Top.Mail.Ru
Экология
СЗФО
0

Спорткомплекс вместо парка и мусорные горы: горячие точки на экологической карте Северо-Запада

Полигон ТБО
Жители выступают против несанкционированных свалок и вырубок деревьев

Вопросы сохранения экологического баланса для Северо-Западного федерального округа никогда не теряли своей актуальности. После вмешательства президента РФ Владимира Путина в историю со строительством экотехнопарка Шиес в Архангельской области жители поняли, что к их мнению прислушиваются. Свои интересы они готовы отстаивать всеми возможными способами: от обращений в суд до пикетов. Северо-Западная редакция «ФедералПресс» изучила, в каких точках на карте СЗФО сохраняется сложная ситуация и остаются серьезные противоречия в сфере экологической безопасности.

Спорткомплекс и детсад вместо зеленой зоны

Одной из самых серьезных проблем для жителей городов России становится вырубка зеленых насаждений. Экологи констатируют: рекреационных зон внутри жилой застройки становится все меньше, поэтому жильцы готовы бороться за каждое срубленное дерево.

В Санкт-Петербурге, по словам исполнительного директора экологического правового центра «Беллона» Артема Алексеева, практически все районы испытывают недостаток в зеленых насаждениях. Поэтому освоение Муринского парка для жителей Калининского района города стало настоящим ударом. С 2018 года активисты отстаивают свое право на рекреационную зону: застройщик «Анна Нова» планирует возвести вторую очередь уже существующего на территории Муринского парка комплекса «Нова Арена» (спортивную и развлекательную инфраструктуру). Для первой очереди инвестор вырубил несколько гектаров леса, для второй хочет вырубить еще 1,8 гектара. «Вырубили буквально за 1,5 часа 75 деревьев. Люди плакали», – рассказала «ФедералПресс» одна из активисток Марианна Бакан. 8 декабря состоится очередное заседание суда: жители района требуют отменить разрешение на строительство в парке спортивного комплекса.

В похожей ситуации оказались жители Петрозаводска: инициативная группа выступает против строительства нового детского сада на территории лесного участка «Каменный бор» в жилом районе столицы Карелии. Люди в этом году несколько раз вставали на пути техники и не давали подрядчику начать работы. Чтобы построить детсад, строители вырубили зеленую зону из 800 деревьев. Жители не сдаются: они подали заявление в суд о признании вырубки незаконной. В конце ноября Верховный суд Карелии подтвердил, что решение о вырубке зеленых насаждений было незаконным, однако работы на стройплощадке продолжаются. Кроме того, несмотря на протесты активистов, строители уже во второй раз демонтировали памятный знак бойцу истребительного батальона Яше Степанову. Активисты используют все средства, чтобы обратить на себя внимание. «Пишем обращение главе Следственного комитета Александру Бастрыкину», – рассказали они «ФедералПресс».

Фото со страницы в ВК «Хранители Каменного Бора»

Как поясняет Артем Алексеев, с такими ситуациями правозащитники сталкиваются постоянно: когда для благого дела (строительства детсада, спорткомплекса, дома культуры и т. д.) вырубаются зеленые насаждения. «У людей начинают отнимать леса, парки, скверы – это типичная ситуация, и это всегда вызывает у людей большое недовольство. Не всегда на самом деле есть потребность в таких объектах, – подчеркивает эксперт. – Часто в таких случаях органы власти поступают очень непродуманно и планируют реализацию таких проектов, от которых вреда больше, чем пользы».

Горы мусора растут

Другой самой волнующей жителей СЗФО темой остается мусорный вопрос. После вмешательства президента РФ Владимира Путина в 2019 году в процесс создания мусорного полигона Шиес в Архангельской области активисты всей страны поняли: их слышат, а значит, борьбу за чистые города и леса можно продолжать. Стоит отметить: несмотря на то что строительство в Шиесе было остановлено, а территория застройки подлежит рекультивации, активисты не спешат успокаиваться.

