Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Депутат Мосгордумы – о бюджете столицы на 2021 год. «Дефицит – не свидетельство кризиса»

Мэрия Москвы
Яндиев оценил проект столичного бюджета на 2021 год

Пандемия коронавируса заставила затянуть пояса, пересмотреть бюджеты и федеральные, и региональные власти. Москва не стала исключением: бюджет 2020 года корректировался в соответствии с текущими потребностями, а что будет с казной в 2021 году? По прогнозам властей, столицу ожидает дефицит. В условиях коронакризиса очевидно, что расходов на социальную сферу, прежде всего, здравоохранение, поддержку незащищенных категорий граждан может потребоваться больше обычного. Но и экономика вместе с тем не должна пострадать. Как сохранить баланс, «ФедералПресс» рассказал депутат Московской городской Думы Магомет Яндиев.

Магомет Исаевич, жителями регионов Москва воспринимается как город, который «кормит» вся страна. Но бюджет столицы вместе с тем принимается дефицитным. С чем это связано?

– Последние 10-15 лет, в каждом годовом бюджете Москвы, можно было видеть одну и ту же картину: суммы прогнозируемых доходов занижались, а суммы планируемых расходов завышались. В результате бюджет столицы принимался с дефицитом, но по факту он оказывался профицитным.

Это был такой стиль ведения бюджетно-финансовых дел, принятый в Москве. Он позволял минимизировать требования разных групп и слоев высшего общества столицы об увеличении расходов, в которых они заинтересованы. Также он позволил городу накопить весомую «подушку безопасности» – свободные остатки бюджетных средств. По нашим расчетам на начало 2020 года их было порядка 500 млрд рублей.

В текущих условиях, как понимаю, это совсем неплохо? Пандемия повлекла существенные непредвиденные расходы.

– Этот стиль, полагаем, и обеспечил относительно безболезненное, с точки зрения финансов, прохождение Москвой пандемии в 2020 году. Безболезненное – означает, что динамика ежемесячных доходов бюджета-2020 в целом повторяла аналогичную динамику прошлых лет, и никаких экстремальных сценариев не отмечено.

В 2021 году получится отыграть по той же схеме?

– Нет, в 2021 году и далее этот стиль следует кардинально поменять.

Почему?

– Причина очевидна – глобальный экономический кризис, вызванный пандемией вируса COVID-19. Следствием пандемии стало значительное снижение деловой активности в Москве, сокращение инвестиций, увеличение безработицы и даже некоторое сокращение количества трудовых мигрантов. В целом безработица в Москве выросла с примерно с 20 тысяч человек в доковидное время до 200 тысяч с лишним осенью 2020 года.

Каким должен быть бюджет в текущей ситуации? Как удержать экономику столицы на плаву?

– Ответом на кризис являются такие меры, как снижение расходов бюджета, ужесточение налоговой дисциплины, взимание новых налогов, увеличение мер поддержки бизнеса. «Снижать расходы» – очень хорошая, с точки зрения политического популизма мера. Практически она применима лишь к ограниченному кругу статей. Дело в том, что одни статьи могут быть защищены от секвестра законодательством, например, расходы на фонд оплаты труда бюджетников, другие – объективными потребностями, например, расходы на здравоохранение.

Еще одна причина – масштабность инвестиционных проектов, реализуемых государством (например, строительство очередной линии метрополитена): затраты на отмену уже реализуемого проекта или на его консервацию могут в итоге оказаться больше затрат на его окончание.

Вместе с тем отметим существенное снижение количества грантополучателей из бюджета Москвы в 2021 году. Это немного, но все же экономия.

А что касается ужесточения налоговой дисциплины?.. Бизнес считает, что она и так уже усилена.

– К настоящему времени в Москве налоговая дисциплина действительно ужесточена уже достаточно сильно. Куда еще дальше – не понятно. Дальнейшее закручивание гаек может привести к противоположным результатам. Лучше оставить все как есть.

Как и не стоит вводить новые налоги – оснований для этого или для пересмотра ставок и условий существующих налогов нет. Хотя по факту мы уже имеем новый сбор, а именно – штрафы за нарушение правил самоизоляции. По некоторым данным сумма выписанных штрафов составила почти 1 млрд рублей.

Есть еще одна мера – стимулирование бизнеса. Она хорошо иллюстрируется поговоркой «клин клином вышибают». Предполагается, что в кризис следует увеличить расходы на стимулирование деловой активности, что позволит бизнесу с минимальными потерями пройти самую острую фазу кризиса и поддержать бюджет стабильностью налоговых платежей.

К каким мерам чаще всего прибегают в других странах?

– Абсолютное большинство крупных городов мира из вышеперечисленных мер выбирают первое – снижают расходы. Причем по всем статьям. Разумеется, по статьям, например, «спорт» или «культура» снижение будет куда большим, чем по статье «здравоохранение», но снижение затронет все статьи бюджета. Таковы современные ценности – жить и тратить в пределах имеющихся ресурсов. Но этот подход не применим ни в Москве, ни в России. Правило «жить по средствам» не работает в бюджетной сфере социальных государств, к которым относится и Россия.

Кроме того, в РФ по-прежнему остается чрезмерно большой госсектор, и чрезмерно большое влияние оказывает государство на бизнес. Снижение расходов отрицательно скажется на масштабах социальной поддержки граждан, которые явно не готовы к такому повороту событий, и на объемах господдержки бизнеса, который, лишившись такого дружеского плеча, быстро начнет генерировать неплатежи и, как следствие, убытки.

Как в такой ситуации поступить Москве?

– Единственный доступный для Москвы выход из сложившейся ситуации – это наращивание расходов за счет формирования реального, а не фиктивного, как ранее, и максимально большого дефицита бюджета. В пользу такого решения говорит то, что власти обязаны обеспечить здравоохранение достаточным объемом средств для противодействия COVID-19, сохранить и гарантировать сохранность на прежнем уровне всех социальных затрат, а также необходимо перестроить социальную и бюджетную сферу в целом в соответствии с новыми реалиями. Кроме того, достаточно прагматичным выглядит намерение увеличить расходы на экономику, что с учетом того, что экономика Москвы как самая крепкая в России обеспечит быстрое восстановление столичного бизнеса после окончания пандемии. Тот факт, что бюджет Москвы на 2021 год сверстан с максимальным дефицитом в 510 млрд рублей следует однозначно приветствовать.

Но ведь его как-то придется покрывать… Как?

– Дефицит можно покрыть кредитами коммерческих банков, бюджетными кредитами, эмиссией облигаций и за счет свободного остатка средств. Эмиссия облигаций предусмотрена в 2021 году в размере 396 млрд рублей и еще почти 113 млрд планируется покрыть за счет свободного остатка бюджетных средств. С учетом трат в 2020 году, «подушка безопасности» Москвы уменьшится до порядка 150-200 млрд рублей.
В бюджете на 2021 год этого нет, но, полагаем, имеет смысл разрешить правительству Москвы привлекать в небольших объемах коммерческие кредиты с целью покрытия кассовых разрывов. Бюджетными кредитами правительство Москвы не пользуется, и они также не запланированы в источниках покрытия дефицита бюджета столицы.

Насколько будет эффективной эмиссия, если власти Москвы прибегнут к ней?

– Условия на финансовых рынках страны благоприятны для размещения облигаций. Разумеется, речь идет о размещении внутри страны, в валюте РФ, что, конечно же, не ограничивает участие в размещении бумаг иностранных инвесторов. При том что общий рынок государственных и муниципальных облигаций превышает 24 трлн рублей, физические лица демонстрируют рост сбережений, а банки и инвестиционные компании – рост ликвидности, у нас нет сомнений, что облигации города будут успешно размещены.

Какими характеристиками должны обладать облигации, чтобы они оказались ликвидными?

– Эмиссия облигаций должна быть выполнена в рублях, заем в иностранной валюте в текущих условиях, не допустим. Срок, на который могут быть выпущены облигации, может быть вплоть до 30 лет. Однако очевидно, что такой длительный промежуток излишен. По нашему самому консервативному сценарию, экономические последствия COVID-19 будут преодолены к 2023 году, и с 2024 года начнется экономический подъем. Поэтому долгосрочные бумаги не нужны. Облигации можно будет эмитировать на сроки 5-7 лет.

Облигации могут быть с фиксированным купоном – это наиболее популярная форма, и с правом досрочного выкупа. С учетом того, что у Москвы имеется еще достаточно много имущества для приватизации, часть облигаций может быть конвертируемыми, что придаст им дополнительную привлекательность.

Ожидаемая доходность и нагрузка на бюджет при нынешних параметрах рынка будут небольшими. Доходность в пределах 4,5-6,5%, а расходы на обслуживание долга в 2021 году составят не более 20 млрд рублей (в бюджете – 14 млрд рублей), что составляет около 0,5% от доходов бюджета столицы. Это совсем не много.

Больше всего распространены облигации с ежеквартальной выплатой процентов, очевидно, они и составят костяк заимствований города, но также имеет смысл предусмотреть выпуск облигаций с ежемесячной выплатой процентов, что может оказаться привлекательным для инвесторов – физических лиц.

Таким образом, полагаем, что Москве следует выпустить несколько траншей бумаг с разными характеристиками, рассчитанные на разные категории инвесторов.

Как все-таки повысить надежность эмитента, в данном случае – Москвы?

– Привлечение крупных сумм займов предполагает принятие мер по повышению надежности эмитента. Применительно к Москве, хотя она и так признается заемщиком с наивысшим по России кредитным рейтингом, также следует говорить о дополнительных мероприятиях, учитывая текущий кризис. На наш взгляд, следует реализовать минимум три таких мероприятия.

Во-первых, необходимо установить контроль за контроль заемной политики компаний с госучастием, чтобы не допустить массового выхода на рынок компаний, аффилированных с правительством Москвы, и не создать таким образом ненужного ажиотажа на финансовых рынках.

Во-вторых, следует организовать огромную разъяснительную работу с населением, в частности провести в каждом из 125 районов Москвы общественные слушания по проекту бюджета на 2021 год, в первую очередь – успокоить людей, что дефицит бюджета – это не свидетельство кризиса и ухудшения условий жизни, а наоборот – инструмент обеспечения социальных обязательств и «перезапуска» экономики. Недооценка мнения общественности опасна.

В-третьих, следует начать работу по кардинальному пересмотру государственных программ, которые будучи принятыми еще в 2011 году, к настоящему времени морально устарели и нуждаются в кардинальном обновлении. Следует отметить, что по этому пункту мы уже получили понимание исполнительной власти Москвы.

Как долго коронакризис будет продолжаться, на ваш взгляд?

- Почему-то мы не сомневаемся, что 2024 год будут как минимум первым годом видимого невооруженным взглядом бурного экономического роста в стране. После этого возможен, при необходимости, возврат к прежней модели ведения бюджетных дел Москвы.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.