН и ОГРН, останутся прежними», – сообщил генеральный директор завода «Амурсталь» Григорий Фрейдин.
По мнению Сергея Игонина, есть связь между арестом Фургала и интересом Бальского к доле Стародубовой. Факт конфликта между Бальским и Стародубовой подтверждает «Интерфакс». По информации издания, в мае 2020 года совладелица «Амурстали» (юрлицо ООО «Торэкс-Хабаровск») Лариса Стародубова направила жалобу на определение суда первой инстанции в Шестой арбитражный апелляционный суд. В суде рассматривался иск о признании недействительным собрания участников завода от 27 февраля. Иными словами, (вероятно, бывшая) супруга Фургала требовала в суде запретить новому гендиректору управлять заводом.
Как прокомментировал «ФедералПресс» промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, на сегодняшний день «Амурсталь» – единственное металлургическое предприятие на Дальнем Востоке, способное выпускать порядка 1 млн тонн стали в год. И «Амурсталь» представляет собой «ценный актив, интересный многим».
По словам Хазанова, у «Амурстали» есть «ахиллесова пята» – «она выплавляет сталь не из руды, а из лома, поэтому сильно зависит от объемов его сбора, меняющегося в зависимости от сезона. Зимой он минимален, летом – максимален». И тут опять вспоминается выгодоприобретатель рынка лома в Хабаровском крае.
Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников считает, что информация о связи «Амурстали» с Ротенбергами «направлена против гаранта Конституции». «Все знают, что Ротенберг является членом команды президента, все отлично знают его заслуги. Чтобы дискредитировать российские органы власти, пытаются «разогнать» такую фейковую информацию. Этот случай связан с манипулированием социально значимой информации, разжиганием вражды к органам власти. Это фейк, которому свидетельствуют факты», – считает Иванников.
Одна из версий, которая, по мнению эксперта, заслуживает внимания заключается в том, что команда противной стороны «может быть причастна к появлению подобного рода «вбросов».
«Святых» нет
Не стоит забывать, что у Фургала к «Амурстали» мог быть личный интерес. Когда долями владеют компаньон и супруга, это было бы странно отрицать. Тем более, в свое время Фургал занимался скупкой и продажей металлолома. Сейчас можно сколько угодно искать неких преследователей Фургала, прикрываясь громкой фамилией Ротенбергов, но стоит ли при этом «обелять» самого экс-губернатора? У него были налажены хорошие контакты с Южной Кореей и Японией по поставкам металла. Кроме того, известна версия, что доля «Амурстали», связанная с Фургалом, могла быть продана одной из этих стран либо Китаю. Совпадение или нет, но «Амурсталь» как раз с недавнего времени расширяет сотрудничество с Кореей и Китаем для экспорта металла.
И еще одна деталь. В интервью «Известиям» в 2018 году тогда еще генеральный директор «Амурстали» Сергей Кузнецов прямо заявил, что металлолом, вопреки принятому ранее постановлению правительства, продолжает бесконтрольно уходить за рубеж. Еще в конце девяностых Сергей Фургал, переехав в Хабаровский край, по данным портала life.ru, создал десяток компаний, большая часть которых была связана с металлоломом, меньшая – с лесом. Как сообщают vesti.ru, «металл от Фургала и его друзей пользовался спросом у зарубежных партнеров в Южной Корее и Японии». Журналисты предполагают, что он продолжает приносить прибыль семье Фургала и сейчас. То есть несложно выстроить логическую связь.
Интересно, что «Амурметалл» (позже переименованный в «Амурсталь») не всегда имел отношение к Фургалу. В руки к его супруге Ларисе Стародубовой и бывшему компаньону Николаю Мистрюкову предприятие попало в 2017 году. Когда в 2007 году Фургал стал депутатом Госдумы, из его деклараций внезапно исчезли сведения о наличии акций, ценных бумаг в любых компаниях. Однако еще годом ранее они были, и «Известия» об этом писали.
Согласно базе Seldon, в которой Сергей Фургал до сих пор числится совладельцем ООО «Дальпромснаб» с долей в 25% и ООО «Алькума» с долей также в 25%, хотя еще в его бытность депутата Государственной Думы это было незаконно. Организации, согласно документам, действующие, последнее обновление внесено 14 июля 2020 года (Сергей Фургал из списка совладельцев не исчез).
Подполковник запаса МВД России Олег Иванников рассказал «ФедералПресс», что традиционно различные преступные сообщества действуют так, что «пытаются вырвать друг у друга кусок мяса, и начинается дележ собственности, чтобы пополнить свои бизнес-активы за счет проигравшей стороны».
«Сейчас предполагать можно любой вариант, но ключевым моментом является некое сообщество, существовавшего по криминальным законам. Это пережитки девяностых и начала нулевых, когда формировались бизнес-империи у сборщиков металла и торговцев лесом», – отметил Иванников.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин