Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Полярный Урал: экзотичный отдых уже близко

Полярный Урал: экзотичный отдых уже близко
Полярный Урал: экзотичный отдых уже близко

Концепция развития Арктического туризма не нова. Однако регионы не могут похвастаться наличием необходимых условий для комфортного пребывания туристов: наличие транспортной инфраструктуры, маршрутизация троп, отсутствие должного сервиса не дают полностью раскрыть весь потенциал нетипичного организованного туризма. И как бы ни старались региональные власти ускорить реализацию туристического проекта, без поддержки местных жителей, содействия федеральных ведомств и финансовых вложений частных инвесторов им не обойтись.

Мегапроект – в разработке

В эти выходные федеральные информагентства подхватили новость о развитии туристического кластера в Ямало-Ненецком автономном округе. Пост главы Ямала Дмитрия Артюхова о намерении развивать Полярный Урал вызвал оживленные дискуссии в комментариях. Участники не только одобряли идею, но и советовали, как сделать лучше: например, обратить внимание на отсутствие мобильной связи на железнодорожных станциях и в горах. «Дорога построится, маршруты откроются, и потоки туристов неизбежно начнут там плутать…» – предположила пользователь Savranych.

Также потенциальных путешественников по Ямалу интересовали разработанные маршруты для самостоятельного туризма и наличие горнолыжных баз.

«Мы готовы с удовольствием путешествовать по любимому краю, однако с дорогами беда, – констатировала Альбина Каримова (karimova.albina.82). – Особенно на участке Коротчаево – Пуровск. Ехали в этом году в отпуск – сплошной ужас, средняя скорость на участке 40 км/ч, какое тут смотреть на красоты по сторонам! То плиты нет, то пол плиты торчит, то арматуры, прям экзамен по вождению в экстремальных условиях. Очень жаль: есть что посмотреть, вот только добираться к этим местам весьма проблематично».

Обсуждаемый пост главы Ямала, конечно, раскачал бурю обсуждений вокруг мегапроекта, однако задача его была иная: поддержать Полярно-Уральский парк во всероссийском конкурсе. Дмитрий Артюхов отметил, что первый шаг в реализации туристического кластера уже сделан – в конце 2020 года завершится строительство арктической трассы Надым – Салехард. Дорога длиной 344 километра сделает доступной поездку, соединив трассу с сетью федеральных дорог и минуя речной транспорт. Вторым шагом для ускоренного развития проекта может стать победа Полярно-Уральского парка во всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России. Но и здесь нужна инициатива неравнодушных граждан. «Природа уже создала там все, что нужно туристу: горные хребты и ледники среди них, самое глубокое озеро Урала – Большое Щучье, бурлящие реки и водопады. Сохранились и объекты наследия прошлого века – 501-я стройка, молибденовый рудник», – отметил глава.

Теперь все зависит от жителей Ямало-Ненецкого автономного округа.

Уступая «Другой реальности»

Всероссийский конкурс туристско-рекреационных кластеров проводится онлайн в два этапа: итоги первого – голосования на сайте https://priroda.life/ – подведут 28 июля. Тогда же будет сформирован топ-30 финалистов, которые до 16 октября представят свои проекты в онлайн-формате. Десяти проектам-победителям будет оказана поддержка в реализации комплексного развития территории.

В конкурсе участвуют 115 проектов из 68 субъектов Российской Федерации. В списках лидеров топ-10 народного голосования – «Создание масштабного туристско-рекреационного кластера внутреннего и въездного, экологического туризма «Туристско-рекреационный кластер перспективного развития – Междуреченск» (17 333 голоса), «Волгоградский туристическо-рекреационный кластер «Волжская Ривьера» (16 768 голосов), а также «Туристско-рекреационный кластер «Арт-парк «Другая реальность ELTON ULTRА», первый в России парк для всестороннего самовыражения, расположенный на берегу реликтового озера» (13 631 голос). Проект «Полярно-Уральский эколого-туристский кластер» набрал пока 1765 голосов. В топ-10, конечно, не прошел, но, будем надеяться, попадет в тридцатку.

В департаменте молодежной политики и туризма Ямала сообщили, что на первом этапе начнут развивать минимальную туристскую инфраструктуру – это три горных приюта (у горы Рай-Из, в Нефритовой долине и у горы Черной); осуществят маркирование и паспортизацию трех туристских маршрутов в границах Собь-Райизского участка природного парка «Полярно-Уральский» и близлежащей территории, а также подготовят профессиональные кадры в сфере гостеприимства и экологического туризма.

