Top.Mail.Ru
Общество
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Берег левый, берег правый. Что поможет разрешить «мостовой вопрос» на Ямале

Берег левый, берег правый.
В автономном округе 264 мостовых сооружения общей протяженностью более 13 километров

Строительство и содержание мостов на Ямале остается одной из наиболее острых тем. Несмотря на то, что в регионе 264 моста, включая недавно открытый Пуровский, больше половины конструкций нуждаются в ремонте. «ФедералПресс» выяснил причины проблем транспортных артерий и узнал, почему действующие механизмы не смогут разрешить «мостовой вопрос» на Ямале в ближайшие годы.

Пуровский мост с «сюрпризом»

Одним из главных событий 2020 года для жителей Ямала стал ввод в эксплуатацию моста через реку Пур. Теперь обеспечено круглогодичное сообщение с Большой землей для жителей газодобывающих Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов, где проживают более 70 тысяч человек.

Новый мост рассчитан на интенсивное движение: в сутки по нему могут проезжать до 6 тысяч автомобилей. В департаменте транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО пояснили, что фактически интенсивность на сегодня в три раза ниже (2 тысячи машин). В течение 15 лет, до декабря 2033 года, инвестор будет возвращать свои вложения за счет платного проезда коммерческого транспорта.

Комплекс работ по содержанию и ремонту мостового сооружения в соответствии с классификацией дорожных работ также возложен на концессионера. Напомним, соглашение о строительстве объекта было подписано между правительством ЯНАО и Региональной инфраструктурной компанией в декабре 2018 года. Подрядчиком проекта выступил один из учредителей концессионера – АО «Мостострой-11».Инвестиции составили порядка 10 миллиардов рублей. Планируется, что к 2036 году поток машин на мосту будет достигать 4 тысячи тысяч.

Директор Тюменской областной общественной организации «Дороги Западной Сибири» Алексей Савоськин уверен, что Пуровский мост мог быть построен на федеральные средства.

«Если бы у правительства Ямала был грамотно оформлен проект, они бы получили субсидию на строительство моста из федерального бюджета. Несомненно, Пуровский мост нужен, он обеспечивает освоение северных регионов. Благодаря ему, Ямал становится Большой землей. За исключением Салехарда, где пока нет моста через Объ. Естественно, с открытием моста интенсивность вырастет в два-три раза. Но Ямал к этому не готов. Власти, возможно, даже не оценивали, какая нагрузка ляжет на старые мостовые сооружения», – пояснил Алексей Савоськин.

По его словам, у муниципалитетов, как правило, нет денег на содержание мостов. Ситуация такова, что мосты, как и дворы, нуждаются в разработке отдельной программы для благоустройства муниципальных мостов, которую нужно включить в национальный проект «Безопасные и качественные дороги».

«По идее, региональные власти должны осуществлять методологию у себя в регионе, проверяя, когда должны быть проверки и в каком состоянии находятся мосты, но на деле все иначе. Они «скинули» все полномочия на районы, но при этом денег на содержание мостов не дают. Пока автобус с людьми не рухнет вместе с мостом, реального финансирования не будет», – подчеркнул собеседник.

Все ведет к оплате

По словам Савоськина, эйфория от запуска моста через Пур будет продолжаться в течение года. После возникнет вопрос: «Чего мы стоим здесь, в пробке, в очереди за проезд?».

В департаменте транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО сообщили, что проезд для легковых автомобилей, общественного и спецтранспорта – бесплатный. Однако жители Ямала в социальных сетях с этим не согласились и отметили, что большинство автомобилей имеют категорию N1 (машины, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн – Прим. ред.) или прицепы, которые не попадают под льготы. Поэтому им приходится платить 730 рублей за проезд по мосту в одну сторону. Кроме того, жителей беспокоит повышение цен на продукты, так как предприниматели чаще всего перевозят товары на небольших грузовиках, которые раньше бесплатно проезжали через паром.

Предприниматель Андрей Новиков уверен, что бизнесмены от платы за проезд по мосту не пострадают, так как заложат эту цену в товар, который будут поставлять местным жителям.

«Если по паромной переправе легковое авто с прицепом или пикап ездили бесплатно, то теперь придется выложить 730 рублей. Получается не выгодно. Конечно, наживаться никто не будет, но учитывать этот расход придется», – рассказал собеседник.

Директор компании «Дороги Западной Сибири» Алексей Савоськин также отметил, что накануне открытия Пуровского моста, 15 октября, президент России Владимир Путин подписал закон о регулировании проезда по платным дорогам.

«Оплата становится обязательной для всех, за исключением экстренных служб. Получается, что бесплатного проезда, даже для легковых не должно быть. И концессионер обязан хотя бы рубль взять, а это в свою очередь повлияет на пропускную способность моста. Посмотрим, как будет развиваться ситуация», – сказал Алексей Савоськин.

Изменения в статьях 29 и 40 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» направлены на развитие системы безбарьерных платных дорог в РФ. И будут способствовать внедрению и развитию на этих дорогах безбарьерных систем взимания платы. При этом оператор дороги не имеет права отдавать предпочтение кому-либо из пользователей и отказывать им в праве проезда.

Новая жизнь старых мостов

В 2013 году в Ямало-Ненецком автономном округе насчитывалось 225 мостов. Больше половины – 139 мостовых сооружений – нуждались в ремонте. При этом 76 из 139, по данным департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, представляли особую опасность для пользователей.

Сегодня в автономном округе 264 мостовых сооружения общей протяженностью более 13 километров. Заметное увеличение количества вовсе не означает, что за семь лет на Ямале возвели 39 новых мостов. Большая часть мостовых сооружений перешла в ведение округа при передаче региону ведомственных автодорог.

По словам заместителя директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Светланы Гиллих, в настоящее время на Ямале 177 мостов требуют ремонтных работ, не затрагивающих основного конструктива, 19 мостов необходимо капитально отремонтировать и реконструировать.

«В текущем году на региональной автодороге Сургут – Салехард на участках Граница ЯНАО – Губкинский, Коротчаево – Новый Уренгой, Пурпе – Пуровск было отремонтировано 13 мостовых сооружений. В 2021 году, как планируют власти региона, на Ямале завершится ремонт 14 мостов, работы на которых начались нынче, а также начнутся работы по капремонту и ремонту еще пяти мостов», – рассказала Светлана Гиллих.

По ее словам, за содержание мостовых сооружений на региональных автодорогах Ямала отвечает АО «Ямалавтодор», ООО «Пурдорстрой», ООО «РосТехПром», ООО «ДорРемСтрой».

Слабое звено конструкции

Генеральный директор ООО «Пурдорстрой» Магомед-Эмин Паскаев рассказал, что с введением Пуровского моста надобность в зимней переправе отпала. Он также подчеркнул, что на дорожных объектах, которые обслуживает его предприятие, не так много мостовых сооружений. Паскаев уточнил, в чем заключается обслуживание мостов.

«На мостовых переправах мы отвечаем только за качество полотна, мы не занимаемся ремонтом или реконструкцией самих строений», – рассказал собеседник.

Общественник Алексей Савоськин не удивлен сложившейся ситуацией.

«За эксплуатацию мостов всегда полностью отвечает заказчик, будь то частная организация или муниципалитет. Это прописано в Бюджетном кодексе и в Законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Заказчик путем проведения закупок проводит отбор подрядных организаций на выполнение работ. Скажу так, уровень подрядчика – это зеркальное отражение уровня заказчика. И то, что заказчик написал в документации, то он и получит. Сегодня мы видим очень непрофессиональный уровень оформления документов заказчиками Ямала», – заявил Алексей Савоськин.

Он также отметил, что вести наблюдение за состоянием мостов должны хотя бы раз в пять лет. Иначе получается, что внешний вид мостов поддерживается снаружи, а внутри – строения рассыпаются. При этом такие конструкции являются жизненно важной частью районной транспортной инфраструктуры.

Напомним, весной 2020 года на 52 километре трассы «Обская-Бованенковское» произошло обрушение мостового сооружения. После того, как мост, подмытый паводком, не выдержал тяжести грузовика, люди остались отрезанными от большой земли. Как выяснилось, обрушение произошло из-за подмыва одной из свай. Сооружение долгое время не ремонтировалось.

Еще одной проблемой в дорожной отрасли является нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с мостовыми сооружениями. Нужны, как проектировщики, так и рабочие.

За семь лет в арктическом регионе было построено лишь три крупных мостовых сооружения. В 2013 году мост через реку Пяку-Пур, который устранил изоляцию города Тарко-Сале, в 2015 году открыли мост «Победа», соединивший с Большой землей город Надым. Замыкающим тройку стал мост через реку Пур, открытый 16 октября этого года.

Для правительства Ямала сегодня важно, чтобы большой пиар-проект – Пуровский мост – окупился. И важным условием для строительства подобных мегапроектов является достаточная интенсивность движения транспортных средств. И надо понимать, что мост через реку Пур увеличит нагрузку на все мостовые конструкции региона, которые далеко не в лучшем состоянии.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих, инфографика: Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.