Большая часть тюменских школьников, уйдя на осенние каникулы, пока так и не вернулась в школу. Двухнедельный отдых сменился дистантом. Недавно его продлили. Такое решение разделило родителей на два лагеря: одни его одобрили – слишком сложная эпидситуация в регионе, другие пытаются добиться возвращения детей за парты. Ситуацию оценил «ФедералПресс».
Школы на дистанте
Тюменские школьники 6-11 классов третью неделю учатся в дистанционном режиме. В конце октября дети ушли на удлиненные каникулы, а после учились уже из дома. По словам директора департамента образования и науки Алексея Райдера, это дало свой положительный результат. И чтобы поддержать тенденцию, дистант для многих детей был продлен.
По факту, школьники в Тюменской области сейчас учатся так: в сельских школах с 23 ноября повсеместно отменен дистанционный формат, в городах, а также в столичном районе ученики 6-11 классов остались на дистанционке. Они получают домашние задания через электронные дневники и проходят новые темы с использованием образовательных платформ, пояснял ранее организацию такого формата обучения Алексей Райдер.
К слову, в соседних регионах «тюменской матрешки» все по-разному. В Югре, к примеру, оставлены на дистанционке до конца года 6-11 классы тех школ, где учеников в 1,5 раз больше, чем предусмотрено проектом, и где имеется от трех случаев коронавируса среди персонала. Ямал с начала декабря повсеместно возвращается к очному обучению.
В других регионах УрФО ситуация такова. В Челябинской области грозят дистанционкой в случае ухудшения эпидситуации. В Курганской пока все школьники учатся из дома, с 30 ноября в школы вернутся начальные классы. В Свердловской области очно учатся школьники 1-5 классов, а также одиннадцатиклассники, потому что им нужно готовиться к ЕГЭ. С понедельника вернутся в школы ученики 9 классов.
«Верните хотя бы выпускников»
В социальных сетях среди тюменцев время от времени вспыхивают споры на тему дистанционного обучения. К примеру, у некоторых вызывает непонимание, как организовать процесс обучения, если дома сразу два школьника (или больше), онлайн-уроки совпадают по времени, а компьютер всего один или его вовсе нет. Еще одно опасение родителей касается подготовки к экзаменам выпускников.
Не затихают и школьные чаты. Родители жалуются, что обучение напоминает им больше самообразование, настоящих уроков, пусть и онлайн, проводится очень мало и не по всем предметам. Родители старшеклассников просят администрации школ выйти на департамент, чтобы вернули хотя бы выпускников за парты.
Многодетная мать, член всероссийского женского союза «Надежда России» Людмила Функ рассказывает о своем опыте: «У меня сын в седьмом классе, новые темы понять не может через Zoom. Соответственно, и домашнее задание сделать не может. Прямого контакта с учителем нет. К тому же такая форма обучения расслабляет детей, они становятся ленивыми по отношению к учебе».
Она удивляется: в чем смысл дистанционки, если дома дети все равно в контакте? «Считаю странным закрыть 6-11 классы, а с первого по пятый при этом оставить учиться. У меня один ребенок во 2-м классе – ходит в школу, а семиклассник дома сидит», - добавляет тюменка.
По словам Людмилы, тюменцы, которые недовольны переводом классов на дистанционное образование, пытаются повлиять на ситуацию: пишут обращения в правительство Тюменской области – на имя губернатора Александра Моора и директора департамента образования и науки Алексей Райдера.
Сколько таких обращений в настоящее время поступило адресатам, в оперативном штабе нам уточнить пока не смогли. Как и то, от чего зависит решение о дистанте, и стоит ли ждать, что какие-то классы (к примеру, выпускные) выпустят на очное обучение.
Впрочем, много среди родителей и тех, кто удаленный формат образования считает хорошим выходом в ситуации, когда заболеваемость коронавирусом продолжает рост – безопасность прежде всего. «Да, это непросто. С работы прихожу и нужно еще проверить уроки, разобрать то, что дочь не поняла. И организовать ее иногда непросто, контролирую по телефону. Но это лучше, чем если она в школе заразу подхватит. Я даже думаю, что если выпустят на очное образование, буду писать заявление на дистанционную форму. Хотя бы декабрь - январь так, а там по ситуации», - рассказала нам мама семиклассницы Юлия Маслякова.
«Надо смотреть трезво»
Директор школы № 65 Тюмени Оксана Фокина рассказала, что в их школе смешивается две формы обучения – электронная и дистанционная: «Да, уроки онлайн ведутся не в стопроцентном объеме, потому что есть материал, который дети могут изучить сами с помощью видеоуроков по разработанным учителями маршрутным листам. Но таких у нас немного, в основном все-таки онлайн».
Непросто приходится классным руководителям. На это в интервью обратил внимание член Тюменского родительского комитета Андрей Генерозов (отец восьми детей, из которых четверо – школьники): «Они выступают координаторами всех недоразумений между учениками и учителями-предметниками. Ставятся несправедливые оценки, и их невозможно не только оспорить, но даже выяснить, за что они были поставлены и не по ошибке ли. И учителя вынужденно перешли к субъективной подозрительности и формализации требований одновременно. Ну как можно отследить добросовестность пересказа текста или стихотворения по присланному видео?».
Заслуженный учитель РФ, член корреспондент РАО Евгений Ямбург призывает недооценивать сложную эпидемиологическую обстановку и смотреть на ситуацию трезво – безопасность, здоровье детей, педагогов превыше всего.
«Конечно, в такой форме обучения есть серьезная негативная сторона, поскольку никто не заменит живого учителя. Но с другой стороны, что делать, раз обстановка такая? А то что в чатах родители бушуют… Поверьте, это никому не нравится. И учителям тоже. Они на пределе сил. Готовить уроки иногда приходится ночами. Но пока другого выхода нет. Выйдем из карантина – будем ликвидировать лакуны, которые образовались», - говорит педагог.
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова, Полина Зиновьева