Бизнес Югры должен иметь инвестиционные и инновационные составляющие, тогда возможность создать и развить дело предоставит правительство автономного округа. В прямом эфире «Бизнес Югры. Новые возможности» губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова обсудила с бизнесменами проблемы и меры поддержки для малого и среднего предпринимательства. О том, каким образом они перестроились в пандемию, почему боятся заходить на территориальную площадку и как зарабатывают на вкусах и любви к женской красоте, – в материале «ФедералПресс».
Убрать препоны – важно
Продвижение невозможно, пока не будут решены различные управленческие, социальные и финансовые проблемы. Уже в начале онлайн-встречи губернатор Югры Наталья Комарова призвала власти муниципалитетов обратить внимание на оптимизацию территорий, где размещены заброшенные промзоны.
«Обращаюсь к органам власти Сургута и других муниципальных образований. На ваших территориях было развито создание промышленных зон. Сегодня мир меняется, а изъятые из оборота поселенческие земли остаются неприкаянными и необустроенными. Мы создаем новые площадки в то время, когда определенное количество бывших промзон в лучшем случае «спит», а в худшем используется для преступной деятельности. Верните в городскую казну самый дорогостоящий актив – землю», – заявила Наталья Комарова.
Вторая обнаженная проблема касается высокотехнологичных компаний. Так, во время разговора о резидентах индустриального парка «Югра» выступил исполнительный директор ООО «Лекс» Виталий Коропецкий. Бизнесмен собирается развивать производство оборудования для нефтедобычи в Сургуте, однако столкнулся с отсутствием залоговой базы, являющейся необходимым условием для получения кредитов.
Директор Фонда развития Югры Роман Генкель предложил рассмотреть возможность предоставления льготного финансирования по программам развития.
«Мы предоставляем льготные займы субъектам промышленности на срок от года до 10 лет под 1–3 % годовых, что является более чем лояльной ставкой для заемного финансирования», – рассказал глава фонда.
Он также уточнил, что действует гарантийная помощь Фонда поддержки предпринимательства, где предоставляется сумма до 100 миллионов рублей, которая не требует залогового имущества при обращении в кредитные организации.
«Для более крупных контрактов мы отрабатываем с корпорацией МСП, но тут необходимо проработать вопрос, эту задачу будем решать», – заключил Роман Генкель.
Вопрос финансовой поддержки интересовал и представителей агробизнеса. В частности, речь идет о перспективах пилотного проекта «Агростартап», в рамках которого предоставляется грант в виде субсидий.
«В этом году в департамент промышленности Югры поступило 13 заявок от жителей округа, конкурсной комиссией одобрено 8 из требуемых 9 проектов по направлению «птицеводство» и «плантационное выращивание болотных ягод, морошки». В настоящее время объявлен повторный конкурс по предоставлению грантов «Агростартап». Финансирование мероприятий предусмотрено до конца 2022 года в размере 71,4 миллиона рублей», – рассказал директор департамента промышленности Югры Кирилл Зайцев.
Трансформация агропромбизнеса
В Югре насчитывается 10 200 самозанятых. Наталья Комарова отметила, что возможность для развития – это главная задача правительства автономного округа.
«Важно остановиться на тех решениях, которые смогут принести пользу, одни из них – здесь и сейчас, другие – на перспективу. Но они должны быть подконтрольны», – подчеркнула Наталья Комарова.
Директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Николай Милькис пояснил, что сегодня в регионе принят закон о самозанятых и теперь на предпринимателей этой категории также распространяются меры поддержки МСП.
«Ежемесячно у нас прибавляется по тысяче самозанятых. Предел такого бизнеса – 2,5 миллиона в месяц. Мы фиксируем и тестируем те предложения и меры дополнительной поддержки, которые необходимы. Могу сказать, что в Югре свободна ниша дополнительного образования», – отметил Николай Милькис.
Руководитель проекта по мясным и рыбным деликатесам ТМ «Деликатес Крафт» (Сургут) Денис Кравченко рассказал, что до пандемии основным видом его бизнеса было общественное питание, однако коронавирус внес изменения в деятельность предпринимателя.
«Пришлось принять решение о том, как жить дальше и как сохранить штатных сотрудников. Проект организации производства мясных деликатесов возник давно, но на реализацию не хватало времени. Пандемия подвигла на запуск. На данный момент мы производим 16 видов мясных и рыбных колбас. Хочу отметить, что мы разработали технологию приготовления рыбной колбасы, не имеющей аналогов в России. Также у нас 18 наименований мясных снеков, которые любят дети. И 25 позиций полуфабрикатов. Все из качественного сырья без добавления ГМО», – рассказал Денис Кравченко.
Он отметил, что в настоящее время ведется оформление документов на знак «Сделано в Югре». В планах у предпринимателя – расширение производства и сотрудничество с торговыми сетями автономного округа.
Востребованным бизнесом занялся и директор ООО «НПК «Велес» Эдуард Огарков из села Сытомино Сургутского района.
«Создано 14 рабочих мест. До конца года планируем нанять еще 14 сотрудников. Мы ведем переработку рыбы, налажен выпуск вяленой и копченой рыбной продукции. Также планируем заняться созданием косметики: запустить линейку кремов. Уже заказали в Свердловской области контракт на 18 видов продукции. Планируем в составе использовать масла продуктов, которые выращены в Югре», – рассказал Эдуард Огарков.
Он также отметил, что крем имеет глубокое проникновение в дермальный слой кожи. Это такие крема, как 55+, у которых 92 % проникновения, что дает омолаживающий и заживляющий эффекты. Планируется начать выпуск крема для лечения суставов. Также в планах – открытие оздоровительного центра на 100 мест.
Наталья Комарова поинтересовалась технологией будущего продукта, которая, как оказалось, была приобретена в Воронежском университете. Сейчас предприниматель регистрирует собственный патент. Эдуард Огарков попросил оказать помощь в сотрудничестве с университетами Югры для дальнейших разработок продуктов.
Губернатор Югры также отметила, что сегодня в регионе высокая предпринимательская активность. И то, что предприниматели ставят во главу развития бизнеса уникальность продукта, – одно из тех направлений, которые дадут больше устойчивости и уверенности на конкурентном рынке.
Развитый «организм»
Югорский лесопромышленный холдинг, расположенный в Нягани, в этом году увеличил производство бруса с 30 до 50 тысяч кубов. Экспорт в Китай, Иорданию, Германию, Австралию. Генеральный директор Юрий Краев пояснил, что основная деятельность компании связана с глубокой переработкой древесины: производство экспортных сухих пиломатериалов, ДСП, ЛДСП и бруса клееного из шпона ЛВЛ.
«За последние пять лет полностью произведена модернизация на всех направлениях. Мы инвестировали больше трех миллиардов рублей на развитие компании. Сегодня холдинг экспортирует продукцию под маркой «Югра» по всему миру, включая Бельгию, Нидерланды. В этом году мы заканчиваем модернизацию подразделения холдинга «ЛВЛ-Югра», – сообщил Юрий Краев.
Бизнесмен отметил, что пандемия внесла свои коррективы: поначалу предприятие планировало завершить модернизацию в первом квартале 2020 года, но финские специалисты в связи с коронавирусом уехали; конечно, с задачей справились, но время потеряли.
«Сейчас наращиваем объемы, у нас работает 1000 высококлассных специалистов, отправили первые 100 контейнеров древесины в Австралию. Получены отзывы, качеством довольны. Подписан трехлетний контракт на 100 тысяч кубов леса на сорок миллионов евро. Это нас радует. Новые рынки – новые продукты», – пояснил Юрий Краев.
Он также рассказал, что, несмотря на непростой год, предприятие увеличило объем выпускаемой продукции, сумма от ее реализации составляет пять миллиардов рублей.
«Мы хотим двигаться дальше, модернизация дала нам возможность уверенно стоять на ногах, создавать новые рабочие места», – подытожил Юрий Краев.
Институты развития помогают предприятиям выходить на новые проекты. Так, в 2018 году предприятие «Хайлон Петролеум Пайплайн сервис» открыло в Сургуте завод по нанесению антикоррозийного полимерного покрытия на трубы нефтегазового сортамента.
Директор по административным вопросам компании Екатерина Зайнетдинова отметила: предприятие специализируется на производстве высокотехнологичного нефтегазового оборудования.
«Компании более 18 лет, на территории России имеет три производственные площадки, в том числе есть площадка в Сургуте. В настоящее время предприятие сотрудничает с такими компаниями, как «Лукойл», «Роснефть» и «Салым Петролеум Девелопмент». В 2021 году компания планирует поставлять на российский рынок линейку высокотехнологичного покрытия, предназначенного для защиты трубопроводов систем водо-, теплоснабжения, канализации», – пояснила Екатерина Зайнетдинова.
Она также добавила, что предприятие налаживает партнерские отношения с ПАО «Сургутнефтегаз» и заинтересовано в сотрудничестве с правительством округа и администрацией Сургута.
Губернатор Югры Наталья Комарова обратила внимание департамента промышленности Югры и информационных технологий и цифрового развития автономного округа на создание платформы, где поставщики и потребители работали бы в едином поле. Она также отметила, что, затевая любой бизнес даже на уровне самозанятости, предприниматель не должен закрываться в периметре муниципалитета, региона или страны. Ориентироваться необходимо на весь мир, а для этого нужны узнаваемые и конкурентоспособные онлайн-площадки.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Алексей Колышкин, Евгений Поторочин