Министерство цифрового развития подготовило законопроект, который обяжет операторов связи устанавливать технические средства для противодействия телефонному мошенничеству. Попытки повлиять на ситуацию предпринимались множество раз, но оказать серьезное влияние на преступников, работающих дистанционно, до сих пор не удается. Получится ли у Минцифры и операторов связи создать действующий механизм защиты абонентов? Подробности – на «ФедералПресс».
Сообщай о своих подозрениях
Новый законопроект Минцифры предполагает, что абонент сможет обратиться к оператору с жалобой на конкретный номер. После этого компания сотовой связи должна будет передать информацию в специальную систему проверки, порядок работы которой определит правительство. В случае подтверждения факта спама или мошенничества номер будет блокироваться. При этом никто не дает гарантии, что под раздачу не попадет телефон простого человека. Однако в Минцифре подчеркивают: при необходимости доказать, что номер телефона попал в базу по ошибке, будет несложно – достаточно обратиться к оператору связи.
Как отмечает член комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, серьезных трудностей с созданием рабочего механизма возникнуть не должно, ведь уже существует «множество приложений защиты от спама». По его мнению, вероятность ошибок в такой схеме достаточно низка, так как система фильтрации будет работать на основе определенного количества отзывов пользователей. «К примеру, если вам поступает звонок не из списка контактов, вы можете оценить его как спам буквально одним движением пальца. Если этот номер набрал в системе определенное количество таких отметок, он начинает блокироваться для всех пользователей, – поясняет Горелкин. – Вероятность ошибки в такой схеме крайне низка, но и эффективность никогда не будет стопроцентной. Какое-то количество спамеров все равно пробьются к пользователю. Улучшить алгоритм могут операторы, анализирующие связь буквально изнутри».
Но не все так просто. Как отмечает координатор Центра безопасного интернета, ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев, создать платформу – самый простой этап внедрения технологии. Чтобы он работал, необходимо как-то проверять полученный массив данных. «Во-первых, далеко не все, кто получил мошеннический звонок, будут сообщать об этом факте. Во-вторых, что более важно, провести проверку будет очень сложно. Мало ли по какой причине вы звоните по целой куче номеров? Да и кто будет этой проверкой заниматься? Если правоохранительные органы, то им на плечи упадет бревно невероятных размеров, так как работать с таким объемом данных в нынешних реалиях невозможно. Сейчас их штат лишь сокращается, поэтому при таком раскладе на качественный мониторинг можно не надеяться», – подчеркивает специалист.
У операторов связи уже действуют механизмы определения подозрительных номеров. Более того, они уже какое-то время разрабатывали единый механизм борьбы с мошенниками. В начале года стало известно, что операторы «большой четверки» и ряд крупных российских банков начали тестирование системы, которая позволяет распознать мошеннический звонок с подменой номера. Технология дает возможность банкам в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам.
Но на данный момент эти инициативы помогают недостаточно. Первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев на V Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг отметил, что количество мошеннических звонков в России в период пандемии коронавируса увеличилось вдвое. Также он добавил, что злоумышленники почти в 70 % случаев используют методы социальной инженерии. В среднем преступники получают от своих жертв около 10 тысяч рублей.
Дело в том, что многие организованные преступные группировки следят за трендами и изучают Уголовный кодекс, считает первый заместитель по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. «В свое время ОПГ массово занимались распространением наркотиков, но сегодня ситуация изменилась. Организовать телефонные мошенничества намного легче и безопаснее, чем и пользуются преступники. Меньше штрафы, меньше наказание в Уголовном кодексе. В целом преступным сообществам удается оперативно впитывать новые технологии и работать с ними. И задача государства сейчас – противодействовать этому», – отмечает эксперт.
Миллионы жертв
Масштабы телефонного мошенничества сложно недооценить. По данным «Лаборатории Касперского», в первой половине 2020 года со злоумышленниками, действующими от имени банков, хотя бы раз сталкивались 58 % россиян. При этом в 42 % случаев мошенники полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Чаще всего звонившие настаивали на подтверждении данных, сообщали о блокировке карт и предлагали кредит.
Центральный банк за это же временя зафиксировал более 360 тысяч несанкционированных операций на общую сумму около 4 млрд рублей. Банки смогли вернуть клиентам лишь 485 млн рублей.
Но почему до сих пор не удалось создать действующую систему контроля за мошенническими звонками? Одна из причин – несовершенство законодательства в сфере международного сотрудничества. Часто мошенники для связи с жертвами используют виртуальных операторов, которые позволяют звонить словно из другой страны. Запрос российских правоохранительных органов в государство, откуда «сделан звонок», может просто потеряться, так как там у юрлиц просто нет обязанности отвечать на подобные запросы. Например, звонки часто совершаются с территории недружественной ныне Украины. Подобные дела российская полиция расследовать не любит: найти виновника будет практически невозможно, а значит вероятность порчи статистики раскрываемости достаточно высока.
Зато у сотрудников МВД есть эффективный, на первый взгляд, метод борьбы с тюремным «Call-центрами». Пресечь незаконную деятельность в местах не столь отдаленных можно, установив «глушилки». Но тогда пострадают и сами сотрудники ФСИН – их-то звонки тоже будут заблокированы. Поэтому сейчас властями совместно с сотовыми операторами прорабатываются иные способы контроля за «звонками на волю». Возможно, чтобы вся система работала, достаточно создать базу «белых» номеров, звонки на которые с определенной территории разрешены. Остальные номера будут автоматически блокироваться на уровне оператора.
Есть и еще одна проблема: свободный доступ к сим-картам. Как отмечает депутат Антон Горелкин, борьба с их нелегальной продажей уже ведется достаточно успешно. Купить симку без документов стало труднее и накладнее. «Рассматривается возможность верификации сим-карт через единую систему подтверждения личности, например ЕСИА. Операторы будут отключать симки, не подтвержденные в этой системе. Это позволит заметно ограничить возможности телефонных мошенников и спамеров», – констатирует эксперт.
Фото: pxhere.com