Top.Mail.Ru
Экология
Москва
0

Спорные шиханы. История конфликта вокруг башкирского Куштау

Шихан Куштау является уникальным природным памятником
Шихан Куштау является уникальным природным памятником

В Башкортостане граждане протестуют против проведения геологоразведки на шихане Куштау. За прошедшие выходные, 15 и 16 августа, на шихане прошла череда столкновений между протестующими, сотрудниками ЧОП и правоохранительными органами. В ситуацию пришлось вмешаться главе Башкортостана Радию Хабирову: в конфликте вокруг Куштау взята пауза, чтобы найти компромисс, а также создана рабочая группа по проработке вопроса. Разработкой шихана занимается Башкирская содовая компания (БСК), апеллирующая официальными разрешениями, в которых сомневаются активисты. Какова история данного конфликта, в чем ценность спорных древних шиханов и как найти выход из сложившейся ситуации – в материале «ФедералПресс».

Древние рифы

Шиханы, а их на территории Башкирии было четыре, – древние коралловые рифы Уральского океана. Возраст предположительно около 300 миллионов лет.

Шахтау почти полностью использован для производства соды, гору начали разрабатывать в 1951 году. Юрактау и Торатау получили природоохранный статус с запретом на добычу ресурсов, вырубку лесов и производственную деятельность. Куштау такого статуса не получил, хотя здесь обитает около 40 растений и животных, занесенных в Красные книги РФ и Башкортостана.

Куштау

Все шиханы входят в список геологического наследия всемирного значения. Отметим, что на Куштау располагаются горнолыжный комплекс, дом отдыха и несколько населенных пунктов.

Сырье заканчивается

Гора Шахтау за почти 70 лет разработки превратилась в карьер, БСК добирает остатки сырья, которых хватит до 2022 года.

На подготовку нового карьера необходимо пять лет, поэтому компания заранее подала заявку на разработку Юрактау и Торатау. Но так как объекты имели статус особо охраняемой природной зоны, получить разрешение не удалось. Немалую роль сыграло и бурное общественное обсуждение: жители выступили резко против уничтожения шиханов. Их поддержал и глава республики Радий Хабиров.

«На совещании под руководством зампредседателя правительства РФ Дмитрия Козака (7 декабря 2018 года. – Прим. ред.) мы поставили точку по нашим охраняемым не только законом, но и памятью предков горам Торатау и Юрактау. Моя позиция тут была предсказуемой, и я ее никогда не скрывал. Я принял решение – эту бесконечную жвачку «отдам – не отдам» прекратить. Эти горы – достояние республики, и они сохранятся в первозданном виде. Коллегам из БСК это тоже объяснили. Тем не менее у нас тоже есть понимание, что градообразующее предприятие должно жить и работать, а критический момент для принятия решения уже настал. Что касается горы Куштау, то охранного статуса у нее нет, разрешительные документы на начало разработки выданы еще в 2017 году, и работы уже ведутся. Если запасы здесь подтвердятся – это приемлемый вариант решения проблемы», – пояснял тогда свою позицию Радий Хабиров в социальной сети Facebook.

При этом было обещано, что рекультивация будет проведена в полном объеме, туристические и соцобъекты продолжат работу, насколько это возможно, а компенсационные выплаты в бюджет региона увеличат.

«С дешевым политиканством заканчиваем. Если есть желающие на этой теме сделать себе карьеру или деньги, как это делалось до меня, рекомендую играть с огнем аккуратно, потому что реверансов ни перед кем делать не буду», – предупредил глава Башкирии.

В итоге БСК получила Куштау, лицензия на разработку выдана до 2039 года. В 2019 году «Приволжскнедра» разрешили провести на горе геологоразведку. Заказчиком стала Сырьевая компания, входящая в холдинг АО «Башкирская химия», куда входит и БСК.

Экономические выгоды или уникальный памятник

При технологии, используемой БСК, песчаных примесей в известняке должно быть не более 0,5 %. Поэтому другие месторождения, кроме шиханов, им не подходят. В качестве еще одного аргумента «за» приводится транспортная доступность Куштау. Остальные месторождения, такие как Худолазовское (Сибай), с необходимой производственной и транспортной инфраструктурой имеют более высокий процент примесей (1 %) и находятся на значительном расстоянии. Транспортировка повысит стоимость сырья и снизит прибыль компании. Такие аргументы высказывались БСК при подаче заявки.

Но, например, Березниковский содовый завод (также входит в холдинг «Башкирская химия») работает с известняком, допускающим до 4 % песчаных примесей и глины, при этом возит его за 85 км. Похожая ситуация на Крымском содовом заводе, логистическое плечо – 120 км.

Рентабельность БСК, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», на 2018 год составляет 30 %, а других предприятий отрасли – от 8 до 16 %.

Модернизация производства, то есть установка оборудования, которое может работать с другим сырьем, переход на современные технологии, а также повышение транспортных расходов, безусловно, снизит рентабельность БКС, но не настолько, чтобы уйти в минус.

Экономический аналитик Ирина Романова считает, что корни истории уходят в прошлое.

«Истории с шиханами уже более десяти лет. К сожалению, за этот период предыдущее руководство республики так и не договорилось с предприятием о модернизации производства, которая, вне всяких сомнений, позволила бы не допустить такую патовую ситуацию», – считает Романова.

Флешмоб против геологоразведки

После получения лицензии в 2019 году заместитель генерального директора БСК Марина Бортова заявила, что работы на Куштау начнутся после проведения необходимой подготовки. Она добавила, что вопрос решен и «качать эту тему дальше дуумвирату националистов и некоторых олигархов смысла больше нет».

Заявления экоактивистов против разработок месторождений на месте Куштау начали распространяться в соцсетях в феврале 2020 года. Но перейти к акциям протеста помешала пандемия коронавируса.

В августе события стали стремительно развиваться. 3-го числа жители села Урняк, расположенного у горы Куштау, обнаружили следы вырубки. В этот же день на гору приехали лесорубы, которых местные не пустили. Была вызвана полиция для выяснения обстоятельств.

На следующий день лесорубы приехали вместе с охраной предприятия (ЧОП) и попытались оградить участок. Местные жители потребовали предъявить разрешающие документы. Гендиректор Сырьевой компании Александр Шкурко не смог показать постановление правительства Башкортостана о выводе леса из лесопарковой зоны, на которой по закону рубка запрещена. В этот же день на горе появились первые палатки защитников шихана.

5 августа на гору прибывают активисты из нескольких городов республики, около 50 человек. Вечером Сырьевая компания предприняла очередную неудачную попытку начать работы и вызвала полицию. Были задержаны два активиста. Затем в течение нескольких дней акции переросли в более масштабное противостояние с участием ЧОП и привлечением представителей Росгвардии и ОМОН.

К этому времени количество сочувствующих выросло кратно, и в флешмобе «Живая цепь» приняло участие около трех тысяч человек. Люди стояли, держа в руках многокилометровый флаг Башкирии, и скандировали лозунги: «Куштау, живи», «Куштау, йеше», «Руки прочь от Куштау», «Куштау наш».

Активисты выступили перед БСК с предложениями перевести оборудование на передовые экотехнологии и в целом использовать иные, менее ценные залежи известняка. Также было предложено дать Куштау статус особо охраняемой природной территории.

В ночь с 9 на 10 августа на лагерь защитников горы было совершено нападение, в котором, по сообщению активистов, приняли участие 70 сотрудников ЧОП и 300 молодых людей и подростков против 17 человек, оставшихся на Куштау. Прибывшая полиция не дала конфликту перейти в опасную стадию.

Флешмоб

10 августа БСК сделала ответный ход и вывела на митинг рабочих, которые требовали прекратить акции. «Мы хотим работать», – было написано на плакатах.

Экономический аналитик Ирина Романова считает, что такая аргументация недостаточна. «На предприятии работает около 4 тысяч сотрудников. Учитывая семьи, речь идет о 10–15 тысячах человек, которых затрагивает это производство. Население Стерлитамака – около 275 тысяч человек. Характерно, что БСК использовала идеологему «Нет БСК – не будет и города», что, на мой взгляд, абсурдно. Тем более что в соцсетях отзывы противоречивые, многие говорят о низкой заработной плате и плохих условиях труда (старые цеха, отсутствие модернизации производства)», – уточняет эксперт.

Ранее БСК выпустила пресс-релиз, в котором проинформировала, что есть договор аренды с Минлесхозом на использование территории для геологоразведки, декларации оформлены, в июле 2020 года проект освоения участка согласован. «Вся деятельность на шихане осуществляется в соответствии с законодательством», – сообщила пресс-служба предприятия.

По словам директора по связям с общественностью БСК Сергея Лобастова во время беседы с корреспондентом «ФедералПресс», разработка горы ведется исключительно на основании официального разрешения, а сотрудники ЧОП защищают территорию, которая отдана компании, как и находящуюся там технику.

