Проводимая на протяжении последних нескольких лет мусорная реформа топчется на месте: как были свалки, помойки и полигоны, так они и остались, как не перерабатывались толком коммунальные отходы, так и не перерабатываются. Эффективность же Российского экологического оператора, призванного задавать тон реформе, вообще под вопросом, недаром в нем в очередной раз поменялся генеральный директор. Что происходит в этой компании и кто ее новый глава, разбирался «ФедералПресс».
По второму кругу
В понедельник, 23 ноября, к обязанностям генерального директора Российского экологического оператора (РЭО) официально приступил Денис Буцаев, ранее уже его возглавлявший – с февраля по ноябрь 2019 года. Его повторный приход на этот пост удивил многих, поскольку Денис Буцаев исполнял обязанности губернатора Белгородской области вместо ушедшего в отставку Евгения Савченко и по логике вещей вполне мог претендовать на его место.
Тем не менее 20 ноября председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение о его назначении, и в тот же день с ним встретилась вице-премьер Виктория Абрамченко.
В ходе их общения она отметила, что РЭО нужен руководитель, погруженный в экологическую повестку, знакомый с нормативным регулированием и имеющий успешный опыт привлечения инвестиций.
«Для отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами вы человек не новый. Прекрасно знаете задачи, которые стоят перед отраслью, поработали в регионе, посмотрели ситуацию на местах», – сказала Виктория Абрамченко.
Казалось бы, подход правильный, однако, если мы разберемся с личностью Дениса Буцаева и деятельностью РЭО, то неизбежно возникнут сомнения в эффективности их обоих.
Маховик реформы
РЭО был создан в январе 2019 года и в соответствии с действующим законодательством призван разрабатывать и корректировать федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), проводить экспертизу и готовить рекомендации для региональных программ и обеспечивать выполнение производителями и импортерами товаров нормативов утилизации отходов.
Говоря простым языком, РЭО должен был выступать координатором всей деятельности, связанной с ТКО, путем выполнения кучи функций. Среди них – предотвращение вредного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье человека, формирование системы переработки, способствование инвестициям в строительство мусоросжигательных заводов, информационная, образовательная и просветительская работа, подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
На практике в каждом регионе должны были появиться территориальные схемы сбора и утилизации мусора, выбраны операторы, отвечающие за всю цепочку обращения с отходами от контейнера до полигона (от его вывоза отстранялись управляющие компании, обслуживающие дома). С их помощью и должны быть решены задачи мусорной реформы: снизить число полигонов для складирования ТКО и увеличить объемы их переработки. РЭО в ней отведена роль маховика, задающего темп.
Вопросы биографии
Тогдашнее назначение Дениса Буцаева на должность генерального директора РЭО выглядело явно неоднозначным: с одной стороны, он несколько лет был вице-премьером правительства Московской области и одновременно возглавлял региональное министерство инвестиций и предпринимательства, с другой – не имел никакого отношения к экологии: до государственной службы он вообще трудился на юридических должностях в IBM и Hewlett-Packard, был директором инвестиционной группы «Панорама» и компании «ПЭТ-Технолоджи» (49,9 % ее уставного капитала принадлежало «Роснано»).
Были еще моменты, на которые мало кто обратил внимание. Дело в том, что в 2007 году немецкая прокуратура обнаружила подозрительные сделки, проводившиеся Hewlett-Packard. За два года расследования выяснилось, что ее руководители потратили около 8 млн евро для получения контракта стоимостью 35 млн евро на поставку компьютеров и программного обеспечения для Генеральной прокуратуры России.
Были проведены обыски в офисах Hewlett-Packard сразу в двух городах Германии, в качестве подозреваемых по делу проходили девять человек, в том числе Хилмар Лоренц, возглавлявший российский офис Hewlett-Packard. Дело до суда не дошло, Hewlett-Packard добровольно признала свою вину, уплатила крупный штраф и отправила в отставку виновных.
Сам Денис Буцаев официально в число фигурантов скандала не входил, но совершенно очевидно, что вряд ли он не мог не знать о совершавшихся махинациях.
Аналогичным образом он мог быть в курсе афер в «ПЭТ-Технолоджи», занимавшейся созданием центров позитронно-эмиссионной томографии, используемой для лечения больных раком. Один из них «ПЭТ-Технолоджи» должна была сдать в эксплуатацию в Уфе в 2013 году, в итоге открыла его в 2014-м. Как так «успешно» велось его строительство – до конца неясно. Зато очевидно, что не без прямого ведома главы «ПЭТ-Технолоджи».
«Эффективный» менеджер
Работа Дениса Буцаева привлекла к себе интерес общественности в июле прошлого года, когда он поручил разместить офис РЭО в башне «Федерация-Восток», являющейся самым высоким зданием в «Москва-Сити». РЭО заняло в ней свыше 2,2 тыс. квадратных метров по цене 44 тыс. рублей в год за один «квадрат», причем ставка аренды должна ежегодно увеличиваться на 5,8 %.
В том же месяце появилась информация о благосостоянии Дениса Буцаева на посту главы РЭО: при зарплате в 586 тыс. рублей в месяц его доход с учетом нескольких надбавок (за особые условия, секретность и срочность) был оценен почти в 2,7 млн рублей, разовая выплата к отпуску – в 2,9 млн рублей.
Сам же он в ноябре 2019 года в интервью РБК назвал совершенно иную цифру: «У меня зарплата около 950 тыс. (рублей), по-моему, включая бонусы. Официальный оклад в настоящий момент 510 тыс. (рублей), дальше надбавки».
950 тысяч или 2,7 млн рублей – в любом случае зарплата у Дениса Буцаева была огромна по сравнению с заработками подавляющего большинства россиян. Эффективность его работы должна была соответствовать заработку, вот только оценить ее не получается.
Между тем еще в октябре 2019 года стало известно, что 21 региональных операторов находятся на грани банкротства или около 10 % от их общего количества (после же ухода Дениса Буцаева с поста главы РЭО при его приемнике Илье Гудкове их число снизилось до 11). Практически все они столкнулись с низкой собираемостью платежей за вывоз мусора и пересмотром тарифов и схем обращения отходов после подписания соглашений с властями. РЭО же ничего не сделал, чтобы им помочь.
В сентябре нынешнего года Счетная палата открыто назвала ситуацию с размещением ТКО критической, спрогнозировав исчерпание мощностей полигонов для их хранения в 17 субъектах РФ до 2022 года. Были выявлены и недостатки в работе РЭО: не утверждены стратегия ее развития до 2024 года и инвестиционная политика, не определен порядок финансирования проектов и др.
Главный же результат существования РЭО за неполные пару лет заключается в том, что мало кто из простых россиян понимает, для чего он вообще предназначен. Пока видно, что для рассадки на теплые места нужных людей: в руководящий состав РЭО входит аж 11 человек.
Невнятная структура
Отраслевые эксперты расходятся во взглядах относительно необходимости РЭО: одни считают, что польза от нее есть, другие – нет.
«Определенные результаты мусорной реформы уже есть. Так, к 2020 году 81 субъект Российской Федерации перешел на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в стране были созданы и начали работу свыше 200 региональных операторов, которые отвечают за прием мусора, его обработку и утилизацию. РЭО, который является координатором реформы, следит за ее исполнением, оказывает необходимую помощь участникам данной сферы. Регионы уже присылают в РЭО проекты на софинансирование строительства объектов, также компания планирует выпуск «зеленых облигаций», создание фондов и оказание через них мер поддержки в проведении реформы», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».
Председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов, наоборот, указывает на непонятный статус РЭО и отсутствие у него четкой компетенции.
«Изначально создание такой федеральной прогосударственной организации – РЭО с невнятной формой, при отсутствии полномочий и рычагов влияния на отраслевой рынок отходов было недоработкой федерального законодателя и правительства России. Региональные операторы ощутили помощь со стороны РЭО пока только в предоставлении в 2020 году государственных субсидий. Представление в РЭО регулярных отчетов и справок, к сожалению, не привело к запуску полной и достоверной федеральной схемы управления ТКО. Но и времени на это явно не хватило», – констатировал он.
Нерешенные проблемы
Сейчас же РЭО сталкивается с кучей проблем, не будучи в силах их решить. «Несогласованность территориальных схем сбора и вывоза мусора. Значительный объем серого рынка сбора и сваливания мусора. Отсутствие в стране практики раздельного сбора мусора и недостаточная проработанность системы обеспечения безопасной работы мусоросжигательных заводов», – перечисляет Максим Худалов, старший директор АКРА.
«Судя по тому, что реформа управления ТКО буксует и слишком медленно двигается, одна из основных проблем – это дефицит опытных специалистов в данной отрасли, разбирающихся в ее сложностях. В регионах грамотных специалистов и организаторов системы тоже очень мало», – солидарен с ним Александр Веселов.
Вот тут, видимо, и заключается причина возращения Дениса Буцаева в РЭО – похоже, никто, кроме него, не понимает, как двигать вперед мусорную реформу.
«Во-первых, действительно могли не найти других кандидатов на эту должность, или кандидаты были, но их опыт не подошел. Во-вторых, возможно, что с момента создания РЭО какие-то организационные задачи еще не выполнены и нужно их решить, для чего назначен прежний руководитель, имеющий необходимый опыт. В-третьих, не исключено, что возобладала точка зрения на мусорную реформу, которую раньше считали неправильной. Поэтому пригласили управленца, который сможет провести ее, достигнуть целей, которые изначально были поставлены перед компанией», – допускает Дмитрий Баранов.
Только вот нет никакой гарантии, что Денис Буцаев сумеет все быстро и эффективно наладить – ему ничто не мешало это сделать во время первого директорства. Да и потом, содержание РЭО обходится в немалые суммы без всякой видимой отдачи для страны: как были в России помойки, так никуда они не делись.
Неужели у нас нет более важных задач, на которые разумнее потратить государственные средства? Конечно же, есть – например, борьба с пандемией коронавируса. Она еще не закончилась.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский