Несмотря на многочисленные разговоры, что экономический кризис сильнее всего ударил по малому и среднему бизнесу, проблема просроченной задолженности больше всего коснулась крупных промышленных регионов. «ФедералПресс» проанализировал документы Банка России и составил рейтинг территорий СФО, где за время коронавируса наиболее активно росли и падали показатели просроченной задолженности юридических лиц.
Промышленность под ударом
Несмотря на многочисленные разговоры об экономическом кризисе, проблема безвозвратной долговой нагрузки пока мало коснулась сибирских предприятий. Всего в СФО объем просроченной задолженности по кредитам юрлиц по состоянию на 1 октября составил 150,5 млрд рублей. Это всего на 2,4 % больше, чем в начале нынешнего года, а если сравнивать с той же датой 2019 года, то прирост составил всего 0,6 %.
При этом ситуация с просроченной задолженностью в разных регионах очень неоднородна. Значительно улучшилась ситуация в небольших регионах. Например, в Республике Алтай объем долга снизился с января на 41 %, а в Туве — более чем на 25 %.
Зато значительный прирост показывают такие крупные территории с масштабными производственными объектами, как Кузбасс и Красноярский край — на 20 и почти на 15 % соответственно. По словам эксперта Леонида Хазанова, крупным предприятиям долгое время было непросто строить отношения с банками, нынешний экономический кризис привел к падению заказов, а подстроиться под изменившиеся условия им значительно сложнее, чем малому и среднему бизнесу.
«Промышленным предприятиям реально сложно получить кредиты в банках и тем более по ним расплатиться в силу действия нескольких причин. Во-первых, банки предъявляют жесткие требования к ним по рентабельности и другим финансовым показателям, во-вторых, им трудно отдать в залог какое-либо имущество, так как мало что из него представляет интерес с точки зрения ликвидности (попробуй продать с торгов большую металлургическую печь), в-третьих, у многих из них в нынешнем году сократились заказы и поэтому им труднее стало расплачиваться по ранее взятым займам и кредитам. К сожалению, ситуация пока не улучшается, скорее ухудшается, и изменится она не раньше февраля-марта следующего года», – считает Леонид Хазанов.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева