Правительство Москвы готово брать внешние и внутренние займы для покрытия дефицита бюджета в 2021 году. Траты из-за пандемии коронавируса, потери от снижения турпотока, падение оборотов в торговле и сфере услуг привели к «дырам» в столичной казне, которые мэр Сергей Собянин готов латать, влезая в долги. Чиновники отчитываются, что деньги нужны на выполнение социальных обязательств. Но только не за счет их собственных зарплат, которые меньше не становятся. А это миллиарды, которые столица тратит на министерства и департаменты спорного назначения с дублирующими полномочиями. Из чего складываются доходы чиновников московской мэрии, читайте в спецпроекте «ФедералПресс».
Впечатляющие цифры
Ежегодно на содержание армии столичных госслужащих тратятся миллиарды рублей. Согласно проекту бюджета столицы на 2021 год, только функционирование высшего должностного лица, проще говоря мэра города Сергея Собянина, обойдется московской казне более чем в 200 млн рублей. Сюда входит не только зарплата столичного мэра, но и другие расходы, связанные с его деятельностью. Но это только затраты на градоначальника. Всего же содержание чиновников столичной мэрии в 2021–2023 годах обойдется городской казне в 90 млрд рублей (это на два миллиарда больше, чем прогнозировалось в бюджете на 2020–2023 годы). Напомним, проект бюджета предусматривает доходы в размере 2,64 трлн рублей, расходы – 3,15 трлн рублей, дефицит прогнозируется в 510 млрд рублей.
В структуре и в ведении правительства Москвы находятся различные государственные казенные и бюджетные учреждения. Они распределены по всевозможным департаментам и комитетам. У каждого свои строки расходов, в том числе на персонал. Например, расходы в год на выплаты персоналу казенных учреждений только в департаменте городского имущества Москвы составят 681,3 млн рублей. А общие расходы на выплату персоналу департамента – 3,8 млрд рублей.
Расходы на персонал городского департамента инвестиционной и промышленной политики превысят 200 млн рублей. Функционирование управления делами мэра и правительства обойдется в 2,7 млрд рублей, из них расходы на выплаты персоналу составят 184 миллиона.
В правительстве Москвы есть некоторые департаменты, без которых, на первый взгляд, можно обойтись. Например, в миллиарды бюджетных рублей ежегодно москвичам обходится содержание департамента национальной политики и межрегиональных связей города. А есть еще и департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы. Почему бы не объединить два департамента в один? И это не считая комитета общественных связей и молодежной политики города и комитета по туризму. Расходы на них тоже ведутся отдельно.
Существенный блок курируется замом мэра по строительству. Есть, например, департамент развития новых территорий города. А также работает департамент строительства города Москвы. Просим не путать его с комитетом по архитектуре и градостроительству, департаментом градостроительной политики, комитетом Москвы по ценовой политике в строительстве, а также с комитетом по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве. Там отдельные строки расходов. И это не считая Госстройнадзора, Мосархитектуры и так далее.
По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, если сделать один департамент строительства, его легче будет контролировать независимым экспертам и общественности. «Мы видим надводную часть айсберга, остальное распределено так, что это не разглядеть. Иногда столичные чиновники числятся в одном месте, а зарплату получают в другом. Это технично составленные схемы, которые поверхностным взглядом не оценишь. Каждая из этих структур имеет серьезный бюджет. А цель одна – ремонт и строительство. Возникает логичный вопрос: почему не сконцентрировать это в одном месте, сократив число глав департаментов и отделов, ведь за каждым стоит штатное расписание. Но этот справедливый вопрос разрушит систему и распределение расходов. Мы наблюдаем их дробление, что вызывает меньше подозрений», – уверен Лысаков.
А еще в правительстве Москвы функционирует целая Московская административная дорожная инспекция, содержание которой ежегодно столичному бюджету обходится более чем в миллиард рублей. При этом с функциями МАДИ прекрасно справилась бы ГИБДД. По словам депутата, МАДИ имеет штат в несколько тысяч человек. А ведь это администратор московского парковочного пространства, где имеет место «тотальная коммерциализация городских территорий». Лысаков не видит целесообразности в работе этой структуры.
Но какой же выход? Сокращать количество комитетов и департаментов, по крайней мере со схожими обязанностями? Депутат Мосгордумы Любовь Никитина считает, что можно идти по пути секвестрования части расходов. «Мы бы хотели пересмотреть расходы на содержание чиновников, да вот только сами служащие вряд ли это поддержат», – отмечает Никитина.
Муниципальный депутат Любовь Якубовская уверена: как в любой крупной корпорации, в правительстве Москвы, безусловно, есть потенциал для сокращения штата. «Мне как муниципальному депутату, несмотря на всю критику действий городских властей, хотелось бы наложить вето на сокращение линейных сотрудников, как в самом правительстве, так и в ГБУ. Худшее, что сейчас может произойти, – это стандартный российский способ реформирования, через сокращение количества «рабочих лошадок». Если уж «резать», то глав департаментов и их многочисленных замов вместе с их секретарями и личными водителями», – считает Якубовская.
Общественность не раз поднимала вопрос трат на зарплаты госслужащих в правительстве Москвы и смежных структурах. Прозрачности в этом деле не хватает, считают эксперты.
По словам председателя наблюдательного совета Московского центра городского развития Александра Закондырина, столичные ГКУ и ГБУ разбиты по целевым программам. «Оплату труда их сотрудников посчитать в целом можно, но в открытых источниках этого нет»,–заметил эксперт. По мнению Закондырина, это можно считать предметом для обращения в Счетную палату Москвы.
В то же время Александр Закондырин отметил, что определенное сокращение трат на содержание чиновников все же происходит. «Оптимизировали фонд, который тратился на премирование сотрудников в рамках плановой экономии. Это техническая корректировка. Не думаю, что идет речь о сокращениях штата. Скорее всего, в любой структуре есть резервы, например непрофильные специалисты, которые могут работать на аутсорсинге. Если брать процентное соотношение к бюджету, их доля небольшая. Но оптимизировать подобные расходы – правильное решение», – полагает собеседник «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева