10 ноября Госдума на внеочередном заседании одобрила кандидатуры новых министров. Рокировки в правительстве показывают, что премьер Михаил Мишустин реформирует кабмин, добавляя удобных для себя людей. Сможет ли Мишустин преодолеть путь от антикризисного менеджера до управленца, стимулирующего развитие страны? Ожидать ли замены Мишустина на главу Счетной палаты Алексея Кудрина? На эти и другие вопросы ответил соучредитель Российской ассоциации политических консультантов Олег Молчанов.
Михаил Мишустин пришел как некий антикризисный менеджер, отчасти чтобы исправить ошибки предыдущего правительства и установить строгий контроль за исполнением нацпроектов, дать новый толчок их развитию. Что-то он успел сделать? Все ли задержки можно сегодня «списать» на коронавирус?
– Перед российской экономикой стоят системные институциональные проблемы, которые трудно решить заменой одного премьера на другого. Можно тактически смягчить последствия разного рода кризисов, но глубинные причины останутся. И это отнюдь не коронавирус. Проблемы копились годами, если не десятилетиями. В первую очередь – неправильная структура экономики. У нас экономика слишком экспортно-ориентирована, а предприятия сферы услуг и потребления занимают лишь небольшую долю. Мы по-прежнему сидим на «нефтяной игле». Правительство – ни предыдущее, ни нынешнее – не хочет тратить сверхдоходы от углеводородов, которые хранятся в специальных фондах. Мишустин делает свою работу чуть лучше, чем Медведев, и у него не было такого антирейтинга, как у Дмитрия Анатольевича. К работе правительства Мишустина общество относится более позитивно.
Есть ощущение, что вместо развития нынешнее правительство «бьет по хвостам»: латает дыры в медицине, ищет деньги для регионов, пытается помочь пострадавшему от пандемии бизнесу. Когда закончится антикризисный менеджмент и начнется работа на перспективу?
– Работа на перспективу потребует глубинных изменений во внутренней и внешней политике. Увеличение производства всех товаров, которые обращаются на внутреннем рынке, возможно только при значительном росте потребления этих товаров. Нет смысла что-то производить, если у людей нет денег это купить. Пока ситуация обратная. И предыдущее, и нынешнее правительство стремятся заместить выпадающие доходы. Снизилось количество товаров, которые мы продавали за рубежом, налоговые поступления от них, и эти выпадающие доходы стараются возместить увеличением всяческих поборов внутри страны, в том числе с граждан: доходы каждой семьи снижаются. Люди вынуждены меньше покупать продуктов, тратить денег на услуги.
Увеличение производства товаров, которые покупают меньше, бессмысленно. Заметный рост промышленности в тоннах, километрах, перевозках и услугах возможен при серьезном изменении налогового законодательства, межбюджетных отношений. Развитие высокотехнологичных отраслей возможно лишь после смягчения санкций в научной сфере. Технологии XXI века — общемировые. Мы не можем пользоваться этими разработками по внешнеполитическим причинам. Пока препоны не будут сняты, говорить о большом рывке не приходится.
Мишустина называли ставленником Алексея Кудрина. Но мы видим, что Счетная палата так же последовательно критикует нынешнее правительство, как и предыдущее. Как вы думаете, станет ли Кудрин новым премьер-министром страны?
– Думаю, что нет. Общий тренд внутренней политики последних времен говорит о молодых технократах. Хотя слово «молодой» в данном случае – понятие растяжимое. В любом случае Алексея Кудрина молодым технократом назвать нельзя по многим причинам. Он в значительной части теоретик, а роль председателя правительства – очень практическая. В нынешней архитектуре власти это – главный дворник, инженер, прораб, человек, который решает проблемы «здесь и сейчас», в основном, тактического свойства.
Как я и говорил, стратегических прорывов у нас не предвидится, потому что это потребует политических изменений. Для решения тактических задач Кудрин не нужен. У нас на каждом посту сидят люди-функции, фамилии которых не важны. У них нет своих идей и представлений о том, как должна развиваться экономика. На каждый пост есть огромное количество должностных инструкций, и вправо-влево от них чиновники уйти не могут. Будет это Иванов, Петров или Сидоров – неважно. Это касается и премьера, и министров, и многих людей чуть ниже рангом.
Если допустить, что перестановка случится, ждать ли либерализации курса правительства?
– Политика последних лет говорит о том, что главное – ничего не менять. Я не вижу возможности серьезных изменений ни в какую сторону. Финансовый блок по-прежнему останется за представителями либеральной школы. Фамилии этих представителей особо неважны. Должностные инструкции написаны так, что любой человек на этом посту должен быть либералом. У него написано в инструкции, что в случае резкого снижения цены на нефть, нужно делать то и это. Мишустин как выходец из налоговой системы к этой части правительства и относится.
Но есть и другая часть правительства, которая деньги тратит. Это весь оборонный, правоохранительный комплекс, внешняя политика и социальный блок. Любое правительство с любым руководителем будет действовать примерно так же, как нынешнее, либо как предыдущие. Что-то можно изменить только при кардинальной переориентации государства на другие цели. На внешние проявления – оборону, олимпиады – денег не жалеют. А на ситуацию внутри страны, на помощь конкретной деревне в Томской области, например, средства выделяют уже вторично. Пока приоритеты не сменятся, все будет так, как сейчас.
Фото:cap.ru
Итоги-2020: срывая маски