Скандал вокруг погибших в Авачинской бухте на Камчатке морских животных набирает обороты. В Тихий океан попало неизвестное вещество, которое отравило фауну, серферы получили ожоги роговицы. Сейчас местные власти, эксперты, экологи пытаются разобраться, что произошло на самом деле, и выдвигают версии произошедшего. Называются самые различные причины случившегося, среди основных – размножение морских водорослей, выделяющих токсины, техногенные факторы, землетрясение и вулканическая активность. К разбирательству подключилось и Министерство природных ресурсов и экологии России, его глава Дмитрий Кобылкин заявил, что виноватыми могут быть микроорганизмы, сумевшие изменить кислород. О случившейся экологической катастрофе и спорном мнении министра «ФедералПресс» поговорил с экспертами.
То ли полигон, то ли микроорганизмы
6 октября губернатор Камчатского края Владимир Солодов на брифинге, посвященном массовой гибели морской фауны возле Халактырского пляжа в Авачинской бухте, заявил, что источником загрязнения морской воды, вызвавшего гибель фауны, может быть расположенный неподалеку Козельский полигон ядохимикатов.
«Самый очевидный ответ, где может быть источник загрязнения, – это Козельский полигон ядохимикатов. Прямо сейчас там находится группа специалистов, снимает все пробы, анализирует целостность конструкций, проводит замеры», – сказал он.
Это не первая версия произошедшего – ранее заявлялось, что в бухту военные могли слить ракетное топливо или что причиной могла стать течь в коммерческом танкере. Отрабатывается даже версия, что к катастрофе могли быть причастны коммунальные службы Петропавловска-Камчатского.
Дало свою оценку произошедшему и Минприроды России. 5 октября глава министерства Дмитрий Кобылкин объяснил, что ЧП не техногенная катастрофа, и списал случившееся на шторма и кислород.
«Наши академики, Российской академии наук в том числе, говорят о том, что в этот период времени, в период штормов, происходят какие-либо явления с повышением токсичности микроорганизмов в этой зоне, которые могут приводить к изменению кислорода, из-за этого могут такие явления происходить, – сообщил он в интервью «России 24». – Периодически такое случается, где-то фиксируется».
Слишком много погибло животных
Версия Минприроды вызвала резкую критику со стороны профессиональных экологов.
«Это глупость. Я не знаю, кто Кобылкин по специальности, но явно не специалист в области планктонологии и по Дальнему Востоку. Даже не знает элементарной литературы, которая описывает, как происходит цветение водорослей, есть ли токсичные виды, как часто встречаются», – отметил сотрудник лаборатории морской экотоксикологии Тихоокеанского океанологического института Владимир Раков.
По его словам, Авачинский залив (его внутренней частью как раз и является Авачинская бухта. – Прим. редакции) сразу «выходит» в Тихий океан, его побережье является открытым и в близлежащих водах имеются течения, движущиеся с севера на юг, поэтому там происходит активный водообмен. Соответственно массовое размножение токсичных водорослей там не может происходить, такое возможно только в закрытых бухтах.
Более того, подобного в районе Петропавловска-Камчатского никогда ранее не наблюдали. «Может происходить сильное размножение зоопланктона в каких-либо котловинах, приводя к недостатку кислорода, но, опять-таки, не в районе Камчатки», – отмечает он.
Если бы были виноваты токсичные водоросли, то погибли бы исключительно питающиеся ими животные, например моллюски, непрерывно фильтрующие воду. В то же время обнаружено много погибших морских хищников, осьминогов и морских звезд, чего быть в данном случае не могло. К тому же при вспышке размножения водорослей вода начинает цвести – она же, наоборот, прозрачная. Да и время для ее цветения неподходящее.
«Судя по тому, что погибли животные разных таксономических групп (морские ежи, звезды, голотурии, осьминоги, актинии), это может быть проявлением какого-то яда, появившегося в воде и убившего сразу многих животных, – сказал Владимир Раков. – Произошел серьезный залповый выброс каких-то ядовитых веществ. Поскольку там хороший водообмен, то вода уже поменялась и нет смысла ее анализировать. Надо анализировать погибших животных, смотреть, что находится у них в жабрах, в печени».
Погода не благоприятствовала размножению
С Владимиром Раковым согласны и другие специалисты в области экологии.
«На мой взгляд, в данном случае версия о летальности воздействия сине-зеленых водорослей на фауну Авачинского залива Тихого океана маловероятна. Цианобактерии, осуществляющие оксигенный фотосинтез, действительно встречаются на всех континентах и во всевозможных местообитаниях – в воде и на суше, в пресных и соленых водах. Давно известна их отрицательная роль в качестве возбудителей цветения воды. Активное размножение цианобактерий вызывают аномально высокие температуры. Однако погода в Петропавловске-Камчатском в течение сентября была в среднем +12 °C, что являлось природной нормой», – указала Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие».
Она добавила, что если бы было массовое цветение сине-зеленых водорослей, приводящее к нехватке кислорода и массовому замору рыбы и беспозвоночных в мелких и средних водоемах (что нельзя сказать про тихоокеанскую бухту), то визуально вода была бы мутной, желтого, коричневого или зеленого цвета.
«Надо понимать, что такие вспышки бывают в теплое время года. Живность в океане размножается активно именно в теплый период. Сентябрь-октябрь – не то время, когда можно ожидать вспышки численности водорослей», – подчеркнул председатель совета экологической организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын.
Иными словами, под влиянием микроскопических водорослей или животных кислород никак не может измениться – это бы противоречило всем законам физики и химии. Могла бы измениться его концентрация (скажем, понизиться), тем не менее для этого предпосылок не было. Однако причины произошедшего скорее всего именно в техногенной плоскости. И когда они вскроются, видимо, Минприроды РФ придется спешно пересматривать свою позицию по резонансному происшествию.
Фото: pxhere.com