Почти месяц назад в Министерстве природных ресурсов РФ сменился руководитель. Им стал один из самых влиятельных дальневосточных чиновников – Александр Козлов. Назначение сложное: экологических проблем в стране накопилось очень много. Мусорная реформа, горящие леса, целая череда техногенных катастроф… Понятное дело, что за один присест все их решить не получится. На какие проблемы Козлову стоит обратить внимание в первую очередь? Об этом – в материале «ФедералПресс».
Борьба со свалками (и не только)
Одна из наиболее серьезных проблем, с которой предстоит столкнуться Александру Козлову на новом посту, – провал мусорной реформы. Это произошло в большинстве регионов страны, хотя необходимость в реформе просто огромная. Как отмечает председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов, основная вина за произошедшее лежит на субъектах. Однако избежать подобного провала все-таки было можно.
«Чаще всего мусорная реформа проваливалась из-за неэффективных действий региональных операторов. Однако замечу, что у Минприроды имелись рычаги, чтобы влиять на ситуацию. Но ими почему-то не пользовались. Министерство решило абстрагироваться от проблемы. Безусловно, Александру Козлову нужно изменить эту ситуацию», – рассказал депутат корреспонденту «ФедералПресс».
Владимир Бурматов добавил, что уже обсуждал с новым министром первоочередную экологическую повестку. Александр Козлов тоже полагает, что мусорный вопрос является одним из приоритетных для министерства.
В то же время эксперты отмечают: начать активную реализацию реформы нужно было раньше. Дело в том, что в мире назревает серьезный мусорный кризис, и попадет под него в том числе Россия.
«Китай в течение двух лет планомерно вводил запрет на импорт мусора. Это был прибыльный бизнес для России, Европы, США. Сейчас в КНР нельзя ввозить вообще никакие отходы. Для нашей страны это серьезный вызов. Инфраструктуры для нормальной переработки мусора у нас почти нет, полигонов мало, а теперь еще и закрылся крупный рынок вывоза отходов», – рассказал председатель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын.
Для Дальнего Востока и Сибири это действительно серьезная проблема. Близость к Китаю многие годы позволяла регионам избегать переполнения свалок. Теперь этой лазейки нет, а инфраструктуры за прошедшие годы больше не стало.
«Новому главе Минприроды нужно в срочном порядке активизировать реализацию мусорной реформы. Остановить сжигание мусора, внедрять переработку и сортировку отходов. Без этого у нас в стране начнутся серьезные экологические проблемы», – отмечает Лисицын.
Речь в первую очередь идет про строительство новой инфраструктуры и организацию работы коммунальщиков. Как отмечает специалист, на эти цели не требуется больших затрат – нужно лишь, чтобы чиновники нормально работали. Например, пионером в переработке отходов является Костромская область – один из самых бедных регионов страны. Там власти построили современный завод, наладили работу по раздельному сбору мусора… В общем, главное – захотеть. И Минприроды здесь должно подстегнуть регионы.
«Чистый воздух» и экологическая экспертиза
Есть еще ряд проблем, которые предстоит решить Александру Козлову, чуть менее глобальных, но очень важных. Первая – это срыв федерального проекта «Чистый воздух». Предполагалось, что благодаря этой программе в 12 крупных промышленных городах улучшится состояние атмосферы. География населенных пунктов довольно широкая – от Челябинска и Медногорска до Омска и Читы. Одной из главных причин такого провала стала неудовлетворительная работа чиновников Минприроды.
«По большому счету, виновниками произошедшего стали несколько рядовых госслужащих. То они не подготовят нужные документы, то еще что-то. В итоге до регионов деньги просто не дошли. В этом году, например, выделенные средства попросту забрали назад. Города пытаются справляться своими силами, но без федеральной помощи это непросто», – рассказал Владимир Бурматов.
Повторения подобных эксцессов нужно избежать хотя бы в следующем году. И это довольно серьезный вызов для министра природных ресурсов.
Вторая проблема – это внедрение нормальной экологической экспертизы. Формально она существует уже давно, но в совершенно нерабочем виде.
«У нас этой деятельностью занимается Госэкспертиза. По сути ее требования похожи на требования строительной экспертизы. То есть масса параметров, которые влияют на окружающую среду, на готовность к определенным климатическим и природным условиям, не учитывается. В этом плане Россия отстает даже от стран Африки», – рассказывает Дмитрий Лисицын.
Показательным примером является недавний циклон во Владивостоке, из-за которого обледенели вантовые мосты. Объекты оказались не готовы к подобному разгулу стихии, а специалисты просто не знали, что им делать в такой ситуации. Ни одного сценария прописано не было. Властям пришлось звать на помощь промышленных альпинистов, оббивать ванты ковшом экскаватора и так далее. Причина проста: при проектировании и приемке мостов о подобном развитии событий никто не думал.
«Очевидно, что при нормальной экологической экспертизе такие моменты смогли бы предусмотреть. Стоит отметить, что это самый безобидный пример. Куда хуже дела обстоят при создании опасных производств. Там ведь тоже не учитывается много важных моментов. По-хорошему, Минприроды нужно оперативно решать этот вопрос», – пояснил эколог.
Сюда же можно отнести несовершенство имеющейся законодательной базы, из-за которой в последний год так часто стали случаться техногенные катастрофы. Утечки, аварии и прочие ЧП становятся обыденностью, а это, признаться, пугает. Например, в этом году Госдума приняла закон о предотвращении нефтеразливов. Эксперты называют его проработанным и нужным. Есть, правда, одно «но»: никаких подзаконных актов к нему нет до сих пор. Соответственно, как его применять на практике, пока не понятно. Здесь начинается сфера ответственности Минприроды.
Глобальная стратегия
Но, пожалуй, самая глобальная задача, которую предстоит решить Александру Козлову на новом посту, – работа с нацпроектом «Экология». Речь идет об обновлении экологической стратегии до 2030 года, о долгосрочном планировании.
«Главе Минприроды нужно синхронизировать целевые показатели нацпроекта «Экология» и новых национальных целей, обозначенных президентом. Это ключевые задачи стратегического уровня. Такая работа создаст ориентир для природоохранной политики во всей стране», – полагает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
С ним согласен лидер общественного экологического движения «Альянс Зеленых» Александр Закондырин. Он отметил, что решение отдельных проблем – мусорной реформы, борьбы с экологическими ЧП и так далее – невозможно в отрыве от глобальной программы.
«На мой взгляд, корректировка практических целей нацпроекта до 2030 года станет первым вызовом для Козлова. Прежде всего ему предстоит выделить основные направления развития проекта, определить финансирование. Задачи очень глобальные. Взять ту же мусорную реформу: строительство перерабатывающих мощностей займет несколько лет. Здесь нужно все хорошо продумать», – полагает эксперт.
По мнению Закондырина, потенциал у нового главы Минприроды есть. Он уже работал над реализацией нацпроектов, возглавяя Минвостокразвития. Козлов имеет опыт взаимодействия со многими госструктурами. Поэтому эксперты ждут от него действительно серьезных свершений.
Фото: mnr.gov.ru, primorsky.ru
Итоги-2020: срывая маски