Общество
  1. Общество
Общество
Москва
0

«Защита информационных границ». Эксперты ищут способы влияния на Google

Google
Эксперты требуют работы Google по российским законам

Google прочно удерживает позиции одной из крупнейших корпораций в мире. В какой-то степени прочная финансовая подушка, сеть сервисов сделали компанию не просто влиятельным ресурсом, но отчасти и безответственным перед своими пользователями. Эксперты неоднократно отмечали, что получить разъяснения о причинах блокировки позитивного и патриотического контента и вместе с тем отказе от блокировки деструктивного и опасного контента в Google просто невозможно. Пока «работающих» мер воздействия на корпорацию в России нет. Но эксперты надеются, что соответствующее законодательство будет разработано в кратчайшие сроки. Как приручить Google – расскажем в материале «ФедералПресс».

К разговору о деятельности на территории России корпорации Google, особенностях ее сервисов комиссия Общественной палаты РФ по СМИ пригласила экспертов из IT-отрасли, права и медиасреды. Для журналистов тема особенно актуальна, так как, как отметил первый зампред комиссии Александр Малькевич, на протяжении нескольких лет Google блокирует, а по-другому – «нагло сметает» – разные российские средства массовой информации.

Объяснить такую вседозволенность корпорации, в общем-то, можно. Долгое время компания жила и развивалась по своим собственным законам. Ни в одной стране мира фактически не существовало законодательства, которое позволяло бы Google привлекать к ответственности за различные нарушения. Только сейчас государства, в том числе в Евросоюзе, одно за другим вводят различные ограничения и наказания в виде ощутимых штрафов. И тем не менее, учитывая уровень капитализации Google – 741 млрд долларов (это четвертое место в мире), эти штрафы для компании несущественны.

Согласно докладу Фонда защиты национальных ценностей, в течение последних десяти лет Google в ряде крупных стран был монопольным поисковиком. В России около половины запросов в интернете идет также через Google. Если говорить в целом о мировой доле поисковых запросов через Google – это 87%.

Если к этому добавить популярный видеохостинг YouTube, который ежемесячно посещают около 2 млрд зарегистрированных пользователей, можно представить «масштаб влияния, которые имеет корпорация Google», отметил глава фонда Александр Малькевич.

По словам Малькевича, правила работы Google остаются понятны и до конца известны только ему самому. С одной стороны, компания заявляет о борьбе с дезинформацией на своих площадках, с другой – «использует свой инструмент для блокировки любого контента, который считает недопустимым к размещению на своей платформе». Пользователь же не знает четких правил и не понимает, почему размещенный контент блокируется. Например, как это было 9 мая с постами со Знаменем Победы над рейхстагом.

Ко всему прочему во время пандемии коронавируса активизировались мошенники. На площадках Google размещалась реклама откровенно мошеннических ресурсов, обильно сыпались конспирологические ролики о коронавирусе, и их никто не спешил удалять. Между тем россияне, которые распространяли эти ролики у себя на страницах, привлекались к ответственности. А тот, кто изначально допустил публикацию фейковой информации, оставался чист. «Эти ролики до сих пор находятся там, и миллионы их просматривают», – отметил Малькевич, добавив, что для такого рода информации нередко используются лица знаменитых людей.

Не менее опасная ситуация: Google незаконно использует личные данные российских пользователей (их передвижения, поисковые запросы, данные карт и т.д.) и передает их правоохранительным структурам США. Этот факт признала год назад Генпрокуратура России. «Руководство корпорации демонстрирует лояльность властям США, пренебрегая законодательством других государств, включая Россию. Около 50 тысяч запросов от правоохранительных органов ежегодно запрашивается в США на пользователей, – заявил Малькевич. – Антироссийская линия политики Google ярко проявляется в последние годы».

И все это несмотря на то, что корпорация имеет офис в самом центре Москвы. «Но они не отвечают на запросы СМИ, не отвечают за блокировки. Прямо говорят, что они занимаются зарабатыванием денег на россиянах», – отметил эксперт.

Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, в свою очередь, напомнила о губительном влиянии различных групп и видеороликов, которые порой в прямом смысле убивают детей и молодежь. В том числе на ресурсах Google ведется пропаганда суицидов, наркотиков и других запрещенных веществ, ставятся опасные эксперименты и озвучиваются призывы повторить их дома. «Блогеры, которые распространяют такого рода информацию имеют от 15 до 20 млн подписчиков, и их число постоянно растет. YouTube не хочет блокировать эту информацию. Они имеют прямую прибыль от распространения такого рода деструктивной информации и сами влияют на то, что она становится настолько популярной», – констатировала Мизулина.

Решить проблему, уверены эксперты, можно только законодательным регулированием и введением ответственности Google и его площадок и наказания за нарушения российских законов.

По мнению Екатерины Мизулиной, нужно принудить Google, да и вообще соцсети к «самостоятельной блокировке деструктивного и фейкового контента». То есть компании «сами должны находить такую информацию и блокировать ее».

У члена Ассоциации юристов России Александра Журавлева другое мнение на этот счет. Он полагает, что нужно вводить ответственность платежных агентов – обращать взыскание на деньги от рекламы на ресурсах корпораций и соцсетей в случае размещения незаконной информации. Другие варианты – блокировка и замедление трафика, что также отвернет от этих ресурсов пользователей.

Секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир предложил продумать все же боле действенные меры, нежели штрафы, так как доходы Google только в одной России объективно несопоставимы с размером наказания – санкции покажутся компании каплей в море, а следовательно, это будет неэффективная мера воздействия. Поэтому, по его мнению лучшим выходом могла бы стать «разработка альтернативы Google, попытка соскочить с сервисной гугловской иглы». «Это является наиболее эффективным действием, которое хотелось бы предпринять», – заявил Шафир.

Однако с собственными сервисами могут возникнуть проблемы. Многие стартапы, по словам руководителя проекта «КиберМосква» Григория Пащенко, готовы их развивать, но, во-первых, контент, который хочет видеть молодежь, отличается от того, что ей хотят и предлагают взрослые. Соответственно, велик риск, что «правильные ресурсы», но собственного производства будут просто-напросто невостребованы.

Кроме того, отметил Пащенко, в России законодательство не успевает за развитием технологий, не позволяет провайдерам блокировать ту или иную выдачу контента. Он считает, что провайдеры вполне могли бы вести фильтрацию поступающей к пользователям информации.

В любом случае общий тренд для всех стран, констатировали эксперты, – это «защита своих информационных границ». «Площадки должны работать цивилизовано», – убеждены участники обсуждения.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Google
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1