Я/Мы Куштау

События за сохранение Куштау мгновенно вышли в федеральную повестку, в защиту выступили медийные лица и общественные организации. «Гринпис» подала заявление в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку «незаконных действий по разрушению Куштау». Уроженец Уфы рэпер Face (Иван Дремин) опубликовал в Instagram фотографию шихана со словами «Я/Мы за Куштау». Ранее клип «Куштау должны жить» записал лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. Отметился и шоумен, артист Максим Галкин, выступивший в поддержку сохранения шихана со словами: «Башкирская содовая компания не закончит свое существование, если ей не достанется шихан. Вы уничтожаете лицо Башкортостана».

На месте в Куштау побывала также делегация СПЧ, которая рекомендовала решить конфликт миром. «Стремясь не допустить усугубления проблемы, имея в виду необходимость соблюдения прав всех заинтересованных сторон, совет рекомендует и призывает БСК наладить прямой диалог с активистами, учеными и представителями местной власти», – заявили представители совета и порекомендовали опубликовать разрешительную документацию в открытом доступе.

«Общественные протесты довольно сильны, но я пока не вижу оснований для того, чтобы проект разработки Куштау свертывался. Он инициирован центром и поддерживается серьезными лоббистскими группами федерального уровня. Поэтому нынешнего масштаба общественной активности недостаточно для того, чтобы БСК отказалась от планов. Мне кажется, здесь речь не об экологии, хотя очевидно, что любое крупное промышленное производство наносит ей ущерб. Главное– те социальные и политические последствия, которые может иметь распространение этой проблемы. Она рискует негативно сказаться на имидже власти», – комментирует ситуацию Ирина Романова.

Политолог Дмитрий Михайличенко не согласен с аргументом, что ситуация становится опасной для правительства Башкортостана. Он напоминает, что разработки Торатау БСК требовала давно. Учитывая мощное федеральное лобби (которое, к примеру, публично поддержал министр промышленности Денис Мантуров), отставка выступавшего против разработки шиханов прежнего руководителя республики Рустэма Хамитова в октябре 2018 года не была удивительна. Многие в Башкирии эти факты связывают напрямую.

«Придя к власти, Хабиров «переиграл» Торатау на Куштау, что также не очень устраивает разработчиков. Торатау сулило больше прибыли, но и Куштау также сверхприбыльно. Для того чтобы понять, чем грозит разработка Куштау в экологическом смысле, достаточно посмотреть на то, что осталось от уничтоженного шихана – Шахтау. Экологические последствия от вероятного уничтожения Куштау – это и смена розы ветров, и ущерб экологии, и уничтожение редких растений», – говорит эксперт.

Михайличенко отмечает, что потенциал роста протестных настроений высок, но «Шиеса-2» не будет, только длительное и устойчивое социальное недовольство. Назвать протест сугубо политическим или национальным нельзя. «Шиханы – это общегуманитарный протест, не связанный напрямую с конфессиональными факторами. Люди (безотносительно национальности) просто хотят жить в комфортной среде и сохранять уникальную природу родного и многонационального края. Выступающие не имеют политических требований и обращаются к руководству страны с просьбой сохранить шихан. При этом я допускаю, что некоторые попытаются политизировать тему и использовать в своих интересах. Но это точно не нужно местным жителям», – заключает Михайличенко.

Послесловие

Пиком протестных настроений в Куштау стали 15 и 16 августа. По данным корреспондента «ФедералПресс», находящегося на месте событий, в ходе столкновения было применен слезоточивый газ. В Росгвардии заявили, что правоохранительные органы не применяли спецсредств.

На следующий день глава республики Радий Хабиров был вынужден прибыть в горячую точку Ишимбайского района Башкортостана и встретиться с активистами. Сейчас в конфликте официально взята пауза – руководитель республики призвал активистов покинуть шихан, а без принятого компромиссного решения Куштау разрабатываться не будет. Спустя сутки было принято решение о создании рабочей группы с участием лидеров со стороны активистов для дальнейшего обсуждения вопросов, связанных с разработкой шихана.

«Прошу наиболее активных сесть с нами за стол переговоров. Одна просьба: определитесь и выберите старших. Будем разговаривать. Мы готовы по крупицам разбираться в ситуации», – призвал Хабиров.

Башкирская содовая компания к этому моменту начала увозить технику с Куштау.

Редакция «ФедералПресс» следит за развитием событий.

Фото: wikipedia.org / Ayratayrat (CC BY-SA 4.0), Le.Loup.Gris (CC BY-SA 3.0), пресс-служба главы Республики Башкортостан,@shihan_of_bashkortostan

Сюжет по этой теме
8 июля 2021, 10:25

Экологическая карта конфликтов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.