Судебное противостояние между Росприроднадзором и «Норильским никелем» по поводу штрафа за катастрофический разлив дизельного топлива 29 мая в Норильске постепенно набирает ход. Каждая из сторон стоит на своем и сдаваться не собирается. Одновременно деятельность компании подверглась жесткой критике со стороны губернатора Красноярского края. И наконец, «Норильский никель» может столкнуться с серьезными рисками. Какими именно, разбирался «ФедералПресс».
Дивиденды меньше налогов
14 октября в Красноярске состоялось выездное совещание Совета Федерации, посвященное социально-экономическому развитию Норильска – одного из двух металлургических центров Красноярского края. На мероприятии губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что произошедший 29 мая разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске и ряд других экологических происшествий вскрыли целый комплекс проблем.
«В свое время Норильский комбинат перешел в частные руки за символическую сумму, которая окупилась уже сотни раз. И государство, и общество при таких доходах ожидали от новых собственников серьезной модернизации производства, ликвидации накопленного экологического ущерба, создания комфортных условий жизни норильчан. Увы, эти цели не достигнуты», – сказал Александр Усс.
Он подверг критике политику «Норильского никеля» в части выплат дивидендов. «Их размер впечатляет – в прошлом году он составил свыше 320 миллиардов рублей. Для сравнения: налоги в краевой бюджет – 60 миллиардов, в федеральный – 40 миллиардов. При этом мы с вами прекрасно понимаем, что сверхдоходность компании основана на двух китах – это недра, которые принадлежат государству, и гигантские вложения в комбинат, которые были сделаны еще в советский период, – сказал губернатор. – При таких налоговых режимах нам никогда не хватит денег на развитие, на потребности государства и нужды простых людей».
По его мнению, «Норильский никель» слишком значим для национальных интересов, чтобы государство могло себе позволить смотреть сквозь пальцы на его деятельность.
Дело особой сложности
Слова Александра Усса для руководства «Норильского никеля» были словно ушат холодной воды на фоне противостояния с Росприроднадзором: его Енисейское межрегиональное управление выставило в арбитражном суде Красноярского края за аварию на ТЭЦ-3 к его «дочке», Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), иск о выплате штрафа на сумму около 148 млрд рублей. Из них почти 147,8 млрд рублей Росприроднадзор намерен взыскать за причинение вреда водным объектам, еще 738,6 млн рублей – за порчу почв.
Первое заседание по иску Росприроднадзора состоялось 12 октября. Несколькими днями раньше, 8 октября, НТЭК попросила рассмотреть ее дело коллегией из трех судей, ссылаясь на его особую сложность из-за разных подходов к определению суммы ущерба природе (в «Норильском никеле» его оценивают в 21,4 млрд рублей, то есть почти в 7 раз меньше суммы претензий Росприроднадзора), общественного резонанса, чрезвычайного характера аварии и иных факторов.
Успеха она не добилась, хотя суд назначил следующее заседание аж на 24 ноября под предлогом необходимости предоставления дополнительных материалов и привлечения к участию в процессе третьих лиц. По ходатайству Росприроднадзора в качестве таковых «пригласили» Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и непосредственно сам «Норильский никель».
Договориться можно на любой стадии
В ходе заседания 12 октября адвокат НТЭК Юлий Тай заявил о возможности подписания между сторонами процесса мирового соглашения. «Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии арбитражного процесса. Однако конкретных предложений в настоящий момент нет», – сказал он.
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова подтвердила подобный вариант развития событий, но лишь при условии выплаты всей суммы ущерба окружающей среде – вышеназванных 148 млрд рублей.
По мнению отраслевых экспертов, процесс между Росприроднадзором и НТЭК может затянуться и его результат до конца неясен. И все-таки есть вероятность урегулирования спора без суда.
«Рассмотрение арбитражных дел может длиться очень долго. Стороны будут привлекать экспертов, представлять документы, свидетелей и доказательства. Все идет по процедуре, – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам». – За время рассмотрения стороны будут иметь возможность скорректировать позиции и сумму претензий, найти компромиссное решение и даже уладить дело в досудебном порядке, заключив мировое соглашение. То есть сохраняется широкий диапазон возможностей, и спрогнозировать итог я бы сейчас не взялся».
«Заключение мирного соглашения между Росприроднадзором и «Норильским никелем» исключать нельзя, однако, судя из их публичных позиций, это не самый вероятный сценарий. Скорее можно предположить, что разбирательство завершится в судебном порядке», – предположил Дмитрий Пучкарев, эксперт компании «БКС Мир инвестиций».
В пресс-службе «Норильского никеля» сообщили, что надеялись на решение проблемы без судебной тяжбы: «Компания рассчитывала на досудебное урегулирование».
Деньги есть, но все непросто
Какая же будет конечная сумма штрафа с НТЭК, предсказать не берется никто. Суд может принять во внимание смягчающие вину «Норильского никеля» обстоятельства, может не принимать.
