«Набор пивных кружек, пакет-майка – обращают на себя внимание эти «затраты», – так глава Росприроднадзора Светлана Радионова прокомментировала на своей странице жалобы «Норникеля» на слишком высокие затраты, понесенные при компенсации ущерба в Красноярском крае. Это не единственное яркое высказывание строгой блондинки из надзорного ведомства, которое в народе разлетается на цитаты. Радионова часто ездит по регионам: она уже побывала в горячих экологических точках страны: и в Норильске, и на Камчатке. О Росприроднадзоре заговорили и экоактивисты, и чиновники на местах. В специальной рубрике «ФедералПресс» – персона недели Светлана Радионова.
Из прокуратуры – в надзор за природой
Светлана Радионова – опытный юрист. За плечами – учеба в Саратовской госакадемии права, Российский госуниверситет нефти и газа имени И. М. Губкина, РАНХиГС. В начале нулевых Радионова работала помощником прокурора, затем – в Следственном комитете при Прокуратуре РФ. В 2010 году Светлана Геннадьевна стала заместителем руководителя Ростехнадзора. А в 2018-м «железная леди» контрольного ведомства заняла должность главного государственного экологического инспектора Российской Федерации.
После разлива нефтепродуктов на ТЭЦ в Норильске Светлана Радионова немедленно прибыла в Красноярский край, чтобы выяснить все обстоятельства случившегося. «Есть факты, с которыми нет смысла спорить. Изношенное оборудование не выдержало ненадлежащей эксплуатации, и в хрупкую арктическую природу, на землю и в водные объекты попала 21 тысяча тонн нефтепродуктов», – заявила Радионова.
По словам главы Росприроднадзора, «логичным итогом» стали более 147 миллиардов рублей. Это расчет вреда, предъявленный Росприроднадзором компании-нарушителю.
НТЭК и «Норильский никель», как добавила Радионова, платить не стали и заявили, что в их понимании сумма должна быть в семь раз меньше.
Высказалась глава ведомства довольно ярко о том, что Росприроднадзор подает в суд на «Норникель». «Представители «Норникеля», их дорогие и грамотные юристы скрупулезно посчитали свои затраты и направили несколько коробок документов в адрес Росприроднадзора. У нас нет дорогих юристов – мы просто делаем свою работу», – сообщила Светлана Радионова на своей странице в «Инстаграме».
Вообще главу ведомства называют одним из самых активных и популярных госслужащих в соцсетях. Она не боится делать громкие заявления по всем экологическим проблемным ситуациям. «Уже на первых страницах обращают на себя внимание эти «затраты»: три спиннинга, 6 блесен, набор пивных кружек «Мюнхен», еще пивные кружки, 2 лески, катушки безынерционные. Еще забыла: пакет-майка. Какие тут комментарии», – добавила к вопросу об ущербе «Норникеля» Радионова, назвав это «неуважением к стране, людям и здравому смыслу».
Не осталась она равнодушной и к ситуации с гибелью морских животных на Камчатке. Однако глава контрольного ведомства не была такой жесткой в оценке случившегося. 13 октября в Общественной палате Светлана Радионова заявила, что Росприроднадзор не видит техногенных причин загрязнения воды на Камчатке. Это устроило далеко не всех экоактивистов. При этом Радионова ранее лично прибыла в регион, чтобы изучить ситуацию.
Сегодня чиновница точно уверена, что подходы к охране окружающей среды надо менять. «Мы считаем, что на Камчатке должен появиться полноценный экологический мониторинг с хорошей лабораторией. Я лично договорилась с руководителем компании «НОВАТЭК» о том, что на базе Росприроднадзора на Камчатке будет создана лаборатория, которая сможет брать анализы и делать их эффективно и качественно», – добавила Радионова.⠀
«Выполняет свои обязанности»
Общественники отмечают, что главе Росприроднадзора удалось то, что не получалось у предшественников – наладить диалог с активистами. Член Общественного совета Росприроднадзора Владислав Жуков отметил, что Светлана Радионова свои обязанности выполняет. «Она гарантированно подключает институты гражданского общества, научный совет, консультируется. Объективно можно сказать, что глава Росприроднадзора привлекает экспертов для того, чтобы выполнить непростые задачи. Вполне открыта и к диалогу, и к взаимодействию с активистами», – заметил Жуков.
Эксперт не знает о каких-то тупиковых ситуациях, где глава ведомства бы не справилась. «Радионова объективно пытается решить большое число задач, используя научно-технические советы, общественные советы, Общественную палату, даже в сложнейших ситуациях, таких как Камчатка и Башкирия. Оперативно она была рядом, не отсиживалась в Москве», – заметил собеседник «ФедералПресс».
Руководитель общественного движения «Мой дом» в Норильске Руслан Абдуллаев привел пример того, как в городе долгое время отсутствовало подразделение Росприроднадзора. «Мы списывались через соцсети. Кстати, Светлана Радионова – один из немногих «контактных» чиновников. Реакция была. Более того, обсудили необходимость работы Росприроднадзора в Норильске. Встретились. Я стараюсь быть критичным, но в этом случае увидел отклик, причем руководителя такого уровня», – рассказал Абдуллаев.
По словам активиста, подразделение было создано. «На местном уровне начальника управления ответа порой не дождешься. А тут целая федеральная структура отреагировала», – добавил Руслан Абдуллаев.
Общественнику понравилась принципиальная позиция Радионовой в отношении штрафа «Норникелю». «Мы видим, что она бьется за возмещение ущерба окружающей среде», – считает Абдуллаев.
Точки роста Радионова понимает
Эколог Дмитрий Левашов назвал главу Росприроднадзора «новым руководителем, который пытается навести порядок в федеральном ведомстве». «Там слишком много было за последние десять лет и больше коррупционных скандалов, связанных со взятками и выдачами лицензий. Сейчас Росприроднадзор сумел по сути стать самым главным из надзорных органов в области охраны природы», – рассказал Левашов и пояснил, что часть полномочий еще есть у Ростехнадзора и Роспотребнадзора.
Но кое-какие проблемы остались, и их предстоит решать как раз Светлане Радионовой. Например, часть контроля все еще находится в руках природоохранных комитетов и министерств в регионах, а лучше это было бы объединить в одной структуре. Еще, как отметил Дмитрий Левашов, у Росприроднадзора небольшой штат в субъектах. «В некоторых регионах всего на несколько районов 1–2 инспектора. В крупных промышленных районах порой нет ни одного инспектора, они проживают в региональном центре. Приходится садиться на машину и ехать по 100 км и более к месту аварии. Нужно увеличить инспекторский состав, чтобы он был ближе к народу и источникам загрязнения», – считает эколог.
По словам Левашова, в области охраны природы должен работать режим скорой помощи, а не «труповозки».
Дмитрий Левашов считает, что Радионова начала «реально встряхивать местное болото» в своих поездках по регионам. «Она также проводит встречу с НКО и инициативными группами, будь то Красноярск, проблема на Камчатке. Она пытается понять, чем дышит страна, и совместно решать проблемы, которые копились десятилетиями», – сообщил эколог.
Например, полигоны на Камчатке отсутствовали в госреестрах; о них, по словам Левашова, знали на уровне регионального ведомства, и то какие-то старые кадры, которые когда-то вели работы. «Региональные правительства готовят объекты, а контроль состояния таких объектов должно вести федеральное ведомство. Работать надо сообща. Страна большая, проблем много, и решать их надо по-любому», – уверен Левашов.
Об этой проблеме знает и Радионова. Глава ведомства уже заявила, что Росприроднадзору нужны новые инспектора. Единственное, кто пойдет работать на 20 тысяч рублей? Молодых специалистов надо стимулировать. Дмитрий Левашов пожелал чиновникам увеличение финансирования и дальнейшее развитие. «Без новых средств связи, оборудования, технологических новинок – газоанализаторов, квадрокоптеров – далеко не уйдешь. Чтобы не ждать помощи из столицы и регионального центра, надо это делать. Думаю, Радионова даст свежее дыхание. Тем более экологическая повестка входит в пятерку приоритетных. Надо менять природоохранное законодательство и увеличивать штрафы», – добавил Левашов.
Фото: rpn.gov.ru
Компания/персона недели