Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Возвращение коронавируса в Приволжье: цифры и риски

Самым действенным инструментом по противодействию коронавирусу считается ношение маски
Самым действенным инструментом по противодействию коронавирусу считается ношение маски

В ряде регионов в связи с ростом заражения коронавирусом снова ужесточают меры по противодействию распространению новой инфекции. При этом глава Роспотребнадзора РФ Анна Попова ранее заявляла, что введение жестких ограничений, и тем более локдауна, российскими властями не планируется. Но только в том случае, если будут соблюдаться уже введенные требования. Какова обстановка в Приволжье – в обзоре «ФедералПресс».

Коэффициент, от которого все зависит

При оценке готовности к отказу от ограничений Роспотребнадзор рекомендует учитывать такие параметры, как коэффициент распространения инфекции (Rt), свободный коечный фонд и охват тестированием. И если по двум последним регионы успешно отчитались еще летом, Rt одним росчерком пера не скорректируешь. То есть если койки можно оборудовать, то распространение инфекции контролировать намного сложнее.

Какова ситуация на середину октября в регионах ПФО? В тройку антилидеров входят Пензенская область (1,29), Мордовия (1,26) и Кировская область (1,22). Все остальные регионы показывают цифры чуть меньше, но больше единицы. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, это является одним из условий введения жестких карантинных мер, которые были в апреле – мае (1 этап ограничения). Исключением стала Удмуртия, там Rt равен 0,97, то есть соответствует второму этапу снятия ограничений.

Распространение ковид

Количество зараженных на 100 тысяч населения максимально в Ульяновской области (1409), на втором месте Нижегородская область (1101,4). Подбирается к антилидерам и Пензенская область – 933. Менее 500 на 100 тысяч в трех регионах – Удмуртии, Пермском крае и Самарской области. Наилучший результат у Татарстана – 196,5.

Зараженность ковид

Рейтинг смертности частично совпадает с зараженностью: Нижегородская область – 19,5 на 100 тыс. человек, Ульяновская область – 15,6. Минимально в Башкирии (1,1) и Татарстане (1,9).

Смертность ковид

При этом жесткость введенных ранее ограничительных мер никак не коррелируется с возможностью заразиться и умереть. Так, в Нижегородской области и Татарстане в апреле – мае были введены даже цифровые пропуска, тем не менее Нижний остается в зоне повышенного риска.

Ужесточать или обойдется?

Общие требования, которые рекомендует применять Роспотребнадзор осенью,– усиление масочного или масочно-перчаточного режима, перевод на удаленку части сотрудников, продление или перенос сроков школьных каникул, самоизоляция категории 65+ и людей с хроническими заболеваниями. Регионы ПФО отреагировали на указ центра по-разному.

В начале эпидемии наиболее жесткие меры были приняты в двух регионах – Нижегородской области и Татарстане. Жители вынуждены были передвигаться, только получив цифровой пропуск, иначе штраф до 15 тысяч рублей.

В Оренбургской и Нижегородской областях на жесткий карантин с блокпостами закрывали целые города и поселки, при этом уровень зараженности в конкретном населенном пункте мог не превышать и сотни человек.

Сейчас только две трети регионов ПФО ввели ужесточение по ограничительным мерам. Так, Нижегородская область до 25 октября отправила на самоизоляцию граждан старше 65 лет, беременных женщин и лиц с хроническими заболеваниями.

Вслед за Москвой губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рекомендовал перевести на удаленку офисных сотрудников, правда конкретное количество в процентном соотношении не указал. Тем не менее компании должны внести информацию о работниках, переведенных на удаленку, в личный кабинет на сайте «Карта жителя Нижегородской области». Цифровой контроль присутствует, но пока не очень ясно, в каком виде.

Также в компаниях со штатом более 500 человек рекомендуют сделать гибкий график начала рабочего дня и обеденных перерывов.

Кировская область возобновила ограничения по самоизоляции, рекомендовав перейти на дистант сотрудникам, входящим в группу риска. Пока они действуют до 22 октября.

В Ульяновской области ограничили количество участников массовых мероприятий (1 человек на 4 кв. м) и заполняемость – более 30 % вместимости объекта. Компаниям рекомендовано с 5 октября перевести на удаленку не менее 30 % штатной численности, ввести запрет на зарубежные командировки.

Саратовская область отличилась тем, что решила вообще не указывать сроки снятия ограничений, обтекаемо написав «до стабилизации эпидобстановки». Тем не менее самоизоляция для людей в возрасте 65+ продлена в регионе до конкретной даты – 18 октября. В рекомендательной форме работодателям предлагается отправить сотрудников на дистант, сохранены ограничения на проведение массовых и спортивных мероприятий.

В Оренбургской области режим самоизоляции для лиц 65+ продлен до 26 октября. Введены ограничения по времени работы общепита: рестораны и кафе должны закрываться в 22:00. Эта мера пока введена до 19 октября. Ночные клубы и кальянные по-прежнему под запретом.

До 26 октября сохраняется запрет на проведение массовых мероприятий (банкетов, поминальных обедов и т. д.) на объектах общепита и на продажу алкоголя на розлив. Есть ограничения на количество гостей на свадьбах – не более 8 человек в ЗАГСе. Также оренбуржцам не рекомендуют перемещаться по региону без необходимости. Родителям несовершеннолетних рекомендовано обеспечить детей средствами индивидуальной защиты (маски и перчатки) при нахождении в местах скопления людей.

