Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Полный провал». Почему Средний Урал потерял миллионы на попытках привлечь туристов

Почему Средний Урал потерял миллионы на попытках привлечь туристов
Почему Средний Урал потерял миллионы на попытках привлечь туристов

Центр развития туризма Свердловской области вновь оказался в центре скандала: миллионы рублей могут быть потрачены впустую из-за пандемии коронавируса. Вопросы вызывает и эффективность учреждения в целом: несмотря на многолетние обещания, реального притока туристов в свердловскую глубинку не происходит. О том, кто осваивает выделенные на продвижение области деньги и почему эксперты все более разочаровываются в успехе благих начинаний, – в материале «ФедералПресс».

«Деятельность вызывает много вопросов»

В начале октября свердловский арбитраж обязал Центр развития туризма выплатить 199 тыс. рублей фирме «Визит Урал – Сибирь», которая должна была организовать презентацию туристического потенциала региона на международной выставке в Берлине. Выставка должна была пройти еще в марте, но ее отменили из-за пандемии коронавируса. К тому времени подрядчик успел выполнить часть работ – в том числе доставил в Берлин 60 кг грузов. В результате суд встал на его сторону.

Тяжба могла бы быть рядовой, если бы не тот факт, что «Визит Урал – Сибирь» выиграла множество аналогичных тендеров ЦРТ. В июле она отсудила еще 191 тысячу за несостоявшуюся презентацию в Москве, а общая стоимость контрактов превышает миллионы рублей. Примечательно, что «Визит Урал – Сибирь» – один из «любимых» подрядчиков центра: за все время фирма получила десятки миллионов.

Как отметила член общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова, контракты на отмененные мероприятия должны быть расторгнуты либо к ним следовало заключить допсоглашения.

«Я посмотрела – у них там нет ничего, но информации об оплате тоже нет. Сильного криминала я не вижу, хотя деятельность центра в целом вызывает много вопросов», – заявила она корреспонденту «ФедералПресс».

Череда скандалов

Центр развития туризма не впервые попадает в сомнительные ситуации с госзакупками. Так, в 2017 году питерская фирма «Индустрия мероприятий» сорвала его участие в выставке Expotravel. Как отмечается в материалах арбитражного суда, компания на момент заключения договора уже находилась в реестре недобросовестных поставщиков. Интересно, что в дальнейшем она пыталась вернуть выплаченный организаторам выставки аванс, ссылаясь на то, что договор был подписан несуществующей сотрудницей.

d37298ffe37b20b156c9aff67d49d385.jpg

Еще более громкая история произошла в 2018 году, когда в разгар чемпионата мира по футболу в центре Екатеринбурга появились белые шатры со скучной экспозицией в псевдонародном духе. Они не пользовались популярностью у туристов и вызывали недоумение горожан, хотя на их организацию центр выделил 16 млн рублей. Более того, во время торгов один из конкурентов победителя был отведен, как выяснило свердловское управление ФАС и подтвердил суд, по надуманным основаниям.

Немало казусов было связано и с путеводителями, которые выходят по заказу центра: еще в 2016 году их безграмотность стала темой доклада на заседании комиссии по туризму свердловского отделения РГО. А в 2019 году центр в одностороннем порядке разорвал договоры с подрядчиком, что привело к очередным выплатам по суду.

«Все, что касается сферы услуг для государственных нужд, имеет большие коррупционные риски, потому что в услуги можно запихнуть все что угодно и достаточно редко есть понятное ценообразование. Как раз в истории с шатрами на Плотинке один из вопросов был связан с тем, что в техническом задании отсутствовали понятная смета и разбивка по стоимости», – говорит Петрова. Именно в таких тендерах проще составить техзадание под конкретного подрядчика, объясняет она.

«Продукт, по которому никто не ездит»

Вероятно, траты центра не привлекали бы столько внимания, если бы не его сомнительная эффективность при постоянном самопиаре. Центр развития туризма появился в Свердловской области еще при прежнем губернаторе Александре Мишарине, но настоящая известность к нему пришла с приходом Евгения Куйвашева. Вместо скромной Татьяны Леонтьевой центр возглавила Эльмира Туканова – бывший PR-директор Ассоциации туроператоров России. Еще в «нулевые» она возглавляла информационно-туристический центр Тюменской области, располагавшийся в Тобольске, которым, в свою очередь, руководил Евгений Куйвашев.

377cd382a6eb3b0df2ce5aaa38fb454a.jpg

С приходом Тукановой из центра посыпались идеи о том, как привлечь на Средний Урал туристов. В частности, за пределами Екатеринбурга предлагалось создать двенадцать кластеров, которые охватили бы три десятка муниципалитетов. В нынешней стратегии развития туризма их число изменилось: основное внимание должно быть уделено кластеру «Самоцветное кольцо Урала», куда входят 16 муниципалитетов от Екатеринбурга до Ирбита и Туринска. Именно его развитие, на которое были выделены федеральные деньги, Центр развития туризма обычно ставит себе в заслугу.

«К «Самоцветному кольцу Урала» ЦРТ никакого развития не имел ни на этапе разработки, ни на этапе лоббирования в Ростуризме. Надо генерировать новые проекты, создавать для них площадку и платформу, но такими кадрами, которые представляют у нас туристские власти, сделать это будет очень сложно», – категоричен исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

В целом он полагает, что позитивные отчеты центра основаны, в основном, на чужих заслугах.

«То, что зависело именно от него: создание и продвижение брендовых маршрутов, позиционирование нашей области как привлекательного места отдыха, содействие развитию загородных средств размещения – по этим позициям полный провал. Потрачены колоссальные деньги при совершенно печальных результатах», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

baf8096cd69681a2f4d5895b20778d9b.jpg

Еще один источник позитивных отчетов Тукановой – показатели делового туризма. Но, как отмечает директор Клуба уральских блогеров Александр Аникин, «деловая программа Свердловской области всегда была насыщенной, и во многом она не зависит от Центра развития туризма». Нынешний год, когда из-за пандемии коронавируса большинство мероприятий было отменено, показал, что познавательному и медицинскому туризму не хватало внимания.

«Мы не видим, чтобы по этим «кольцам» ездили вереницы автобусов, туристический поток по ним минимальный. Создан туристический продукт, по которому никто не ездит. Если говорить о внутреннем познавательном туризме, нужно четко понимать, на кого он ориентирован, где этих людей взять, откуда они могут приехать. Ключевых оценок не произведено. Здесь должен быть подход экономиста-менеджера. Эльмира Туканова часто радует нас в своих интервью экономическими категориями, но их реального приложения к практике я не вижу», – посетовал Аникин в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».

«Социальная напряженность и резкое недовольство»

Отметим, что еще весной в соседней Челябинской области решили ликвидировать собственный центр развития туризма. Аналогичные предложения звучали и в Свердловской области.

экспертное мнение
Юрий Барзыкин
07.10.2020, 17:33

«Главное: правильно сказать Welcome». Барзыкин о расширении возможностей электронной визы

«А нельзя ли было за те же деньги не создавать специальное учреждение, а немножечко скромнее оплатить те же услуги сторонним организациям, которые еще и в пояс кланяться будут, и сделают все не хуже?» – задавался вопросом еще в 2017 году депутат заксобрания Вячеслав Вегнер. Как он заявил корреспонденту «ФедералПресс», с тех пор в работе центра ничего не изменилось.

Между тем, если в относительно «тучные» годы скандалы вокруг центра вызывали лишь ограниченный резонанс, то пандемия коронавируса, во время которой многие туристические компании лишились клиентов и выручки, усугубила общественное внимание к неэффективности и сомнительным госзакупкам, предупреждает Михаил Мальцев.

«В ситуации существенных сокращений, потери доходов у работников сферы это вызывает социальную напряженность и резкое отраслевое недовольство», – заключил он.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, све.рф

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.