Федеральная антимонопольная служба удовлетворила жалобу Тольяттинского университета, поданную в связи с ненадлежащей рекламой образовательных услуг. Нарушителем закона стал московский университет «Синергия». Подробности в материале «ФедералПресс».
Университет, которого нет
Правовое управление Тольяттинского госуниверситета обратило внимание на рекламу, распространяемую в интернете. В объявлении предлагалось обучение в Тольяттинском заочном университете. Абитуриенты могли выбирать форму – очную или заочную, будущих студентов информировали, что в вузе действуют 10 факультетов, обещалось и дальнейшее трудоустройство.
Подать заявку предлагалось в онлайн-форме. Но при нажатии на ссылку желающие попадали на сайт университета «Синергия», на котором упоминаний о Тольяттинском заочном университете уже не было.
Университет «Синергия» действует в Москве, филиалов в Самарской области, в том числе и в Тольятти, не имеет. С Тольяттинским госуниверситетом никаких соглашений у москвичей нет.
Таким образом реклама, размещенная в интернете, вводила в заблуждение потенциальных потребителей услуг.
Юристы ТГУ подали заявление по месту нахождения ответчика, в УФАС Москвы.
Игра словами
На заседании комиссии УФАС представители «Синергии» попытались объяснить, что именно они имели в виду, составляя текст рекламного объявления.
По их версии, словосочетание «тольяттинский... университет» указывало только на то, что реклама предназначалась для жителей Тольятти. Определение «заочный» – на форму обучения. Также ответчик делал упор на то, что в тексте объявления был указан сайт «Синергии» и было изображение с надписью «Синергия».
Комиссия УФАС посчитала данные объяснения недостаточными. Слово «синергия», по мнению специалистов антимонопольного ведомства, не связано с названием университета, оно самодостаточно. Указание на Тольятти привлекало тех абитуриентов, которые были намерены получать образование в учебном учреждении этого города, а не Москвы.
Также комиссия посчитала, что незаконно использована часть фирменного наименования ТГУ – «Тольяттинский университет».
Кроме вышеизложенного, были обнаружены еще несколько фактов, вводящих в заблуждение. В рекламном объявлении была размещена информация, что зачисление возможно на 10 факультетов, хотя при переходе на сайт «Синергии» потребитель видел, что для обучения доступно шесть заочных программам при указании на 24 факультета.
В итоге комиссия УФАС Москвы приняла решение: университет «Синергия» нарушил требования ч. 7 ст. 5 закона РФ «О рекламе» при распространении рекламы в системе «Яндекс.Директ» с 25 декабря 2019 года по 17 февраля 2020 года. Университету выдано предписание о прекращении нарушения.
Не в первый раз
«Синергия» не в первый раз нарушает законные права и интересы Тольяттинского госуниверистета, в том числе права на интеллектуальную собственность.
Ранее они размещали в рекламных объявлениях товарный знак и бренд «Росдистант» (дистанционная система высшего образования), принадлежащий ТГУ.
В 2018 году сотрудники ТГУ обнаружили сайт www.rosdistants.ru, который лишь на один знак отличался от зарегистрированного оригинального – http://www.rosdistant.ru.
На сайте-двойнике была опубликована информация, аналогичная той, что размещалась на странице ТГУ в разделе «Росдистант». Использовались словесные и изобразительные товарные знаки, принадлежащие тольяттинскому вузу.
Напоминаем, что бренд «Росдистант» был зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности в 2015 году.
Как выяснилось, домен-двойник был оформлен на Вадима Лобова, исполнительного директора университета «Синергия».
Тогда ТГУ обратился в Роскомнадзор и ФАС с уведомлением о нарушении законодательства РФ в области правообладания интеллектуальной собственностью. Такое же письмо было направлено в адрес ректора университета. Руководство московского вуза, не дожидаясь санкций надзорных органов, приняло решение удалить дублирующий сайт. Так как «Синергия» добровольно исправила допущенное нарушение, дополнительного разбирательства на комиссии ФАС в этом случае не потребовалось.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин