Из «Титановой долины» уходит финская компания Huhtamaki, забрав с собой 850 млн рублей потенциальных инвестиций. Особая экономическая зона за несколько лет потеряла уже семерых инвесторов, которые многократно увеличили бы уже вложенные в «Долину» средства. Куда намерена уходить Huhtamaki и так ли действительно плоха «Титановая долина» – в материале «ФедералПресс».
Особую экономическую зону (ОЭЗ) Свердловской области «Титановая долина» покинула финская компания «Хухтамаки Файбер Пэкэджинг Екатеринбург». Она планировала развернуть в Верхней Салде производство экологичных упаковок для яиц и держателей для чашек, инвестировав 848 млн рублей. Кроме этого, компания намеревалась создать в Верхней Салде 83 новых рабочих места.
Соответствующее письмо «Хухтамаки» направила генеральному директору «Титановой долины» Андрею Антипову. В документе указывалось, что из-за руководства «Титановой долины» у финского инвестора сорвались сроки проектных и изыскательских работ: нужная документация была получена через четыре месяца после установленного срока.
«Компания не смогла своевременно получить разрешение на строительство и приступить к реализации запланированного инвестиционного проекта, а также начать строительство в июне 2020 года», – говорилось в письме. Huhtamaki оказалась не готова расширять бизнес и в связи с неопределенностью, вызванной COVID-19. Пандемия оказала существенное негативное влияние, и строительство площадки в Свердловской области было решено прекратить.
Обиднее всего, что Huhtamaki не собирается покидать страну, она сворачивает свою работу именно в Свердловской области. Компания пояснила «ФедералПресс», что она «остается приверженной дальнейшему инвестированию в развитие производства в России». Там отметили, что в восточных регионах России рынок экологичной упаковки стремительно растет, поэтому руководство планирует наращивать потенциал именно там.
Соглашение с «Титановой долиной» финская компания заключила в январе 2018 года. У Huhtamaki уже есть производства в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане и в Подмосковье.
Долина чудная
Финская компания стала очередной потерей области: в 2019 году из «Титановой долины» вышла компания «СТОД», занимающаяся переработкой дерева. Компания хотела вложить 15 млрд рублей и создать 800 рабочих мест на предприятии по изготовлению OSB-плит и LVL-балок.
Причина была в том, что компания не смогла получить от руководства ОЭЗ и Свердловской области гарантий того, что к месту производства на момент начала работы в 2021 году будут проложены железнодорожные пути. Без них продукция бы просто оседала на складе. И бизнес был бы бесполезным.
Уже по своей инициативе «Титановая долина» расторгла соглашения с пятью компаниями: «Синерсис», «Стройдизель-Композит», «Праксайр Титановая долина», «Инферком – Урал», Уральский оптический завод. Во всех случаях резиденты не могли вовремя исполнять условия контрактов.
На данный момент в свердловской ОЭЗ, как указано на сайте, действуют 11 компаний, включая Huhtamaki. Крупнейшая из них – Boeing Manufacturing, вложившая в экономику области 5,5 млрд рублей. Как говорят источники, действующих компаний на самом деле еще меньше.
В феврале 2020 года «Титановая долина» оказалась втянута в мощный коррупционный скандал: гендиректора Артемия Кысласова задержали с поличным при получении взятки, вместе с ним был задержан бывший заммининстра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.
Экономист Константин Селянин предполагает, что Huhtamaki вовсе может передумать развивать бизнес в России, поскольку инвестиционная привлекательность страны выглядит «очень спорно». В России крайне немного успешных особых экономических зон, считает эксперт. Даже на фоне общего упадка свердловская ОЭЗ выглядит не лучшим образом.
«Текущее состояние «Титановой долины» следует признать неудачным, по крайней мере с точки зрения тех планов, которые были при создании ОЭЗ. По планам трехлетней давности там все уже должно было цвести и пахнуть, приносить массу доходов», – подчеркнул экономист.
Селянин добавил, что на имидже «Титановой долины» очень серьезно сказался арест ее главы Артемия Кызласова. «Встаньте на позицию инвесторов: вас приглашают в особую экономическую зону, руководитель которой находится в другой зоне – не экономической», – заметил эксперт.
С его точки зрения, нужно менять имидж «Долины», еще больше смягчать условия, чтобы привлечь каких-либо инвесторов. При этом нужно помнить, что на фоне общего экономического спада из-за пандемии как для российских, так и для зарубежных инвесторов сейчас настали не лучшие времена. Уже работающие предприятия закрываются, и на открытие нового нужно решиться, заключил экономист.
Уход финской компании – это не просто уход инвестора, это провал всей работы по привлечению и удержанию инвесторов. «Долина» работает десять лет, и все эти годы уход инвестора по сути перечеркнул. И компания, которой некуда идти (а иначе бы обозначила) в период пандемии, готова налаживать производства с нуля в другом регионе, только бы не оставаться в «Титановой долине».
В правительстве Свердловской области не ответили на запрос «ФедералПресс». Мы спрашивали о том, как они оценивают уход инвестора в непростое для бюджета и рынка труда время и идут ли новые переговоры с инвесторами в «Титановую долину» взамен ушедших крупных компаний.
Что с другими особыми зонами?
Huhtamaki намерена развернуть производство в другой ОЭЗ, однако не уточнила, в какой. В ответе «ФедералПресс» компания отмечала быстро растущий рынок именно в восточной части России. «Титановая долина» на данный момент – самая восточная промышленная ОЭЗ России. Вероятно, именно поэтому финский инвестор выбрал такое расположение.
Ближайшая промышленная особая экономическая зона – башкирская «Алга». Она была создана 27 мая 2020 года. Исходя из данных на сайте ОЭЗ, ее резидентами стали две компании, которые инвестируют 5,5 млрд и 680 млн рублей.
Существенно восточнее Свердловской располагается Томская область с ОАЭ «Томск», работающей с 2005 года. Сейчас ее резидентами являются 62 компании, которые уже произвели продукции на 22 млрд рублей, причем 3,5 млрд из них – только за 2019 год.
Это технико-внедренческая зона, а не промышленная. В ней могут работать компании, занимающиеся IT, микроэлектроникой, производством высокотехнологичного, в том числе медицинского, оборудования. Тем не менее экологичный финский бизнес может подойти под требования, поскольку упаковка также числится среди возможных для производства товаров.
В сравнении с «Томском», а также другими промышленными ОЭЗ России «Титановая долина» действительно смотрится неубедительно. Самые большие инвестиции привлекла татарская «Алабуга» – 126,4 млрд рублей, она же создала рекордное 8041 рабочее место. На втором месте зона «Липецк» из одноименного региона. Она получила 61 млрд рублей инвестиций, создав 4364 рабочих места. Схожие результаты у ОЭЗ «Калуга» и «Тольятти» – 18,7 и 12,4 млрд соответственно.
«Титановая долина» получила 6,95 млрд рублей в качестве инвестиций, из которых 0,98 млрд поступило из федерального бюджета. На предприятиях зоны занят 431 человек. Несмотря на все, Минэкономразвития оценило эффективность «Титановой долины» в 87 %, тем самым назвав работу зоны «эффективной».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин