Одним из основных показателей работы губернаторов является привлечение инвестиций в регион. Но пандемия поставила на паузу многие отрасли экономики. Остановка или значительное снижение производства во многих сферах промышленности, частичные локдауны и население, стремительно теряющее свои доходы, а значит и покупательскую способность, отрицательно повлияли на инвестиционную активность в Приволжье. В каких регионах удалось привлечь инвесторов, а где они только создали проблемы – в материале «ФедералПресс».
KPI для губернаторов
Уровень развития экономики региона скорее показывает объем привлеченных инвестиций. Инвесторы не пойдут в депрессивный регион, им там просто нечего делать.
Как обстоят дела в Приволжье? Согласно исследованиям РЭУ им. Плеханова, ПФО находится на 6-м месте среди округов по инвестициям в основной капитал, но результат ниже прошлогоднего, всего лишь 97,6 % от аналогичного периода прошлого года.
По данным Центра развития региональной экономики, в двадцатку лидеров по привлечению инвестиций вошли четыре региона ПФО. Татарстан находится на 6-м месте, здесь привлекли 209 367,3 млн рублей (89,9 %). Далее идет Башкортостан, 16-е место, 123 814 млн рублей, что выше, чем в прошлом году (108,9 %). На 18-м месте Пермский край, 106 647,1 млн рублей (95,4 %), на 19-м месте Нижегородская область – 104 742,4 млн рублей (101,4 %).
Как видим, даже в благополучных регионах фиксируется снижение привлеченных инвестиций.
Сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный эксперт» Сергей Журавский считает, что привлечение инвесторов сегодня один из ключевых показателей работы губернатора. «Можно спорить о целесообразности выделения этого показателя в качестве ключевого, но он есть, это данность, а главы регионов у нас, как известно, люди подневольные, они должны выполнять те задачи, которые определены федеральным центром», – делится мнением эксперт.
Журавский отмечает, что «обделенные» регионы все глубже погружаются в трясину социально-экономического кризиса. «Формируется замкнутый круг: экономическое положение плохое, потому что нет достаточных инвестиций, а инвесторы не идут, потому что не видят для себя перспектив в условиях слабо развитой экономики. Думаю, выход здесь – постепенная планомерная работа, шаг за шагом, усиление лоббистских возможностей в центре», – заключает он.
Без лоббирования интересов не обойтись
Есть два основных пути привлечения инвестиций – либо создавать специальную инфраструктуру с налоговыми льготами и прочими преференциями, такими как особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего развития (ТОСЭР) и технопарки, либо договариваться с крупными федеральными игроками.
В Нижегородской области, например, тесно сотрудничают с корпорацией «Росатом», «Газпромом», «Объединенной металлургической компанией», которые вкладывают миллиарды в новые производства на территории региона.
Татарстан активно работает с иностранными партнерами. По данным Агентства инвестиционного развития РТ, в портфель инвесторов вошли представители 15 стран, в том числе Германии, Нидерландов, ОАЭ, Китая.
Китай в этом году особенно плотно работает в Приволжье. Так, китайская компания Haier, которая производит на территории РТ крупную бытовую технику, потратила 1,5 млрд рублей на закупку нового оборудования для завода стиральных машин. Еще 2,3 млрд рублей составляют затраты на строительство логистического центра и завода по выпуску телевизоров.
Вторым крайне удачным инвестпроектом Татарстана стал выход на рынок крупнейшего мирового агрегатора такси и каршеринга DiDi.
Кроме непосредственно сервиса такси, DiDi намерена открыть цифровую лабораторию в концепции «Умного города» и участвовать в научно-исследовательских проектах на базе Университета Иннополис, заняться развитием беспилотного транспорта и туристических маршрутов.
В Башкирии основными инвестиционными проектами стали строительство солнечных электростанций, животноводческого комплекса и цементного завода.
Самарская область не вошла в топ и в целом демонстрирует падение на 10,9 % (самое большое в ПФО), тем не менее не может считаться аутсайдером. Регион занимает пятое место по объему капиталовложений за январь – июнь 2020 года. Это связано со значительной диверсификации экономики, то есть здесь много направлений промышленности.
Что касается инвестиций, то за I полугодие, например, стартовало четыре проекта общим объемом в 8 млрд рублей: создание жилого комплекса в Кинеле (6,2 млрд рублей), строительство зернового портового элеватора мощностью 100 тысяч тонн в (1,94 млрд рублей), создание производства инновационных электрических комплектующих для автомобильной промышленности (230 млн рублей) и станции технического обслуживания для грузовых автомобилей (130 млн рублей).
Разница в объемах инвестиций не случайна.«Если говорить об обделенных регионах, то тут надо понимать, что инвестиционная привлекательность основывается не только на конкретных объемах, которые удалось привлечь субъекту, но и на устойчивости социально-экономической системы в целом. Поэтому такие субъекты как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия обречены быть среди лидеров, прежде всего благодаря потенциалу и экономическому, и социальному, которым они обладают. Разумеется, тут сказываются и лоббистские возможности, которыми обладает региональная элита этих субъектов», – считает Николай Евдокимов.
Не все инвесторы одинаково полезны
Приход крупного бизнеса в регион, с одной стороны, благо, с другой – может негативно повлиять на социально-экономическую обстановку. Классический пример: в случае захода федерального ретейла, как правило, разоряются местные торговые сети, фермеры и мелкие пищевые производства вынуждены искать новые рынки сбыта.
Высокотехнологичные производства, которые активно привлекают в ОЭЗ и ТОСЭРы, – тоже палка о двух концах. Например, в Самарской области резиденты ОЭЗ «Тольятти» инвестировали 14,5 млрд рублей, а объем налогов, уплаченных ими в бюджеты всех уровней, составил около 1,7 млрд рублей. При этом современные высокотехнологичные производства не требуют большого количества рабочих рук, а значит будет расти безработица. По идее, высвобождаемые рабочие ресурсы должны были переходить в сферу услуг, но в условиях кризиса она почти умерла.
Крупные компании легко обходят конкурентов. Та же DiDi повела агрессивную маркетинговую политику в Казани, объявив пятницу днем бесплатных поездок. И они действительно возят по пятницам жителей и гостей города за свой счет. «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» начинают терять клиентов и в перспективе могут совсем уйти из города, тем более что DiDi предлагает лучшие условия для водителей.
В Пензенской области приведенный губернатором Иваном Белозерцевым агрохолдинг «Дамате» уже создает экологические проблемы. «ПензаМоллИнвест», входящий в эту группу компаний, получил несколько предупреждений от прокуратуры за нарушение экологического законодательства.
По мнению политолога Николая Евдокимова, инвестиции – палка о двух концах. «С одной стороны, очевидно, что инвестиции – это новые рабочие места, оживление региональной экономики, доходы в региональный бюджет, с другой – задача любого инвестора – извлечение собственной прибыли, его по большому счету не интересует развитие конкуренции в экономике субъекта. При этом губернаторы вынуждены, выполняя задачу, поставленную центром, уделять этому направлению основное внимание, где-то обделяя вниманием другие важные направления работы», – рассказал он редакции «ФедералПресс». Инвестиции рассматриваются едва ли не как «манна небесная», а это может говорить о том, что власть не видит других способов стимулирования и развития экономики отмечает эксперт.
Непрозрачные рейтинги
Отдельный вопрос возникает по поводу ранжирования регионов. Иногда российские и международные агентства выставляют разные оценки.
Агентство стратегических инициатив включило в национальный рейтинг состояния инвестиционного климата два региона ПФО – Татарстан (2-е место) и Башкортостан (9-е место). Причем Башкирия за год поднялась на 7 пунктов, согласно информации Центра развития региональной экономики.
А вот в рейтинге кредитоспособности регионов Fitch Ratings, который, в принципе, тоже про инвестиции (хорошая платежеспособность, благоприятные или неблагоприятные деловые или экономические условия) на первом месте оказался Башкортостан (BBB, стабильный), обогнав даже Москву. Татарстан на 4-м месте (BBB, стабильный), Оренбургская область – на 12-м месте (BB+, стабильный), Чувашия – на 16-м (BB+, негативный), Нижегородская область – на 17-м месте (BB+, стабильный), Марий Эл на 19-м месте (BB, негативный), Кировская область на 20-м месте (BB–, негативный). То есть сюда включили даже те регионы, которые не вошли в рейтинг АСИ в принципе.
Николай Евдокимов считает, что цифры рейтинга вторичны: «Сквозь эту призму нужно и рейтинг АСИ рассматривать, не просто по цифрам, объему привлеченных инвестиций, а по тем условиям, которые в регионе создаются для инвесторов».
Сергей Журавский, в свою очередь, указывает на методики расчетов. «Рейтинг АСИ действительно вызывает некоторые вопросы. Главная причина – он не вполне прозрачен, что заставляет задуматься о критериях, по которым он составляется. Действительно, непонятно, как на соседних позициях в рейтинге могли оказаться Оренбургская область, например, Татарстан и Башкирия. Все три субъекта находятся по соседству, в одном округе, но их экономический потенциал и политический статус несопоставимы. Думаю, что вопросов будет меньше, если АСИ будет прозрачнее, а эксперты четко объяснят критерии, по которым составляется рейтинг», – заключает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Итоги-2020: срывая маски