Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

Нужна ли Перми канатная дорога. Эксперты спорят: визитная карточка города или очередной проект на бумаге?

Отношение к проекту у пермяков неоднозначное
Отношение к проекту у пермяков неоднозначное

В Перми может появиться канатная дорога. Об этом стало известно в ходе визита в Пермь председателя правления Центра экономического роста Алексея Порошина. Реализацию этой инициативы поддержал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Сейчас прорабатываются детали проекта. Эксперты относятся к проекту неоднозначно. Одни считают, что воздушное метро может стать визитной карточкой Перми. Другие предполагают, что в период пандемии у властей должны быть совсем другие приоритеты. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Проектом предусматривает строительство шести станций, общая протяженность сети составит три с половиной километра. Маршрут дороги пройдет от станции на ул. Борцов Революции через Каму на ул. Монастырскую. Следующий отрезок пути протянется вдоль набережной. Четвертая станция запланирована на ул. Крупской, пятая – на ул. Степана Разина 32, шестая – около КДЦ «Мотовилиха» на ул. Уральской. Стоимость строительства – 1,27 млрд рублей, дорога должна быть построена на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Предполагаемый срок окупаемости – 10 лет.

Новость вызвала у пермяков неоднозначную редакцию. Эксперты сомневаются в том, что канатную дорогу можно будет рассматривать как полноценную часть транспортной системы города.

«Строительство этой дороги экономически обосновано там, где есть существенные препятствия для организации движения общественного транспорта - говорит независимый финансовый эксперт, автор проекта Семейный Финансовый Клуб «Лесная биржа» Едуард Матвеев - Ничего этого в Перми не наблюдается. Канатная дорога будет дублировать часть транспортных потоков, не улучшая в целом ситуацию с перемещением людей».

«Как транспортную систему, работающую круглогодично, такую дорогу рассматривать сложно, – считает доктор технических наук, профессор, директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации Российская академия транспорта Михаил Якимов - У нее мизерная пропускная способность и высокие риски возникновения чрезвычайных ситуаций при зимней эксплуатации, тем более над водным объектом. Вполне допускаю, что проект может реализоваться как аттракцион для развлечения, особенно в летний период».

«Воздушное метро», скорее всего, будет рассматриваться, как прогулочно-экскурсионный маршрут. И он вполне может стать визитной карточной Перми.

«Идея воздушного метро мне очень нравится – поясняет бизнес-тренер Алексей Деткин. – Оно вполне может стать визитной карточкой Перми. Завод Шпагина ей не стал. Скульптура Пермяк-соленые уши, проекты «Звериный стиль» и «Пермский период» – тоже. У Перми нет туристической фишки, которая могла бы привлечь гостей в наш город».

По словам Деткина, если экономика проекта будет правильно просчитана, а для строительства – выбран добросовестный подрядчик, канатная дорога может окупиться:

«Главное, чтобы не случилось так, что изначально проект стоит 1,27 млрд руб., а через некоторое время после начала строительства эта сумма неожиданно увеличится в два раза. А так – многие гости Перми с удовольствием прокатились бы на фуникулере над Камой. Главное, чтобы стоимость билета была адекватной»

«Проект неплох, но маршрут дороги должен быть проработан дополнительно». Так считает экономист и общественный деятель Антон Любич:

«Проект канатной дороги поддерживаю. Но должен подчеркнуть, что маршрут недостаточно проработан. Смысл ранее обсуждаемых проектов состоял в том, чтобы решить одновременно две проблемы: обеспечить транспортную доступность районов Висим и Верхняя Курья. Поэтому, в такой дороге есть смысл, если она пойдёт из Мотовилихи на Висим и оттуда через Каму на Курью».

По мнению Антона Любича, фуникулер стоит в 15 раз дешевле моста через Каму. В условиях ГЧП затраты бюджета будут в 20-25 раз меньше, чем при строительстве моста:

«Общественный скепсис, считаю, вызван обилием нереализованных ранее проектов. Надеюсь, что этот проект не останется только на бумаге».

Правда, этот оптимизм разделяют не все.

«Половина трассы проходит не поперёк реки, а вдоль нее, - поясняет член комиссии по землепользованию и застройке города Перми Денис Галицкий. - Это равносильно строительству моста вдоль набережной. Если этот проект всё же начнет приобретать реальные очертания, то придётся включится в противодействие - высокие опоры испортят исторический силуэт Перми со стороны Камы и вид на Кафедральный собор».

«Очевидно, что сейчас, главной задачей в условиях пандемии COVID–19 является сохранение жизни и здоровья людей - разъясняет архитектор Игорь Луговой. - Уверен, что в новых условиях необходимо пересмотреть приоритеты в реализации таких проектов. Есть гораздо более необходимые для Перми объекты: железнодорожный и автобусный вокзалы, улицы и развязки, предусмотренные в генеральном плане 2010 года. Но самым безотлагательным приоритетным объектом, на мой взгляд, является новая инфекционная больница, на строительство которой нужно бросить все силы»

По мнению Михаила Якимова, основная проблема состоит в том, что на сегодняшний день концепция проекта канатной дороги непонятна:

«В первую очередь, нужно разобраться, это бизнес-проект, в который инвестор вкладывает свои деньги, или это социально-значимый проект, за который платит краевой бюджет, и он не предназначен для извлечения прибыли?»

Эксперт считает, что необходимо уточнить роль инвестора:

«Если это социально-значимый проект, то не ясно, для чего здесь нужен бизнес-инвестор. Если проект коммерческий, то инвестору логично составить бизнес-план и идти с ним не в краевую администрацию, а в банк для получения кредита на строительство. Какую поддержку ожидает увидеть инвестор в лице региональных властей?»

Напомним, похожая пассажирская подвесная канатная дорога была введена в эксплуатацию в 2012 году между городами Нижний Новгород и Бор через реку Волга. По данным из открытых источников, стоимость строительства составила 950 млн руб. В первый год эксплуатации дорога принесла более 13 млн убытков, на второй год чистый убыток составил 2,2 млн. Стабильно приносить прибыль канатная дорога начала лишь на пятый год эксплуатации. На сегодняшний день, дорога в среднем приносит инвестору 3,5 млн руб. в год.

Стоимость проезда составляет 100 рублей в одну сторону.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.