«Если доводы «Норильского никеля» будут приняты судом, то сумма ущерба снизится до 20–40 млрд рублей. Самый важный вопрос – учет собранного топлива и снижение коэффициента длительности воздействия. Существует мнение и некоторая судебная практика, подтверждающие мнение, что Росприроднадзор некорректно трактует ситуацию по обоим вопросам», – допускает Максим Худалов, старший директор АКРА.
Даже такой штраф НТЭК не сможет выплатить – она много лет подряд нерентабельна и по итогам 2019 года ее убыток превысил 5 млрд рублей. Значит, платить придется «Норильскому никелю».
«Сумма претензий очень большая, и в случае оплаты она не пройдет бесследно для финансов компании. Однако «Норильский никель» в любом случае будет в состоянии оплатить ее. Компания уже сформировала в балансе необходимого размера резерв. Чистой прибыли, полученной в первой половине 2020 года, как раз хватило для этого. Денежных средств и ликвидных активов у «Норильского никеля» также достаточно. В балансе на 30 июня он располагал денежными средствами и эквивалентами на 4,84 млрд долларов – более чем в два раза больше, чем требуется на уплату штрафов. А в случае необходимости, имея умеренную долговую нагрузку, компания всегда сможет прилечь кредитные средства», – рассказал Алексей Калачев.
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов придерживается несколько иной точки зрения. «Если посмотреть на чистые денежные потоки компании, они не столь велики. После закрытия операционной деятельности, основных инвестиций, процентов по займам и дивидендов перед акционерами свободных для распределения средств остается в год порядка 100 млрд рублей. То есть «Норильскому никелю» придется либо сокращать дивиденды, либо пожертвовать кредитными ковенантами, что может в будущем отразиться на росте долговой нагрузки», – оценивает он.
Первый иск и не последний
Не считая иска Росприроднадзора, «Норильский никель» может получить претензии и от других государственных ведомств. Недаром же в конце сентября глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что рассчитанный его ведомством штраф за погибшую рыбу после разлива дизельного топлива составит порядка 3,5 млрд рублей.
«Енисейское территориальное управление передало материалы по оценке ущерба в прокуратуру Красноярского края. Иск будет подавать прокуратура», – прокомментировали в пресс-службе Росрыболовства.
А ведь был еще сброс сточной воды из хвостохранилища Талнахской обогатительной фабрики и пролив авиационного топлива из трубопровода «Норильсктрансгаза». Ущерб от них тоже надо возмещать.
«Штрафы за иные аварии вряд ли превысят 1–3 млрд рублей. На фоне вопроса с НТЭК это несущественные изменения суммы», – говорит Максим Худалов.
С ним солидарен Алексей Калачев: «На фоне масштабов этой аварии остальные экологические инциденты «Норильского никеля» выглядят несущественно, в худшем случае они увеличат общие штрафные санкции на 1–2 млрд рублей. Компания сделала выводы из аварии и предусмотрела на будущее рост инвестиций в модернизацию и обновление производственных мощностей».
Репутация все равно подмочена
Исходя из сказанного, «Норильский никель» имеет шанс раскошелиться на сумму меньшую, нежели хочет Росприроднадзор.
«С учетом размера ущерба для экологии можно ожидать, что стороны сойдутся на весьма умеренной сумме – не больше трети заявленной, то есть порядка 40–50 млрд рублей. Как это будет обосновано – отдельный вопрос. Но вероятнее всего, что суд позволит сохранить лицо регулятору и не разорить при этом «Норильский никель», – указывает Валерий Емельянов.
Он добавляет, что после всех аварий «Норильский никель» могут подстерегать репутационные риски. «Компании будет сложнее получить в разработку новые проекты. Даже если удастся найти понимание с региональными и местными властями, есть вероятность протеста со стороны общественных организаций, разного рода экологических активистов и просто местных жителей», – перечислил он.
Дмитрий Пучкарев предположил, что «Норильский никель» снизит дивиденды и будет объектом постоянного контроля со стороны властей.
«Самый очевидный краткосрочный риск – падение дивидендов из-за штрафов. «Норильский никель» на российском рынке – это прежде всего дивидендная фишка. Соответственно риск снижения выплат воспринимается инвесторами довольно болезненно. Второй момент – авария может стать спусковым крючком для усиления контроля над деятельностью компании. Это может вылиться в рост числа проверок, выявление нарушений, новые штрафы и, возможно, рост капитальной программы», – перечислил он.
Случайно или нет, 13 октября «Норильский никель» объявил о подготовке программы реконструкции мощностей по рафинированию меди на площадке в Мончегорске, планируя на нее потратить 91 млрд рублей.
«Закрытие, модернизация устаревших производств, строительство новых цехов – требование не только эффективности, но и обеспечения устойчивого развития компании. Экологический параметр – ключевой в программе модернизации», – приводились в пресс-релизе слова руководителя Кольского дивизиона компании Евгения Борзенко.
Возможно, в «Норильском никеле» спохватились и решили провести обновление мощностей, на которых тоже может в скором времени произойти авария. Похвальная поспешность: все-таки лучше один раз привести производство в порядок, чем тратиться на большие штрафы.
Фото: Морская спасательная служба