В Башкортостане в нескольких муниципалитетах ввели жесткие ограничения: «Граждане России, которые не проживают в указанных субъектах, а также иностранцы обязаны проезжать их без остановки. Исключение составляют только экстренные случаи, следование к месту работы или передвижение спецслужб (полиции, скорой, пожарных). Местным жителям можно будет передвигаться, получив спецпропуск». Это касается городов Кумертау и Салават, Илишевского, Ишимбайского, Куюргазинского, Мелеузовского и Туймазинского районов.

Пожилым людям рекомендовано соблюдать режим самоизоляции, впрочем, глава республики Радий Хабиров считает целесообразным придерживаться такого режима и остальным гражданам.

В Удмуртии ввели ограничения для общепита: с 23:00 до 7:00 рестораны, кафе, столовые могут работать только в режиме доставки или на вынос.

В Самарской области пока ограничения не вводятся, но декларируются. Региональный Роспотребнадзор потребовал ужесточить меры противодействия распространению коронавируса, но официальных решений пока нет. Оперштаб рассматривает возможность перевода сотрудников на удаленку, лимитированное посещение фитнес-центров, кафе и ресторанов, запрет на проведение массовых мероприятий в помещениях.

Остальные регионы – Пензенская область, Татарстан, Чувашия, Мордовия, Марий Эл – в дополнительных мерах смысла не видят, пока там удовлетворены имеющимися инструментами.

Тем не менее во всех регионах начинается борьба с «антимасочниками», нарушениями в торговых точках и в общественном транспорте.

Возмущение в протесты не перейдет?

Несмотря на то, что власти вроде как не закручивают гайки, ограничиваясь штрафованием «за маски», социальная напряженность и растерянность в регионах растет.

Во многих субъектах в связи с тем, что начался сезон ОРВИ, первичное звено здравоохранения не справляется с возросшим потоком. В Ульяновске и Самаре люди часами стоят в очередях в регистратуру и на прием к врачу. Минздрав Самарской области даже допустил перевод медучреждений на круглосуточный режим работы. Не хватает карет скорой помощи. Так, в Самаре вместо 20 минут скорая приезжает в течение суток. В Уфе врачи обратились к главе республики с подобной проблемой и просьбой увеличить количество машин.

В Татарстане власти были вынуждены обратиться к населению с просьбой «не атаковать центры компьютерной томографии».

В социальных сетях растерянные жители возмущаются работой системы здравоохранения. Многие со страхом говорят, что боятся умереть, не получив медпомощь.

При этом возмущение панически настроенных граждан, которые требуют «все закрыть и всех по домам» сталкивается с не менее мощной волной тех, кто рискует потерять работу при втором локдауне. Безработица за полгода в регионах ПФО значительно выросла: в Самарской области – в 4,8 раза, в Башкортостане - в 5,5, в Татарстане – в 3. Рынок труда только-только начинает восстанавливаться, и умереть от голода народ хочет еще меньше, чем от ковида.

По мнению политолога Николая Евдокимова, ограничительные меры во многих регионах всё-таки вводятся, но повторение самоизоляции по весеннему образцу вряд ли произойдёт.

«Причины две. Первая — экономическая. Останавливать экономику два раза в год на достаточно длительный период — чревато. По итогам весенней волны эпидемии, страна столкнулась с серьёзными проблемами, например, со значительным ростом безработицы. Повторение ситуации ещё больше усугубит проблемы. Вторая причина — медицинская. Сегодня уже есть понимание того, как нужно действовать в возникшей ситуации медицинским учреждениям. Весенняя самоизоляция была связана, в том числе, с непониманием того, насколько с ней готова справиться российская медицина. Сейчас же уже накоплен определённый опыт», – считает Евдокимов.

Что касается роста протестной активности, то это вряд ли случится. «В разных регионах ситуация складывается по-разному, но отдельные акции, безусловно, возможны. Скорее всего, возмущение и протест будут концентрироваться в социальных сетях или проходить в формате небольших пикетов, вероятнее всего, одиночных. Пока я не вижу, чтобы общество было консолидировано по этому вопросу, число короноскептиков по-прежнему велико», – отметил эксперт.

Политолог Алина Жестовская считает, что весенний карантин жесточайшим образом ударил по материальному состоянию граждан. «Разорилось огромное число малых предприятий. Работодатели, переводя сотрудников на удаленку, обрезали по 30-50 % зарплаты. В своём бедственном положении население резонно винило государство, потому что оно запретило им работать и даже выходит на улицу. Притом, никаких существенных мер материальной поддержки оказано не было. Теперь случилась вторая волна, и, простите меня за резкость, но государство, видимо, решило, что лучше население само перезаражается, местами перевымрет, но зато не от голода. И вроде бы тогда все будут сами виноваты — не носили маски с перчатками, а ведь любимая родина предупреждала!»– говорит Жестовская.

По ее мнению, буфером между менеджерами, проводившими вредоносную оптимизацию системы здравоохранения, и разгневанными пациентами являются врачи.

«Врачей россияне по-прежнему уважают и тоже жалеют. Ведь всем понятно, что медики наравне с заболевшими страдают от того, каким образом сейчас выстроена в стране система охраны здоровья и жизней. А истеричные протесты должны иметь физический объект приложения эмоций, конкретного доступного адресата. Кидаться на несчастных докторов и фельдшеров толпа не будет, даже на главврачей не станет. А фамилию федерального министра здравоохранения народ даже и не знает», – резюмирует она.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.