Ношение масок в общественных местах во время пандемии у многих так и не вошло в привычку. Далеко не каждый оказался готов ставить интересы общества выше своих. Не помогают ни разъяснительные беседы, ни введенная система штрафов. Благодаря этим мерам по всей стране удалось собрать огромные деньги, но куда в конечном счете они будут потрачены? Подробности читайте на «ФедералПресс».
Москва штрафам не верит
В конце октября Роспотребнадзор постановил, что в связи с эпидемиологической обстановкой в России вводится всеобщий масочный режим. Но эти меры не помогли повысить ответственность граждан.
Еще раньше обязательный масочный режим в общественных местах был введен в Москве. Но к воззваниям властей горожане прислушались не сразу: за первые два месяца осени выявлено почти 103 тысячи нарушений требований по ношению средств индивидуальной защиты, рассказал начальник главного контрольного управления столицы Евгений Данчиков. А начиная с мая этого года, было оштрафовано больше 160 тысяч москвичей. И если учесть, что стоимость штрафов находится в промежутке от 4 до 5 тысяч рублей, столичная казна пополнилась не менее чем на 700 млн рублей.
Также штрафы получают и организации. С сентября по октябрь свыше 12 тысяч организаций были привлечены к административной ответственности за нарушение противоэпидемиологических мер. Более 160 из них приостановили свою деятельность. А поскольку штрафы для должностных лиц заметно выше, итоговая сумма уже давно наверняка преодолела психологический рубеж в миллиард рублей.
По информации Роспотребнадзора, ежедневно в Москве выявляется около 3 тысяч нарушителей масочного режима: 1,5 тысячи нарушителей в магазинах и столько же – среди пассажиров общественного транспорта.
Как отмечает врач-психиатр Вадим Хайкин, система штрафов пусть и медленно, но уверенно меняет отношение жителей страны к позиционированию себя в обществе. «Штрафы работают. Достаточно вспомнить, как в начале 2000-х в России почти никто не пристегивался за рулем, но введение небольшого штрафа значительно улучшило статистику. Размер штрафа – дело второстепенное. Сам факт его наличия меняет отношение к проблеме у значительной части населения», – подчеркивает Хайкин.
Но эти проблемы, по его мнению, похожи только на первый взгляд, так как факт пристегнутого ремня практически не влияет на других участников дорожного движения. Другое дело – коронавирус, имеющий высокий уровень контагиозности: больной гриппом может заразить одного-двух человек, а больной COVID-19 – до шести человек. Поэтому и контроль за исполнением должен быть серьезнее.
Кризис в регионах
Не хотят носить средства индивидуальной защиты и в регионах страны, хотя суммы там, безусловно, заметно ниже московских. Так, с марта по октябрь жителей Иркутской области оштрафовали на 3,65 млн рублей за отсутствие масок и несоблюдение социальной дистанции. В Санкт-Петербурге полицейские составили более 10 тысяч административных протоколов, на общую сумму свыше 54 млн рублей. В Рязанской области за отсутствие масок выписали штрафов на сумму более 747 тысяч рублей. В Свердловской области сумма штрафов, начисленных за нарушение коронавирусного режима, составила 77 млн рублей.
Вместе с тем даже все штрафы вкупе не способны компенсировать не то, что будущие экономические потери, но и настоящие. Реализация мер, необходимых для снижения последствий пандемии, стоит больших денег. Так, только школам Ростовской области из региональной казны было выделено 403 млн рублей на подготовку к работе в особых условиях. Все образовательные организации должны были быть оснащены бесконтактными термометрами, защитными и дезинфицирующими средствами. Эту сумму будет крайне трудно восполнить за счет штрафов.
Это понимают и в правительстве. В конце октября на заседании кабмина Михаил Мишустин заявил, что регионам будет выделено 11 млрд рублей на борьбу с коронавирусом и на поддержку региональных лабораторий, которые проводят исследования на наличие инфекции. Почти половина этой суммы – 5 млрд рублей – уже передана в регионы. На эти деньги закупаются лекарства для больных.
Официальную позицию по реализации денег, собранных благодаря штрафам, высказала лишь московская мэрия. Еще в мае Сергей Собянин в эфире «Россия 24» заявил, что «все средства от не только автоматических, но вообще от любых штрафов будут целевым образом направлены на закупку лекарственных препаратов для борьбы с коронавирусом, на медицину – никуда больше, только туда».
Как отмечает доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков, далеко не факт, что это обещание будет исполнено. «Похожая ситуация была во время ввода платных парковок в центре Москвы. Весь негатив попытались нивелировать за счет того, что полученные средства, как заявляли власти, будут направлены на благоустройство. По факту, проконтролировать это практически невозможно. Хотя многие, в том числе и я, пытались это сделать. Такая же ситуация, скорее всего, будет и со штрафами за отсутствие масок», – предполагает ученый.
По его словам, одна из причин таких заявлений – желание снизить негативный эффект от введенных мер. Впрочем, в полной мере это касается лишь Москвы и нескольких городов-миллионников. «Бюджет Москвы действительно большой. Москва собирает деньги не из-за того, что их не хватает. В более мелких городах ситуация иная. Там средства от штрафов действительно необходимы, хотя и не могут играть серьезной роли в борьбе с пандемией, так как их сборы намного ниже московских», – отмечает эксперт.
Впрочем, даже если в регионах штрафы не пойдут на борьбу с коронавирусом, собранные средства станут важной частью финансовой подушки, которая понадобится для выхода из кризиса, вызванного пандемией. По руководителя направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрия Белоусова, «ситуация в регионах далека от позитивной». «Страну накрыла не только пандемия, но и экономический кризис. Поэтому даже миллион рублей, собранный за счет штрафов, важен для любого населенного пункта», – подчеркнул экономист.
Но и этому радоваться преждевременно. Чтобы вылечить одного коронавирсуного больного, необходимо потратить от 12 до 200 тысяч рублей, в зависимости от тяжести течения болезни. Поэтому те, кто, игнорируя требования и здравый смысл, продолжают ходить в общественных местах без масок, потенциально наносят огромный ущерб экономике. Ведь, как отмечает врач-педиатр, академик РАН Александр Румянцев, невозможно единовременно проверить всех на наличие вируса. «Каждый из нас может быть его носителем и даже не знать об этом. Он проявляет себя не сразу. Первые симптомы могут появиться лишь через две недели. И именно в этот период человек наиболее заразен, – напоминает эксперт. – Поэтому, по моему мнению, нас должны мотивировать не штрафы, а обыкновенный здравый смысл. Никто не застрахован от заражения».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Итоги-2020: срывая маски