По итогам первой половины 2020 года почти сорок процентов крупных предприятий Пермского края закончили свою работу с убытками. По данным аналитиков, с малым и средним бизнесом Прикамья все гораздо сложнее. Некоторые компании все еще остаются на карантине. Как им пережить кризис – в материале «ФедералПресс».
В середине лета ТПП рассказала о результатах третьего этапа национального опроса «Бизнес-барометр страны». По замерам в июне на момент опроса в Пермском крае 24 % респондентов–предпринимателей закрыли свой бизнес или находились в процессе ликвидации. У большинства опрошенных выручка упала на семьдесят процентов и более в сравнении с прошлым годом.
«Окончание острой фазы не означает завершение кризиса». Эксперт предупреждает об отсроченном ударе
С тех пор прошло больше двух месяцев. Подавляющее большинство коронавирусных ограничений сняли. Бизнес подводит итоги кризиса и пытается оценить свои перспективы. Об этом шла речь на подведении итогов конкурса «Дело» проекта «Покупай пермское». По словам экспертов, главное, что показала пандемия, – если бизнеса нет в цифровом мире, значит, его скоро не будет и офлайн.
«К примеру, у общепита – одной из самых пострадавших отраслей– должны быть не только нормально работающие сайты и аккаунты в соцсетях, которые позволят продавать продукцию онлайн, но и особое, иногда принципиально другое меню, – говорит вице-президент пермской ТПП Елена Гилязова. – Потому что далеко не все можно доставить на дом. Большая часть этого рынка это понимает и начинает перемещаться в онлайн».
Между тем до сих пор не весь малый и средний бизнес получил разрешение на работу. Гилязова приводит в качестве примера участников проекта «Покупай пермское». Среди них те, кто занимается массовыми мероприятиями, праздниками, отрасли, связанные с непосредственным общением между людьми. Однако эксперт считает, что пора выходить из пике и возвращаться к активной жизни и докризисным финансовым показателям.
«Сегодня очень важно учитывать эффект больших чисел, – рассказывает директор маркетингового агентства «Черная икра» Андрей Брюхов. – В соцсетях во всем мире находится 51 % его жителей. В год количество пользователей растет на 10 %. В день к интернету подключается до миллиона человек. Только в Перми это больше ста человек в день».
«Местные производители стремятся быть конкурентоспособными в условиях ускоренной трансформации медиапотребления, – подтверждает директор пермского филиала МТС Оксана Кайгородова. – Мы видим рост интереса к решениям на удаленной работе, доставке, выходу на маркетплейсы, выстраиванию коммуникаций в тех каналах, где удобно клиенту, таргетированной рекламе, увеличиваются продажи через интернет-магазины».
О том, какие предприятия малого и среднего бизнеса пострадали от коронавируса сильнее всего, сегодня не говорит только ленивый. А вот какие из них выиграли, кроме пермских производителей медицинских масок, которые увеличили производство на 47,8 %?
«Влияние государства на экономику будет возрастать». Эксперт спрогнозировал последствия пандемии
«В начале пандемии жители края начали активно покупать чеснок и спортивный инвентарь, – комментирует ситуацию Сергей Брюхов. – Продавцы этих товаров получили прибыль. Выжил бизнес, который начал экспериментировать и создавать онлайн-курсы. Выиграл интернет-ретейл. К середине пандемии те, видимо, кто не купили спортинвентарь, начали активно покупать мази от остеохондроза. Их продажи подскочили на 20 %. И наконец, после пандемии бизнесмены стали чаще рассчитываться по контрактам наличными деньгами. Получается, свой процент потеряли банки».
По мнению Сергея Брюхова, понять, стоит ли сегодня заниматься бизнесом, можно, ответив на два вопроса: есть ли очередь за вашей продукцией прямо сейчас и кто заплачет, если бизнеса не станет? Если очевидны ответы «нет» и «никто», скорее всего, вашего бизнеса скоро не будет.
«Чтобы пережить кризис малому и среднему бизнесу, – поясняет председатель Пермского регионального отделения ООО «Деловая Россия» Дмитрий Теплов, – ему нужно, во-первых, научиться договариваться со своим персоналом, постараться сохранить команду, чтобы вместе пройти сложные времена и восстановиться. Во-вторых, наладить отношение с государственными структурами, поверить государству и воспользоваться помощью, которую оно может оказать. И, в-третьих, надо быть готовым к изменениям, следить за новыми тенденциями и максимально использовать их в своем деле».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Экономический кризис