Туризм в Арктике – нетрадиционный отдых

С 2014 года, согласно указу «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ полностью и некоторые северные территории Республики Коми, Карелии, Республики Саха-Якутии, Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, входят в программу развития арктического туризма.

Вице-президент всемирной туристкой организации при ООН UNWTO – «Арктический туризм – точка роста устойчивого развития Северных регионов» – Наталья Андронова считает, что одним из наиболее перспективных направлений для развития арктического туризма являются морские круизы.

«Именно этот сегмент развивается очень активно, мировые круизные бренды уже ввели в эксплуатацию и строят новые специальные пассажирские круизные лайнеры ледового класса. Это комфортабельные суда с развитой инфраструктурой на борту, но при этом это арктические экспедиционные лайнеры с особой высокой прочностью и мощными двигателями, позволяющие доставлять туристов в самые труднодоступные места», – отметила собеседница «ФедералПресс».

Одними из основных «якорей» арктического туризма в России могут стать экспедиционный, экскурсионный и познавательный туризм.

«Так, на Ямале очень суровые погодные и природные условия, но при этом в регионе есть абсолютно уникальные места: Гыданский заповедник, самый северный в России, в Салехарде – археологический памятник «Усть-Полуйский» – древнее городище, раскопки которого помогли ученым прояснить некоторые вопросы формирования северных народов. Поэтому наиболее перспективные направления для этого региона – научный и экспедиционный туризм. Архангельск – это ворота в Арктику, поэтому приоритетны морские круизы, экскурсионный и познавательный туризм», – пояснила вице-президент Наталья Андронова.

По ее словам, главной проблемой развития этих регионов была и остается сложная транспортная доступность. Именно поэтому морские круизы представляются наиболее перспективными. Но для того чтобы они развивались, необходимо определить перечень портов, привести их порядок или построить новые, убедить круизные компании включить их в свои маршруты и создать интересный контент для туристов во время стоянок.

«В идеале – регионы в кооперации с круизными компаниями, туроператорами и объектами размещения и показа, которые создают собственно сам турпродукт. Важно создать максимально привлекательные условия для инвесторов, программы государственной поддержки и заинтересовать бизнес. Тренд на развитие круизного туризма будет только расти, и для нас очень важно, чтобы наши арктические регионы стали яркими звездами на мировой туристической карте», – подытожила Андронова.

Немного причуд о Полярном Урале, в том числе денежных

Полярный Урал – самая северная часть Уральских гор. Находится на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа. Впервые о названии задумался российский путешественник Александр Шренк еще в XIX веке. В своих мемуарах путешественник описал примечательное для тех районов явление: приспособляемость растений к природной среде. Так, различные виды мхов в тундре расстилаются по поверхности земли, а наблюдаемое высыхание лесов, распространенное на границе зон, объяснял климатическими условиями. «От необыкновенно сильных холодов, которые, будучи сопровождаемы ветрами, уничтожают целые лесные пространства», – писал Шренк.

Благодаря суровым снежным зимам горы Полярного Урала – сказочные. Но чтобы добраться до одной из самых удаленных точек России, придется выложить немало. Так, стоимость авиабилетов в одну сторону – до Салехарда – для жителей восточной части округа составит почти 8000 рублей, в том числе Тюмени – 7400 рублей и Екатеринбурга – 7245 рублей. Если совершаете поездку в зимнее время года (с ноября по апрель), то от здания аэропорта ходит маршрутное такси до станции Лабытнанги. Стоимость проезда – 120 рублей. Там сесть на маршрутное такси № 102 до поселка Харп. Из поселка ехать до долины реки Собь.

Столичным любителям диких красот за перелет Москва – Салехард (в одну сторону) придется заплатить 7761 рубль. Цены на авиабилеты постоянно варьируются, поэтому жителям европейской части России выгодно добираться на поезде Москва – Лабытнанги. Поезд проходит через станции Харп – Северное сияние (восхождение с юго-востока, от поселка Харп), Платформа 110-й км (восхождение с севера, недалеко от поселка Полярного) и станцию Полярный Урал (восхождение с северо-запада). Стоимость билета за место в плацкарте составит 5327 рублей. Время в пути почти два дня – 1 день 18 часов.

Труднодоступность Полярного Урала, слабо развитая транспортная инфраструктура, пожалуй, единственная проблема для туристов. Но даже в этом есть плюсы. Если вы фанат тишины и отсутствия большого наплыва людей, тоВеличественный север позволит погрузиться в незабываемый фантастический мир.

Фото: yanao.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1