Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Высокие виадуки и заводы-музеи. Промышленные места Среднего Урала, сделавшие его опорным краем державы

Высокие виадуки и заводы-музеи. Промышленные места Среднего Урала, сделавшие его опорным краем державы
Высокие виадуки и заводы-музеи. Промышленные места Среднего Урала, сделавшие его опорным краем державы

Большая часть городов Свердловской области обязана своим появлением предприятиям, которые были основаны несколько веков назад. Часть из них до сих пор продолжает деятельность, но многие из них заброшены. История Среднего Урала – это не только огромные заводы, но и горная промышленность, железные дороги и добыча драгоценностей. «ФедералПресс» продолжает рассказывать читателям о туристических местах Свердловской области. В этот раз мы представляем маршрут по местам промышленного туризма. Здесь вы познакомитесь с необычными виадуками, месторождением уральского изумруда и самым крупным в России музеем-заводом.

Завод им. Куйбышева в Нижнем Тагиле

В Нижнем Тагиле сохранилось уникальное сооружение – Завод имени Куйбышева. Его история уходит в 1725 год. Тогда завод построил сын Никиты Демидова – Акинфий. Нижнетагильский завод сразу стал одним из крупнейших производств в царской России. Для выплавки 14 видов железа использовались самые передовые технологии того времени. Металл закупали такие страны, как Англия, Голландия, Франция и Швеция. В XVIII веке промышленный гигант стал одним из крупнейших в Европе.

Однако в XIX веке объемы производства стали заметно падать. По большей части это заслуга промышленной революции, которая началась в стране. Сотни новых предприятий начали выпускать ту же продукцию, что и в Нижнем Тагиле. Но сыновья Акинфия не спешили закупать новые технологии, проигрывая деньги в казино, спуская их на личную жизнь и покупая новые виллы в Италии. Каким-то образом их производство умудрялось оставаться на плаву. Во времена Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле изготавливали феррохром и ферромарганец.

В середине XX века завод начал нести убытки. Постройка новых цехов не представлялась возможной, а выбросы предприятия слишком сильно сказывались на экологии. В итоге в 1987 году нижнетагильский завод был полностью закрыт. Сейчас это заброшенная местность, прогуливаясь по которой, можно увидеть, как развивалась промышленность в XVIII–XIX веках. В 1989 году здесь был основан музей, по которому проводят экскурсии. Однако состояние самих цехов и построек вызывает опасение. Часть крыш и стен уже полностью разрушены. Но главный доменный цех до сих пор в хорошем состоянии. Сейчас он относится к памятникам федерального значения.

Инфраструктура. По территории завода проводят групповые экскурсии. Цена – 600 рублей. Рядом с производством находится Нижнетагильская набережная, по которой также стоит прогуляться. В самом городе есть хорошие гостиницы и кафе.

Как добраться. Путь из Екатеринбурга до Нижнего Тагила на личном автомобиле займет около полутора часов. Для этого нужно выехать на Нижнетагильский тракт и двигаться до самого города. Сам завод находится в центре. Также с железнодорожного вокзала уральской столицы ежедневно отходит скоростной поезд «Ласточка», который привезет прямиком в Нижний Тагил. С Северного автовокзала Екатеринбурга – автобусы.

Уральский Марс

Официальное название Уральского Марса – Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Карьер является самым крупным по величине запасов глин на Среднем Урале. Разработка месторождения началась еще в XIX веке, но крупные обороты производство набрало в 1930 году, когда началось строительство Богдановичского огнеупорного завода. Общая площадь карьера составляет более 70 кв. м.

Многие задаются вопросом – почему Марс? Из-за того, что глина быстро застывает при раскопках, здесь появились причудливых форм кратеры, которые напоминают красную планету. Здесь имеется несколько небольших прудов. Из-за того что в глине содержатся некоторые элементы вроде пирита и слюды, вода и получила красный окрас. Однако купаться в такой воде не стоит, она опасна для человека.

Приезжать в это место стоит только летом. Зимой карьеры не вызывают никакой симпатии. Теплым летом глина на дне карьеров засыхает. Из-за этого она напоминает мозаику. Прогуливаясь по этому месту, можно и правда представить себя на другой планете. Однако, в отличие от Марса, здесь можно встретить и живность. Несколько холмов облюбовали чайки, которые свили гнезда и несут потомство. Во время поездки лучше надеть высокую обувь с твердой подошвой, потому что глина имеет свойство продавливаться под тяжестью. Так можно остаться жить на Уральском Марсе.

