Дороги в Поволжье в ближайшее время могут ждать серьезные испытания. Денег на их финансирование не будет хватать. Накануне правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность неполного содержания федеральных дорог за счет госбюджета в период с 2021 по 2024 год. По оценкам экспертов, и без того не лучшие магистрали рискуют рассыпаться. О том, как регионы в ПФО намерены решать проблему, – в материале «ФедералПресс».
Документом предлагается уже с 1 января 2021 года до 1 января 2024-го приостановить действие нормы закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», согласно которой расходы на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог должны на 100 % закладываться в федеральный бюджет при формировании его расходов.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «в условиях сокращения объемов доходов федерального бюджета» он не может обеспечить стопроцентное покрытие затрат на ремонт и содержание федеральных трасс.
Ранее вице-премьер России Марат Хуснуллин настаивал на необходимости увеличивать частные инвестиции в строительство дорог. В регионах высокопоставленного чиновника услышали, похоже, не все.
Поволжье без дорог
По заявлению Хуснуллина, на сегодняшний день «не хватает именно участия бизнеса в строительстве дорог». «Тот объем, который у нас платно есть, те дороги, с учетом привлечения концессионеров, – он ничтожно мал по отношению ко всем объемам строящихся в стране дорог», – признавал вице-премьер.
По его мнению, данную ситуацию необходимо менять и привлекать бизнес для участия в проектах. «Среди задач, которые мы себе ставим: в ближайшие два года привлечь порядка 500 млрд рублей на развитие крупных инфраструктурных территорий, и порядка 500 млрд рублей – мы ставим себе задачу привлечь с рынка по строительству дополнительных дорог», – указывал вице-премьер.
В Поволжье ситуация с дорожной сетью оставляет желать лучшего. К примеру, ранее Счетная палата РФ в ходе проверки установила, что меньше половины региональных и муниципальных автодорог (44,2 %) соответствует нормативным требованиям. За последние два года их доля выросла всего на 1,1 %, говорится в отчете ведомства.
«Безопасные и качественные дороги начинаются с крепкого нормативного фундамента… Количество дорог, соответствующих нормативам, хоть и растет, но все же не так значительно, как хотелось бы», – отмечается в отчете. По данным СП, доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7 %. Сейчас нормативам соответствует 84,8 % федеральной дорожной сети.
Аудиторы приводят данные: протяженность региональных дорог почти в десять раз больше, чем федеральных (508 201 км против 57 227 км), при этом денег на их содержание выделяется в восемь раз меньше. Проведенная проверка показала, что в среднем на содержание одного километра дорожной сети федерального значения в прошлом году приходилось 2,2 млн рублей, в то время как на содержание одного километра региональных дорог – 288 тысяч рублей. В целом на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6 % от нормативной потребности, констатировали проверяющие.
К слову, поволжские дороги уже давно находятся в зоне повышенного внимания федерального центра. Ранее cекретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на совместном выездном заседании с полпредом президента России в ПФО Игорем Комаровым указывал на то, что губернаторам поволжских регионов необходимо взять под личный контроль состояние дорожной сети. Согласно приведенным им данным, каждый день в ДТП погибают почти 50 человек, а получают ранения около 600.
«Наихудшая ситуация наблюдается в Саратовской, Пензенской областях и Чувашской Республике. Низкое качество дорожного покрытия зачастую является не только следствием халатности должностных лиц, но и следствием коррупционных и мошеннических действий, связанных с хищением денежных средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог», – утверждает Патрушев.
«Наша давняя боль»
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, внесенный законопроект очень больно ударит по состоянию российских дорог просто потому, что «они недофинансированы, а местами недофинансированы тотально».
«Можно с уверенностью констатировать, что частный бизнес пойдет финансировать эту сферу только в том случае, если дороги, в которые он будет вкладываться, станут соответственно частными и платными. Иначе говорить о приходе бизнеса в данную сферу нельзя», – заявил «ФедералПресс» Шапарин.
По его словам, в складывающейся ситуации трассы регионального и муниципального значения будут постепенно деградировать: «Особо сложная ситуация складывается, на мой взгляд, в Поволжье, где и сейчас к качеству дорог немало вопросов, а при секвестировании финансирования проблем, разумеется, станет еще больше. В таком случае автовладельцы могут задать властям вполне резонный вопрос – а не стоит ли пропорционально сокращению финансирования дорожной сети уменьшить и транспортный налог, а также акцизы на бензин и дизельное топливо, которые точно так же направляются в госбюджет и призваны расходоваться на создание и поддержание в нормальном состоянии дорог?».
Источники в администрациях сразу двух регионов ПФО пояснили «ФедералПресс», что дальнейшее сокращение финансирования в отдельных случаях чревато настоящей катастрофой. «Дороги – это наша давняя боль. Регионы, особенно глубоко дотационные, не смогут самостоятельно поддерживать дорожную сеть в адекватном состоянии. Дороги будут ветшать, при этом механизм государственно-частного партнерства не всегда возможен с учетом того, что население пока слабо готово к тому, чтобы платить за проезд по дорогам общего пользования. Люди и без того недоумевают: дескать, плачу налоги – где дороги?» – пояснил один из собеседников издания.
По его словам, средств на содержание дорожной сети не хватает, отметив, что «у нас в некоторых случаях не дороги, а направления».
Политолог Арсен Шаяхметов в разговоре с «ФедералПресс» указал на то, что в общественном сознании «строительство дорог» и «нецелевое использование средств» стало практически синонимом. «Потому денег под решение проблемы транспортной инфраструктуры выделяется и осваивается всегда много, а дорожный вопрос продолжает крепко ассоциироваться с главной проблемой страны. Этим решением власти, очевидно, хотят снизить финансирование неэффективных отраслей, переориентировав средства на выполнение социальных обязательств и решение приоритетных для руководства страны задач, хотя логичнее их было бы инвестировать как раз в инфраструктуру», – считает эксперт.
Он пояснил, что в качестве инвесторов для строительства дорожной сети планируют привлекать банки, однако, по его оценкам, тут неочевидны условия привлечения средств: «Если это коммерческие кредиты, то по ним со временем придется переплатить. Возможен и другой вариант – использование средств госбанков в формате партнерства. В таком случае дальнейшее обслуживание дорог может быть возложено как раз на банки за счет конечных пользователей (аналог платных дорог). При любом варианте итоговая стоимость работ вырастет».
При этом Шаяхметов признал, что дороги сегодня «перестают быть просто полотном из асфальта». «Современные технологии также все активнее проникают в дорожное хозяйство, потому и участие банков, претендующих на статус IT-компаний, может быть также неслучайно. Дороги будущего – это технологичные транспортные каналы, предоставляющие широкий спектр услуг, от навигации до обеспечения сверхкомфорта. Так, сейчас ведется активная цифровизация дорожных сетей – первый этап внедрения технологий. Например, в Башкирии этот процесс происходил сложно, было выявлено много бесхозных дорог. Однако сегодня это позволяет корректно формировать планы по строительству и ремонту новых сетей, отслеживать реконструкцию в режиме реального времени и получать оперативную обратную связь от жителей, учитывая их потребности. К примеру, в 2020 году удалось отремонтировать 91 % оцифрованных дорог, а также отремонтировать 100 % проблемных участков, по которым жители оставили свои заявки, внеся их на специальную онлайн-карту», – резюмировал эксперт.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих