Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Тюменская область
0

Как переживают пандемию тюменские «Золотые луга». «Либо расти, либо уходить с рынка»

Золотые луга
Средним компаниям выживать сложнее: приходится конкурировать с крупными игроками, но рычагов давления не хватает

Тюменский переработчик молока – компания «Золотые луга» – является одним из крупнейших предприятий в своей нише на Урале и в Западной Сибири. Но даже на него обрушившаяся пандемия коронавируса не могла не оказать влияние – объем госзакупок ощутимо просел. Как на предприятии поддерживают спрос и в чем стратегический минус управления – в материале «ФедералПресс».

Непростая конкуренция

Один из крупнейших представителей пищевой перерабатывающей промышленности Тюменской области – компания «Золотые луга». Даже больше – один из лидеров производства молочной продукции на территории Урала и Западной Сибири. АО было основано в конце 90-х годов. Сейчас в состав компании входят два завода: в Ишиме и селе Ситниково Омутинского района. В последнем находится основное производство цельномолочной продукции и творога.

На протяжении нескольких лет предприятие продолжает планомерно усиливать производство. Объем перерабатываемого молока приблизился к 85 тысячам тонн ежегодно. Росли и экономические показатели компании. Судя по данным, которые содержатся в каталоге компаний list-org.com, по итогам 2019 года доходы превысили 3,2 млрд рублей при расходах в 3,1 миллиард. Чистая прибыль составила 85,19 млн рублей. По сравнению с 2010 годом она выросла в 2,5 раза.

Но, судя по отчетности, последние 3–4 года были непростыми для компании. После прибыли в 66 млн рублей в 2016 году финансовый показатель ушел в минус по итогам 2017 года, причем в существенный – более 70 млн рублей. С чем связан такой убыток?

Как предположил экономист, доцент кафедры экономики и финансов ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков, скорее всего, предприятие не выдержало появления сильного конкурента. И действительно, в 2017 году в Тюменской области появился крупный игрок – группа компаний «Дамате» при финансировании со стороны «Россельхозбанка» и инвестиций компании Danone запустила в работу крупный молочно-товарный комплекс. Уже в мае того же года начались поставки молока с тюменского комплекса «Дамате» на перерабатывающий завод Danone.

Крупный конкурент Золотых лугов тоже работает в Тюменской области

Иван Вилков напоминает, что Danone и PepsiCo, которая несколько лет назад купила ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (лидера рынка молочных продуктов и детского питания в стране), являются крупнейшими производителями молочки в стране.

«На сегодня сфера пищевого производства все-таки – это бизнес крупных компаний. Чем ты крупнее, тем у тебя больше возможностей по продвижению и по давлению на торговые сети. Одно дело – «Золотые луга». Это региональная компания, которая дает загрузку сетям по УрФО. А Danone работает по всей России, и он попадает в ассортимент по всей стране. И понятно, что у них рычагов давления кратно больше – это и лучшие полки в магазинах, и лучшие условия для сотрудничества», – говорит эксперт.

В торговые сети попасть трудно

«Кризис – как гонки на велосипедах»

Впрочем, «Золотые луга» довольно быстро пришли в себя после усиления конкуренции. В 2018 году (напомним, после огромного убытка в 70 млн рублей) компания вышла на чистую прибыль в миллион, а по итогам прошлого года показатель превысил 85 млн рублей.

Компания продолжает оставаться важным предприятием Тюменской области. Она включена в список системообразующих предприятий региона. Объем налоговых отчислений АО «Золотые луга», по данным ФНС, в 2019 году превысил 40 млн рублей.

В рамках региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011−2020 годы предприятие получило государственную поддержку в размере 5,46 млн рублей за 2019 год. Средства направили на модернизацию оборудования (по правилам возмещается 30 % стоимости) и усиление мер профилактики на предприятии.

«Возмещение части стоимости приобретаемого оборудования – это, безусловно, существенная поддержка для предприятия в условиях тяжелой экономической ситуации. Подобные инвестиции необходимы для обеспечения беспрерывного производства и запуска новых продуктов», – отмечала важность такой помощи генеральный директор АО Евгения Чемеренко.

В кризис правильно вкладываться в модернизацию

Экономист Иван Вилков напоминает, что именно в кризис важно вкладываться в модернизацию: «Вот представьте велосипедные гонки. Когда велосипедисты едут по равнине, отрывы между ними относительно небольшие, но как только они начинают выбираться на более сложные участки, как раз тут и проявляется класс. Чтобы подняться в гору, объективно нужно приложить совсем другие усилия. Поэтому кризис – это ситуация, когда лидеры еще сильнее отрываются от середнячков и аутсайдеров. Насколько ты будешь успешен в кризис, настолько, скорее всего, ты будешь успешен и после выхода из кризиса. Поэтому нужно силы прикладывать сейчас, чтобы оставаться на лидирующих позициях или завоевать их».

«Середнячкам сложнее»

Что предприняли в компании, чтобы пережить коронакризис? Одну из ставок, очевидно, сделали на доставку. Еще в 2017 году «Золотые луга» предложили своим потребителям привозить продукцию на дом. Такой сервис появился в нескольких городах УрФО и даже в Новосибирске. В пандемию сервис доработали.

Буквально за пару недель после объявления локдауна объем заказов вырос в несколько раз. Позже было принято решение об увеличении штата курьеров, работать стали семь дней в неделю, была введена бесконтактная доставка.

По мнению Ивана Вилкова, важно было оперативно перестроить бизнес-процессы. Тем более что тренд на покупки в онлайне становится все актуальнее.

«На долгосрочную перспективу, я считаю, имеет смысл вкладываться в интернет-продвижение. Адаптировать покупки для мобильных устройств. Ну и сейчас мощный тренд на здоровое питание. Все больше людей заморачиваются по поводу состава, и этим нужно пользоваться. Это может стать «крючком»,– говорит эксперт.

Кроме продажи товаров в розницу, до пандемии компания «Золотые луга» неплохо зарабатывала на исполнении госконтрактов. Мы изучили данные о госзакупках за 2019 год. Самым насыщенным оказался апрель. Тогда было заключено несколько десятков контрактов с социальными учреждениями Тюменской области и Югры (преимущественно медорганизации и детские сады) по поставке молока и молочной продукции в 2019 и 2020 годах на общую сумму более 217 млн рублей.

Объем заказов упал

В пандемию все изменилось. В апреле текущего года суммарно были заключены контракты на 8,22 млн рублей. С мая по сентябрь ежемесячно в среднем контракты на госзакупках выходили на 2–3 млн рублей. Октябрь показал рост – 11,7 миллиона. А за первые две недели ноября контракты заключили почти на 22 млн рублей.

Как это скажется на общем финансовом состоянии компании по итогам 2020 года, еще только предстоит оценить. Но в любом случае, считает Иван Вилков, стоит подумать о стратегии.

«Сейчас средним предприятиям крайне сложно выживать. В кризис легче крупным и небольшим. Крупным – понятно почему, а маленькие более мобильны, можно занять ниши, которые не интересны тем же крупным игрокам (к примеру, здоровое питание). Средние же компании по процессам организации производства ближе к крупным организациям, но масштабов конкурировать с ними на равных не хватает. В текущей ситуации либо расти, либо уходить с рынка. Как вариант – искать стратегического инвестора или вступать с кем-то в кооперацию»,– полагает собеседник.

Фото: Правительство Тюменской области, ФедералПресс / Елена Сычева

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 17:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1