Инфраструктура. Нет.

Как добраться. Расстояние от Екатеринбурга до Марса – 115 километров. На автомобиле нужно выехать по Тюменской трассе в сторону Богдановича. В городе свернуть в сторону села Троицкое, двигаясь по главной дороге, потом повернуть по указателю на село Байны. Добравшись до железной дороги, нужно повернуть направо. Также с автовокзалов Екатеринбурга до Богдановича курсируют автобусы. Доехав до местной автостанции, предстоит пересадка на автобус до Полдневной.

Дидинский тоннель

История основания железнодорожного Дидинского тоннеля начинается в начале XX века. Тогда рабочие решили пробить в низине Коноваловского увала километровую дорогу. Официально она была открыта в 1918 году. Тогда же здесь начали ходить первые поезда. Свое название он получил из-за поселка Дидино, который находится совсем неподалеку. В годы Гражданской войны тоннель имел стратегическое значение. По нему отряды Колчака отступали в Сибирь.

В 1995 году тоннель был закрыт из-за постоянных потопов. Спустя несколько месяцев решетки были спилены и туристы начали приезжать сюда для прогулок по темному коридору.

Вход в тоннель представляет из себя вырезанный в горе овал. Летом здесь достаточно сухо. Сама арка выглядит как вход в средневековый замок. Своды тоннеля выложены камнем, но в некоторых местах часть потолка уже выпала. На данный момент тоннель находится в аварийном состоянии. Но любителей туризма это никак не останавливает. Во время строительства рабочие соорудили сложную систему водоотведения, но со временем ее часть обвалилась и проходы начало затапливать водой.

Зимой здесь образуются толстые слои льда. Продвигаясь дальше по тоннелю, вы увидите старые советские изоляторы, на которых крепилась контактная сеть. 16 проемов для рабочих, в которые они ходили во время движения поезда. Внизу тоннеля проходит канал для отвода воды. При желании туда тоже можно спуститься. Из-за особенностей дороги тоннель имеет немного выгнутую форму. Поэтому обязательно возьмите с собой фонарики, потому что свет в конце тоннеля виден не всегда. Также рекомендуем взять высокие сапоги. В теплое время года вода здесь поднимается до колена, что существенно затрудняет прогулки.

Инфраструктура. Нет.

Как добраться. Доехать до Дидинского тоннеля можно двумя способами: автомобиль и электричка. Дорога на личном транспорте займет не более полутора часов из Екатеринбурга. Для начала нужно выехать на Пермь. Через шесть километров от поворота на Хомутовку появится грейдерная дорога, которая выведет прямиком к тоннелю. На электричке нужно выехать до Дружинино и выйти на станции «1590 км». Дальше предстоит дорога вниз по горке. Пройдя дачный поселок, дорога выведет на железнодорожную насыпь, на которой нужно повернуть направо. Через несколько сотен метров будет видна арка тоннеля.

Меднорудянское рождение в Тагиле

Нижний Тагил славится своей промышленной историей. Неделю назад «ФедералПресс» рассказывал о Гальянском карьере, в котором добывали известняк. В этот раз мы расскажем вам о Меднорудянском рождении. В 1762 году здесь началась промышленная добыча железа. Но производство было быстро закрыто из-за больших притоков воды. Но в 1814 году Кузьма Кустов решил вырыть у себя во дворе колодец. Каково же было его удивление, когда он наткнулся на залежи малахита. В итоге здесь было развернуто новое производство. Рабочие прорыли около 50 шахт. Историки рассказывают, что в 1836 году здесь была обнаружена малахитовая глыба весом 380 тонн.

Поначалу работы проводились на 100-метровой глубине. Однако к концу XIX века самый глубокая шахта уходила на 325 метров вглубь. К 1913 году самые богатые участки были отработаны. А во времена Гражданской войны Меднорудянское рождение было закрыто и затоплено водой. В течение XX века здесь проводились исследования на другие минералы и руды. В итоге было обнаружено железо. В 1972–1978 и 2001–2003 годах Высокогорное рудоуправление проводило добычу. Но в итоге все раскопки были остановлены.

