Без подсолнечного масла невозможно представить себе ни одну кухню в России. На нем жарят и яичницу, и картошку. Без него трудно обойтись, и далеко не каждый россиянин готов пользоваться пальмовым или кукурузным маслом. Однако сейчас производители подсолнечного масла повышают на него цены, что вряд ли может радовать простых обывателей. Ждать ли россиянам его подорожания в магазинах, разбирался «ФедералПресс».
Резкий подъем
В России произошло подорожание подсолнечного масла: по данным аналитического центра «Совэкон» цены на него выросли на 6,6 % почти до 74,2 тыс. рублей за тонну (включая НДС). Одновременно поднялись цены на сам подсолнечник – на 4,7 % до 30,9 тыс. рублей за тонну.
То же самое случилось и с экспортными ценами на подсолнечное масло, произведенное в нашей стране – они увеличились на 3,8 % до 960 долларов за тонну.
Причиной подорожания подсолнечного масла в «Совэконе» назвали скачок его стоимости на мировом рынке. Российские производители пытались снизить закупочные цены на семечки для его выпуска, заявляя о достаточном предложении и больших запасах на складах. Однако во второй половине прошлой недели ряд из них все-таки подняли цены на сырье – на 2-4 тыс. рублей за тонну.
«С августа подсолнечное масло на глобальном рынке подорожало почти на 40%, ведь его плохой урожай ожидается не только в России, но и на Украине, и в Канаде. За последние несколько дней на зарубежных биржах цены на него повысилась на 135 долларов, приведя к их подъему на рынке России», – сообщила Анна Семернина, президент ИФК «Солид»
В ближайшие недели стоимость подсолнечного масла может продолжить рост, хотя ее могут сдержать снижение цен на ее заменители, пальмовое и соевое масла, и укрепление российского рубля.
Сбор же подсолнечника в России по итогам текущего года может составить, по оценкам «Совэкон», 12,2 млн тонн (для сравнения, в 2019 году он равнялся 15,4 млн тонн).
Сухая весна, сухое лето
Подорожания подсолнечного масла следовало ожидать, так как по итогам текущего года сбор семян подсолнечника, по оценкам «Совэкон», может упасть до 12,2 млн тонн против 15,4 млн тонн в 2019 году. Уменьшение его урожая обусловлено засушливой весной и сухим летом в южных районах нашей страны, где традиционно под посевы подсолнечника отводятся большие площади.
Соответственно, чем меньше урожай подсолнечника, тем меньше из него изготавливается масла, тем выше на него цены. Интересно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС), собирающая информацию о ценах на социально значимые товары, еще в сентябре сообщала об отсутствии причин для существенного подъема стоимости подсолнечного масла.
«Результат исследования показал, что прямая корреляция между объемами производства подсолнечника и ценами на подсолнечное масло как в оптовом, так и в розничном звене отсутствует, – заявляла тогда Лариса Вовкивская, начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС. – Для розничного рынка подсолнечного масла последние пять лет характерна стабильность ценовой ситуации вне зависимости от объемов производства исходного сырья».
По данным антимонопольного ведомства, с 2012 года отечественный рынок растительных масел является профицитным: в 2019 году спрос на них внутри России достиг 3,6 млн тонн при экспорте в 4,4 млн тонн. Доля же подсолнечного масла в структуре их вывоза за границу составила 70 %.
«Существующий баланс производства и потребления подсолнечного масла не дает оснований полагать, что в результате сокращения производства подсолнечника на внутреннем рынке возможен дефицит подсолнечного масла», – указывал в сентябре заместитель руководителя ФАС Павел Заборщиков.
Сходную оценку дала Анна Семернина. «В 2018 году урожай подсолнечника в России был на уровне 13,5 млн тонн, в 2019-м – 15 млн тонн, хотя в предшествующие им годы находился в диапазоне 10-12 млн тонн. И всем россиянам масло хватало: его годовое потребление было в пределах 2,3-2,5 млн тонн, что эквивалентно 5,5-5,6 млн тонн подсолнечника», - подчеркнула она.
Ситуация в целом неплохая
От подорожания подсолнечного масла выигрывают прежде всего сельскохозяйственные организации, занимающиеся выращиванием подсолнечника, и компании, изготавливающие из него масло.
«Пока ситуация для производителей подсолнечника и масла из него неплохая. Масло они продают по рекордным ценам, подсолнечник – тоже, полностью компенсирующим потери урожайности в этом году, - отметил Андрей Сизов, директор «Совэкона». – Для пищевой индустрии это в целом неплохо, для потребителей, например, производителей кормов, нет».
С ним солидарна аналитик «Финам» Наталия Аседова. «Рост цен, несомненно, благоприятен как для компаний, выращивающих подсолнечник, так и для производителей подсолнечного масла», - сказала она.
По мнению Евгения Миронюка, аналитика «Фридом Финанс», действовавший до 30 июня 2020 года запрет на вывоз подсолнечника за пределы Евразийского экономического союза (в него входит и Россия) ограничивал доходы производителей. «Сейчас же, когда цена на зарубежном рынке кратно превышает внутрироссийскую, производители могут существенно улучшить свое финансовое положение», – сообщил он.
Все слишком непросто
Российские компании, выпускающие подсолнечное масло, ссылаются объективные факторы, способствующие его подорожанию.
«На формирование конечной стоимости подсолнечного масла на полке в магазине оказывают влияние разные факторы. В этом году импульсами для роста цен стали следующие причины: меньший, чем в прошлом году урожай подсолнечника и возросший, зачастую неконтролируемый, объем продажи сырья за рубеж аграриями. Следовательно, сырья для переработки в России становится меньше, а цена закупки выше. В настоящий момент цена на подсолнечник выросла практически вдвое относительно аналогичного периода прошлого года», – прокомментировали в пресс-службе группы «Благо», управляюшей несколькими заводами по выпуску масла в различных регионах России.
В ней добавили, что переработчики подсолнечника могли какое-то время сдерживать рост цен на масло для отечественного потребителя за счет потерей в марже, но у них больше не осталось такой возможности. «Для сохранения рентабельности производства мы, как и другие отечественные маслопереработчики, были вынуждены повышать стоимость на нашу продукцию», – отметили в пресс-службе группы «Благо».
Cледовательно, ожидать подорожания масла в бутылках в российских магазинах все-таки стоит. Впрочем, оно и так постепенно прибавляет в цене: согласно информации Росстата, в августе его стоимость подросла на 4 % к уровню аналогичного месяца 2019 года и ничто не препятствует ее дальнейшему движению вверх. Так что в конечном счете, за все заплатят простые и далеко не богатые россияне – полноценной замены подсолнечному маслу у них нет.
Тем не менее, в Министерстве сельского хозяйства России не прогнозируют его нехватки на рынке.
«Минсельхоз ведет работу по сохранению стабильной ценовой ситуации на продовольственном рынке, факты необоснованного завышения цен оперативно выявляются и прорабатываются совместно с Федеральной антимонопольной службой и Генеральной прокуратурой. Министерство не прогнозирует дефицита подсолнечного масла, объемов его производства достаточно для обеспечения внутреннего рынка и активного наращивания экспорта», – прокомментировали в его пресс-службе.
В ведомстве считают, что стабилизации цен на подсолнечник может помочь введение разрешительного порядка экспорта масличных культур, прозрачности ценообразования – продажа его семян на бирже.
Меры в общем-то разумные, главное, чтобы от них польза была для всех нас.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева