По большому счету Челябинская область спортом высоких достижений обделена. Здесь нет серьезного волейбола и баскетбола, футбола и тенниса; остатки гандбола и водного поло – реминисценции советских времен. Зато есть одна «священная корова», которой гордятся все жители, даже далекие от спорта. Это, конечно, хоккей. Тем более что регион представлен в Континентальной хоккейной лиге сразу двумя суперклубами – челябинским «Трактором» и магнитогорским «Металлургом». Но шайбы, очки и счет на табло – это лишь видимая часть великой игры. А вот что творится за кулисами хоккейного процесса, скрыто от взора обычного болельщика. Что представляют из себя два знаковых хоккейных клуба Южного Урала, их значимость, трудности и перспективы – в материале «ФедералПресс».
Владельцы
До 90-х годов прошлого столетия о магнитогорском «Металлурге», основанном в конце 1955 года, знали только жители города и узкий круг специалистов. Команда была более чем заштатной.
Но ситуация начала меняться, когда генеральным директором Магнитогорского металлургического комбината стал Иван Ромазан. Промышленный гигант стал выделять на спорт в городе огромные средства, и в первую очередь на хоккейную команду. В городе сталеваров даже появилась собственная хоккейная школа.
Следующий глава ММК Анатолий Стариков перенял эстафетную палочку своего предшественника, и «Магнитка» ворвалась в элиту российского хоккея. А после этого нынешний председатель совета директоров Виктор Рашников, страстный поклонник хоккея и вообще родной команды, вывел «Металлург» в число лучших команд страны. При нем команда дважды становилась обладателем Кубка Гагарина, выиграла Межконтинентальный кубок Европы, неоднократно становилась победителем регулярного чемпионата России. На сегодняшний день магнитогорский «Металлург» – самый титулованный клуб России.
Многие специалисты полагают, что «Магнитка» – единственный частный хоккейный клуб в КХЛ. И не без оснований. Формально команда принадлежит металлургическому комбинату, но если учесть, что более 87 процентов всех активов ММК принадлежит частному лицу – Виктору Рашникову, то становится понятно, кто заказывает музыку в этом хоккейном королевстве.
С челябинским «Трактором» ситуация попроще. Команда ведет свою историю с 1947 года, когда по инициативе легендарного гендиректора ЧТЗ Исаака Зальцмана выступала под именем «Дзержинец». Позже – «Авангард», и лишь в 60-е годы стала называться своим сегодняшним именем. По аналогии с московским «Спартаком» это «народная команда».
Клуб находится на иждивении Челябинска и многочисленных спонсоров, в числе которых ЧТПЗ, ЧЭМК, «Конар», «Ариант», Русская медная компания и другие. Своего Рашникова в «Тракторе» нет. Условно хозяином команды можно было считать экс-губернатора Михаила Юревича, который не только любил хоккей, но даже сам немного по-любительски им занимался. Именно при нем команда едва не взяла вожделенный Кубок Гагарина, остановившись в шаге от триумфа. После этого в клубе началась эпоха безвременья. Но сегодня в клубе ренессанс. И фанаты вновь надеются на то, что «Трактор» опять докажет свое лидерство хотя бы в рамках одного региона.
Инфраструктура
Кадры решают все, говорил суровый лидер СССР. Хоккей не исключение. И в этом вопросе Челябинск, безусловно, может дать огромную фору своему южному соседу.
В смысле подготовки хоккейных кадров между городами – пропасть. В Магнитогорске работает лишь одна специализированная школа, а в Челябинске – пять. Помимо великой школы «Трактор», которую покойный Сергей Гимаев считал едва ли не сильнейшей в мире, в областном центре готовят хоккеистов также школы «Заряд» (бывшая «Мечел»), «Метеор-Сигнал», хоккейная школа Сергея Макарова и филиал «Трактора» – «Белые медведи».
Марксизм учит, что количество рано или поздно перерастет в качество. Так и тут. Магнитка воспитывает хороших хоккеистов, особенно в последние годы, но до Челябинска ей еще очень далеко. Поэтому город металлургов на высшем уровне может похвастать лишь Евгением Малкиным, в то время как челябинская школа только за последние пять-семь лет выдала миру Кузнецова, Ничушкина, Панарина, Шумакова, Додонова, Шалунова, не говоря уж о «старой гвардии» – Быкове, Старикове, Бабинове, Давыдове, Белоусове, Цыгурове, Николае и Сергее Макаровых и еще целой россыпи легенд отечественного хоккея.
Однако у медали есть и обратная сторона. «Металлург» хоть и имеет всего одну школу, но делает все качественно и профессионально. Своим воспитанникам клуб предоставляет форму и амуницию. На соревнования отправляет за свой счет. А это все – огромное подспорье для будущих хоккеистов и их родителей.
«Сегодня хоккей – это не дешевое увлечение, – говорит директор хоккейной школы Сергея Макарова Юрий Макаров. – Экипировка хоккеиста стоит примерно 35 тысяч рублей, а вратарская – до 60 тысяч. Далеко не у всех родителей есть такие деньги. Но в Магнитогорске школа берет эти расходы на себя. В Челябинске – нет».
Кроме того, Челябинск ежегодно сокращает расходы на содержание хоккейных школ: в 2020 году финансирование уменьшилось на 10 процентов. Но даже не это главная проблема.
По словам Юрия Михайловича, основная угроза челябинскому хоккею кроется в разрозненности школ. Нет единой системы, каждая структура работает только на себя. Простой пример. Та же школа Сергея Макарова набирает детей с 5-летнего возраста, а «Трактор» – с восьми. Поэтому, когда ребятишки за три года набрались азов хоккея, «Трактор» просто снимает сливки, забирая себе самых способных. Но и их оставить в своей системе не в состоянии, и вот почему.
Финансирование
Несмотря на пандемию и прочие радости жизни, финансирование хоккейных клубов Челябинской области в 2020 году практически не изменилось. Оба они входят в десятку самых богатых клубов КХЛ. Магнитогорский «Металлург» в своей финансовой ведомости имеет те же полтора миллиарда рублей, «Трактор» – немногим более миллиарда. Но эта разница весьма существенна.
Эти средства идут на содержание всей структуры клуба. И если у «Магнитки», кроме команды мастеров, есть только одно обязательство – финансирование молодежной команды «Стальные лисы», то «Трактор», помимо покрытия контрактов игроков основного состава, обязан содержать еще фармклуб «Челмет», «Белых медведей», женскую команду, школу и ее филиал. Так что контракты мастеров просто не сопоставимы. А это влечет за собой текучку кадров.
В настоящее время конкурировать в финансовой политике с Питером (ХК СКА) или ЦСКА не может никто, даже «Магнитка». Поэтому «Трактор», на 90 процентов укомплектованный собственными воспитанниками, просто не в состоянии удержать игроков, которым другие клубы предлагают двойные, а то и тройные контракты.
Впрочем, недавнее решение КХЛ о введении потолка зарплат может положительно сказаться на положении клубов, не обладающих высокопоставленными спонсорами.
Теоретически многие вопросы можно было бы решить за счет самоокупаемости клубов. В свое время, когда КХЛ рулил Александр Медведев, считалось, что питерский СКА станет первым в истории России хоккейным клубом, который можно назвать самоокупаемым. Но, увы, прогнозы не сбылись.
Продажа шарфов, свитеров и абонементов не покрывает расходов даже на переезды команды. Спонсорские контракты – это капля в море. В 2019 году «Трактор» получил всего около 13 миллионов рублей по спонсорским контрактам, в то время как бюджет клуба превышает миллиард.
В Канаде и США команды существуют за счет продажи телевизионных прав. В сегодняшней России это пока невозможно по нескольким причинам. Во-первых, нет соответствующего закона. А во-вторых, даже если бы он был, наш бедный зритель просто перестал бы смотреть хоккей, довольствуясь результатами в бегущей строке информационных телеканалов. Так что командам приходится уповать лишь на бюджет и верных спонсоров.
Селекция
Челябинский «Трактор» процентов на 80 состоит из собственных воспитанников, «Магнитка» – процентов на 20. Эти города имеют свои хоккейные школы. А вот, например, Уфа или Омск хоккейных школ не имеют вовсе, но в то же время опережают в турнирной таблице и Челябинск, и Магнитогорск.
ЦСКА, московское «Динамо», Ярославль давно уже переключились на активную селекцию по всей стране, даже в «нехоккейных» регионах типа Красноярского края или Сахалина. Выискивают талантливых пацанов, привозят их к себе и воспитывают классных игроков. Челябинск и Магнитка в этом вопросе опираются только на внутренние резервы. А зря.
Тот же великий Валерий Белоусов доказал, как можно сделать великолепную команду с «приводными» хоккеистами. Придя на пост главного тренера в 90-е годы, он за несколько лет превратил пустышную «Магнитку» в суперклуб, один из лучших в Европе. Для этого он привез с собой половину казахстанской команды из Усть-Каменогорска – братьев Корешковых, Разина, Бородулина, Гольца. И команда стала чемпионом. Потом Валерий Константинович повторил это и в «Тракторе», который только из-за странных судейских решений не взял главный трофей КХЛ – Кубок Гагарина.
Стабильность
Ни одно большое дело не делается на раз-два. Нужно время. Как считает Юрий Макаров, любому тренерскому штабу надо дать хотя бы три-четыре года на создание команды.
«Конечно, спонсоры хотят как лучше, – полагает он. – Но порой неизбежные неудачи и поражения вызывают резкую реакцию. Но надо подождать, дать тренерскому штабу поработать несколько лет, а уж потом принимать решения».
В этом смысле характерен пример футбольного ЦСКА. Владелец команды – Евгений Гинер – после ряда неудач и даже заявлений об уходе главных тренеров дал им возможность «выпустить пар» и продолжить работу, в результате чего команда становилась чемпионом.
И если в Магнитогорске эту истину поняли давно и за последние десять лет там сменилось всего три тренера, то в Челябинске с этим делом была полная чехарда. Как считает источник в руководстве ХК «Трактор», после Белоусова, когда вместе с губернатором из Магнитогорска в клуб пришла и магнитогорская команда «специалистов», в «Тракторе» начались чудеса. В «постбелоусовский» период в клубе сменилась целая плеяда тренеров: финн Кари Киви, не имеющий тренерского опыта Андрей Николишин, Герман Титов, Петери Скудра… Все это – мимо кассы. Единственное светлое пятно – Анвар Гатиятулин. Но и его прежняя команда менеджеров удержать не смогла. И только в этом сезоне тренера вернули на место. И «Трактор» «побежал». Сегодня на команду просто приятно смотреть. Она продолжает белоусовский стиль советского хоккея, когда в зону соперника, например, входят с помощью паса, а не тупого вброса.
Перспективы
Еще лет десять назад хоккейный клуб «Трактор» выращивал в год по 150 воспитанников. Сегодня – 30–40. Причин много – от «интернетизации» населения до финансовых кризисов.
На Магнитогорск эти процессы повлияли как-то меньше. Но тоже повлияли. И если Челябинск еще может воспитать таких талантов (о которых вскоре услышат все), как Денис Зернов или Даниил Юров, то Магнитка за счет своих лучших условий пока просто перекупает перспективных хоккеистов. Благо регламент позволяет: и чем ниже возраст юного спортсмена, тем он дешевле обойдется. Оба клуба сейчас делят 4 и 5 место в турнирной таблице КХЛ в Восточной концеренции.
Но, как считает тот же источник в системе клуба «Трактор», если финансирование команды в ближайшие два-три года не изменится (а оно не изменится!), то обе команды региона будут не только стабильно выходить в плей-офф КХЛ, но и, вполне возможно, бороться за медали и даже сам кубок.
Словом, хоккей в регионе скорее жив, чем мертв. И если объединить усилия и способности всех хоккейных школ, устранить раздробленность и самолюбование, то нет сомнений, что постулат Сергея Гимаева о том, что челябинская школа хоккея – лучшая в мире, вновь станет реальностью.
Фото: пресс-служба ХК «Трактор», пресс-служба ХК «Металлург»
Инфографика: ФедералПресс / Ирина Суслова