Сейчас карьер представляет из себя огромный котлован глубиной до 70 метров. Прогуливаясь по карьеру, можно почувствовать себя кладоискателем. На дне до сих пор можно встретить маленькие остатки камней малахита, мрамор, который переливается различными цветами. А еще можно найти горный хрусталь.

Инфраструктура. Нет.

Как добраться. Меднорудянское рождение находится через несколько улиц на восток от завода им. Куйбышева, о котором мы рассказывали ранее. Поэтому путь до него будет ровно таким же.

Красноуфимские виадуки

Средний Урал – территория гор. Поэтому местные инженеры всегда старались придумывать новые способы строительства, которые будут менее затратными. Одно из таких решений – железнодорожные виадуки в Красноуфимском районе. Их строительство продолжалось в период с 1914 по 1918 год. По данным историков, всего было построено семь таких объектов. До наших дней сохранились только пять. Все они были выполнены из нового для того времени материала – железобетона. Строительство протекало довольно сложно. Не было соответствующей техники, а в качестве ручного труда использовали военнопленных.

Высота виадуков от уровня моря – 190 метров. В равнинных местностях она достигает 500. Сейчас все объекты строго охраняются и ограждены забором, поэтому посмотреть на них можно только со стороны. Один из самых известных виадуков – вблизи поселка Пудлинговый. Своим видом он чем-то напоминает древнеримские виадуки, по которым текла вода. Правда, в прошлом году здесь началось строительство нового моста, что немного портит открывающийся вид. Также мосты сохранились в поселках Рябиновый, Черная речка, в урочище Долгий мост и Саранинском логу.

Инфраструктура. Нет.

Как добраться. Для того чтобы добраться до виадуков, нужно выехать на трассу Екатеринбург – Пермь. Свернув на Красноуфимск, двигаться до поселка Пулдинговый. Это будет точкой отсчета для осмотра. Дальше в навигатор можно внести названия поселков, рядом с которыми расположены мосты, и двигаться по грейдерным дорогам. Весь путь займет до трех часов.

Бисертский железоделательный завод

Средний Урал славится тем, что здесь города возникали вокруг заводов, а не наоборот. Так были основаны Екатеринбург, Нижний Тагил, Невьянск и многие другие. В этот ряд можно смело занести Бисерть. Поселок был основан вокруг железоделательного завода, который был построен в 1761 году Григорием Демидовым. 16 ноября этого же года в работу был запущен первый молот. В те времена слово «завод» было синонимом слова «поселок». Постепенно деревня разрасталась, а завод начал давать прибыль.

Но после смерти Григория завод перешел по наследству к его сыну – Павлу Демидову. После этого производство начало повторять судьбу Нижнетагильского завода. В течение XIX века предприятие несколько раз было заложено и продавалось. К началу XX века железоделательный завод был отдан в руки государства. В годы ВОВ завод был перепрофилирован. Вместо выплавки чугуна и железа здесь начали делать артиллерийские заряды. В послевоенное время завод начал специализироваться на трех направлениях: сельхозмашиностроении, выпуске продукции военного назначения и товаров народного потребления. В 1991 году он был переименован в «Уралсельмаш». 2005 год стал роковым для предприятия и города – завод начали банкротить.

Бисертский завод слева на карте

Сейчас некогда легендарное место больше напоминает разбомбленную местность. Старые цеха начали демонтировать и продавать. Однако на огромной территории до сих пор остались памятники металлопроизводства. Тут и старые станки, и молоты, и плавильные печи. Территория окружена забором, но пробраться на нее не составляет труда.

Инфраструктура. В Бисерти есть несколько гостиниц и кафе.

Как добраться. Расстояние от Екатеринбурга до Бисерти – 105 км. Добраться сюда можно как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. На автомобиле нужно двигаться по Пермскому тракту и свернуть на Бисерть. Завод находится в юго-восточной части города. Также с автовокзалов Екатеринбурга часто отходят автобусы, которые довезут до местной автостанции. Цена билета – от 290 до 330 рублей.

Золотые шахты в Березовском

В начале XX века Средний Урал охватила настоящая золотая лихорадка. Под Березовским были обнаружены залежи драгоценного металла. Меньше чем за 100 лет здесь работало 56 отдельных рудников и более ста шахт. История промышленной добычи началась в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда здесь началась разработка одной из самых крупных шахт Свердловской области – «Южной». В 1949 году шахта была полностью сдана в эксплуатацию, а ее глубина составляла до 420 метров.

Работы в шахте проводятся и по сей день. Музей устроили в северной части города. Там можно увидеть тележки, на которых перевозится руда, механизмы, и даже самому промыть золото.

Инфраструктура. Шахта-музей на севере Березовского. Стоимость экскурсий от 900 до 3000 тысяч рублей.

Как добраться. Березовский находится всего в 14 километрах от уральской столицы. Сюда ходит общественный транспорт со всех автовокзалов и электрички. Дорога до шахт будет лежать через Березовский тракт. Музей находится на севере города.

Полдневское месторождение

В 1874 году недалеко от Полевского было обнаружено месторождение необычного камня – демантоида. Полдневское месторождение стало местом притяжения для всех любителей горной добычи. Изначально отец и сын Калугины, которые и обнаружили демантоид, ошибочно относили минерал к хризолиту. Однако спустя четыре года горный инженер Александр Леш точно определил состав камня и отнес его известково-железистому гранату.

После начала добычи камень начали использовать в ювелирных изделиях. Особую популярность в мире уральский демантоид приобрел в 1899 году на Парижской выставке. Его начали закупать в Америку, Францию и Англию. Тогда же в Екатеринбурге открылись первые мастерские, которые специализировались на обработке минерала. После этого он получил название «уральский изумруд». Сейчас здесь работают несколько компаний, которые занимаются добычей камня. Также можно встретить и обычных хитников, которые пытаются добыть его кустарно.

Инфраструктура. Нет.

Как добраться. Добраться до поселка Кладовка, в котором и было обнаружено месторождение, можно на автомобиле. Для этого нужно выехать на Полевской тракт. Проехав через Полевской, нужно выбраться на дорогу до Полдневной. В поселке повернуть на улицу Карла Маркса и по ней доехать до Кладовки. Расстояние до месторождения – 83 километра.

Алапаевская узкоколейка

Свердловская область славится своими интересными рекордами. Например, в Алапаевском районе Среднего Урала находится самая длинная в России узкоколейная железная дорога, общая протяженность которой достигала 600 километров. Строительство путей началось в 1894 году, а первые составы вышли на дорогу спустя четыре года. Наибольшую популярность Алапаевская узкоколейка приобрела в 70-х годах прошлого века, когда на по ней перевозили более 1 миллиона леса в год.

После спада производства часть дороги забросили. Позже она была разобрана и продана. До наших дней сохранилось только 146 километров путей от Алапаевска до Калача. Местные жители называют узкоколейку «дорогой жизни», потому что она связывает малодоступные населенные пункты. Отметим, что к РЖД узкоколейка не имеет никакого отношения. Ее состояние поддерживает администрация Алапаевского городского округа. Здесь есть собственное депо, которое находится в стороне от центра города. Однако работает оно только в определенные часы, когда по ней курсирует один-единственный состав.

Вагоны в поезде довольно необычные. Например, в отличие от плацкарта, здесь имеются только боковые полки, на которых можно более-менее комфортно расположиться. Также есть и обычные сидячие места. Скорость движения составляет всего 15–20 км/ч. По рассказам местных жителей, составы, которые быстро разгонялись, попросту переворачивались с путей. Иногда дорогу начинают ремонтировать, но из-за ограниченного бюджета обновление происходит очень медленно.

Инфраструктура. В Алапаевске есть хорошие гостиницы и столовые. Однако чем дальше двигаться по узкоколейке, тем менее слабо развита цивилизация.

Как добраться. Расстояние от Уральской столицы до Алапаевска – 150 км. Добраться до необычной железной дороги можно на общественном транспорте. С Северного автовокзала ежедневно отправляются автобусы. Если вы захотите приехать в Алапаевск на личном автотранспорте, нужно двигаться по Режевскому тракту. Реж нужно объехать стороной, и через 72 километра будет пункт назначения.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Кирилл Бабушкин; WikiCommons / Владислав Завальнюк (CC BY-SA 4.0),Rost.galis (CC BY-SA 4.0), Boom1x (CC BY-SA 4.0), АлександрВ.И. (CC BY 3.0), Кирилл Широков (CC BY-SA 4.0), Svetlov Artem (CC BY 3.0), Didier Descouens (CC BY-SA 3.0), Константин Русинов (CC BY-SA 4.0); wikimapia.org / mishay

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 12:20

Отдыхай в России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.