Коронакризис за минувшие полгода подкосил немало тюменских организаций и предприятий. И если у старых традиционных производств есть шанс обнаружить новые горизонты развития и трансформироваться, то с ремесленными дела обстоят иначе. В чем особенности выхода из кризиса для них и как это связано с развитием туризма – в материале «ФедералПресс».
Общий кризис
За минувшие полгода, которые проходят в нашем регионе (впрочем, как и по всей стране и миру) под знаком коронавируса, непросто пришлось самым разным отраслям экономики. С апреля по август закрылись сотни компаний, вновь открывшихся существенно меньше. Особенно сложным, судя по данным Росстата, был июнь, когда число закрытых субъектов МСП в Тюменской области почти в 3,8 раза превысило число новых (595 против 155).
На прошедшем в Тюмени Слете успешных предпринимателей депутат областной думы, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров поделился мнением: «В изменчивом мире предприниматель должен всегда быть готовым к быстрой перенастройке своего бизнеса».
Фактически это удалось не всем. И особенно непросто переживать кризис оказалось старейшим предприятиям. Хотя экономические трудности на многих из них наблюдались уже в прошлом году. Общедоступные финансовые показатели пяти самых старых предприятий Тюменской области можно увидеть в инфографике.
Но есть в регионе особая категория предприятий, которые не просто старые и не просто производят товар, но являются хранителями уникальных ремесел. К их числу можно причислить косторезную фабрику в Тобольске, ковровую в Ишиме, производство валенок в Голышманово.
У них есть уникальный товар, но предприятия все равно выживают с большим трудом. Почему и как исправить ситуацию?
«Работаем на склад»
У всех трех предприятий – богатейшая история. Голышмановский пимокатный цех, меняя собственников, при этом за сто лет не изменял способа изготовления традиционной валяной обуви – только ручной.
Директор ООО «Вектор» Татьяна Овсянникова рассказывает, что обычно за сезон удается выпустить около трех тысяч пар валенок. Правда, в последнее время сильно выросли складские запасы – реализовывать продукцию стало сложно.
«Сейчас самая большая проблема – то, что закрыли из-за коронавируса ярмарки на севере, где у нас основной сбыт продукции. Не знаем, как нынче будем выживать. Пытаемся выйти на новые города, будем ездить на ярмарки туда. Выжить бы», – говорит Татьяна Степановна.
Раньше в цеху работали восемь человек, сейчас с объемом справляются два. Вот если бы остатки со склада реализовать да найти рынки сбыта, говорит директор, то могли бы даже расширить производство и принять на работу нескольких сельчан.
Директор Сибирской ковровой фабрики в Ишиме Анатолий Кондратьев подводит свой невеселый итог: заказов нет, ткачих приходится удерживать на рабочих местах обещаниями.
О коврах с уникальным тюменским узором знали далеко за пределами Сибири еще в начале ХХ века. И до сих пор здесь ткут ковры уникальным ручным способом. Времена бывали разные, предприятие даже банкротилось. В 2000-х годах, говорит Кондратьев, выручали заявки от правительства области. Вспоминает, что как-то ткали на заказ ковер с изображением Тобольского кремля. Сейчас, признается, снова маячит банкротство.
Ишимские ковры – товар штучный. Один ковер размером 2х3 метра изготавливается 3–4 месяца. Это отражается на его цене. Покупателя на такой дорогой товар найти сложно. Последний заказ был в феврале – ткали ковры во Владивосток.
«Пряжа подорожала сильно. Это 100-процентно крашеная шерсть. Раньше покупали ее за 2–2,5 тысячи за кг, а теперь по 4 тысячи. Заказываем в Дагестане, в Черногории. Осталось немного от закупки в Китае. Местных поставщиков пряжи нет. В свое время думали об удешевлении производства. Под Тавдой есть совхоз, где держат овец. Планировали брать там материал и самим пряжу изготавливать, но оказалось, что это очень сложно и затратно. Надо отдельный цех, чтобы пряжу перерабатывать. Отдельно красильный цех. Вот и выходит, что лучше покупать готовую крашеную шерсть», – рассказывает Анатолий Кондратьев.
Чтобы оставшиеся восемь ткачих (а их здесь особенно ценят, потому что мастеров такого уровня больше не найти во всей стране) не разбежались, директор придумывает им заказы сам – работают «на склад». Директор говорит, что склад магазина в Тюмени на Революции, 1, буквально забит. Ковров там скопилось на 4, а может и больше миллионов рублей.
Первая помощь для ремесленников
«Бизнес до сих пор не знает, где брать деньги». Эксперт о последствиях «коронакризиса»
Проблемы подобных малых предприятий схожи: они обычно делают хороший товар, но не умеют его продавать, считает экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков.
«Им нужно помогать в продвижении товара. Возможно, организовывать специализированные ярмарки, выставки, помогать финансово, чтобы они могли куда-то выезжать. Задействовать экспортные поставки. Учить их, как взаимодействовать с разными интернет-площадками, с посредниками, торговыми предприятиями», – полагает эксперт.
Экономист добавляет: эти ремесленные предприятия ориентированы на товар, но часто не ориентированы на клиента и на то, как этому клиенту донести ценность товара: «А ведь если взять те же ишимские ковры, то они совсем недешевы. И человеку нужно объяснить, показать ценность товара, чтобы он был готов платить».
Тюменским ремесленным предприятиям не хватает промоушена. В этом убедился Эдуард Омаров в ходе поездки по районам области, где посетил производства.
«В больших современных компаниях ломают головы над торговым предложением, а тут в этом нет необходимости, не нужно ничего придумывать – производства уникальны сами по себе. И это дает колоссальную возможность для развития. Было бы желание. Нужно двигаться. Для начала стать активными участниками бизнес-сообществ, чтобы получать знания, связи. Мало производить продукт – его надо продвигать», – говорит бизнесмен.
Иван Вилков добавляет: помощь местных властей тут очень кстати, но речь не о госзаказах – нужны комплексные меры. Во-первых, полагает эксперт, это стимулирование туристической отрасли в регионе и встраивание таких предприятий в туристические маршруты.
«Когда приезжает турист в регион, ему нужна какая-то местная специфика. Им интересно то, чего нет в другом месте, то, что они могут купить только здесь. Поэтому в регионах, где хорошо развит туризм, там хорошо себя чувствуют и ремесленники, занимающиеся народными промыслами. Нужен какой-то товар с привязкой к местности, который можно увезти в качестве сувенира», – считает эксперт.
К примеру, в Тобольске можно было бы выстроить целый турмаршрут по косторезным мастерским. А в Ишиме и Голышманово посещать производства.
Еще один вариант выживания – это ориентация предприятий на люксовый сегмент. Всегда найдутся люди, которым интересен уникальный и потому дорогой товар. Но для этого товар должен быть соответствующим образом упакован и преподнесен. И тут опять не обойтись без качественного продвижения.
«Местные власти могут помочь с продвижением определенных легенд, связанных с товарами. Можно показать возраст – что технология старая, связать товар с известными личностями, показать его текущую ценность, специфику. Ну и соответственно общие товарные категории тоже продвигать. Обычно малым предприятиям все это не под силу самостоятельно», – добавляет экономист.
Оба эксперта уверены: тюменские бренды, в числе которых и валенки, и ковры, достойны, чтобы двигать их не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Как это будет получаться – покажет время.
Фото: правительство Тюменской области, Тюменское региональное отделение «Опоры России», visittyumen.ru, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Экономический кризис