Однако есть опасения, что яростное сопротивление общественников не позволяет взглянуть на проблему объективно, говорит политтехнолог, директор ЭАЦ «Северо-Запад» Екатерина Колесникова. В качестве примера она приводит Республику Коми, где также растут протестные настроения. «Коми утопает в своем собственном [мусоре]. Это хорошо видно и в Сыктывкаре, и в селах. А территорий, где могли бы построить технопарк, там нет. Причем, я отмечу, здоровая общественность выступает за строительство мусороперерабатывающего завода», – поясняет эксперт. Властям придется решать непростую задачу: строить заводы, договариваясь с общественниками, параллельно решая проблему незаконных свалок.

Еще сложнее ситуация с мусорными полигонами в Санкт-Петербурге. В черте города законодательно запрещено размещать свалки ТБО. А отходы вывозить куда-то надо. В начале июня 2020 года в ходе гражданской инспекции активисты обнаружили гигантскую свалку строительных отходов площадью 40 га на берегу Финского залива. Она находится в охранной зоне акватории залива, реки Красненькой и Юго-Западной ТЭЦ. Высота завалов местами превышает 15 метров. По наблюдениям общественников, туда свозят строительный мусор. Правоохранительные органы проводили проверку, возбудили дело, но мусор продолжают завозить. Общественники подготовили обращение к депутатам ГД, так как местные власти не реагируют.

Питерский мусор создал уже немало проблем и соседнему региону – Ленинградской области. Здесь постоянно обнаруживают незаконные свалки – в лесах и вдоль дорог, и зачастую мусор везут именно из Петербурга. «Таких свалок очень много. Санкт-Петербург не имеет собственных мощностей по складированию отходов. Поэтому экологические проблемы Ленинградской области отчасти создают петербуржцы», – говорит Артем Алексеев.

Промышленность наступает

Серьезную угрозу экологии СЗФО наносят промышленные объекты: как действующие, так и законсервированные. Огромный ущерб лесам и водоемам причиняют разливы нефтепродуктов. В середине октября на одном из недействующих нефтепроводов компании «Лукойл-Коми» в Усинском районе произошла разгерметизация, и в водоеме образовалось масляное пятно площадью 700 кв. м. Оказалось загрязнено около 89 га леса. На территории района вводился режим ЧС, а на место аварии приезжала глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Власти республики подали к «Лукойл-Коми» иск в арбитражный суд на 2,22 млрд рублей.

Утечка нефтепродуктов произошла в НАО 17 октября при проведении работ на неэксплуатируемом участке нефтепровода ЦПС «Южная Шапка» – терминал Харьяга. Площадь разлива на почве составила 25 кв. метров, радужная пленка появилась на поверхности воды на участке реки Колвы. А в Архангельской области этой осенью выявили сразу несколько очагов загрязнений нефтепродуктами. Один из самых серьезных – в протоке Маймакса реки Северная Двина в границах морского порта Архангельск.

«В прежние годы утечки топлива практически всегда удавалось закрыть символическими штрафами, сейчас местным активистам все чаще удается придавать гласности многочисленные аварии у нефтяников и иных пользователей ГСМ. Думаю, что череда судов с предписаниями крупных компенсаций за проливы существенно поменяет правила промышленной безопасности и через 3–5 лет протечки топлива станут действительно редкими явлениями», – прокомментировал «ФедералПресс» старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Национальный парк «Югыд ва», фото с сайтаyugyd-va.ru

С учетом негативного влияния промышленности на экологию общественники воспринимают в штыки любые заявления властей о планах запустить вредные производства. Особенно если для этого нужно изъять часть территории национального парка. Экологические активисты Республики Коми опасаются за судьбу национального парка «Югыд ва». Глава республики Владимир Уйба заявил о возможности возобновить добычу золота на месторождении «Чудное», которое находится на территории нацпарка. Активисты Коми направили в Госдуму подписи за сохранение нацпарка «Югыд ва».

Худалов разделяет опасения активистов. «Потенциальный риск серьезных экологических нарушений при добыче золота очень велик. Во-первых, если это коренное месторождение золота, то будут вскрываться горные породы с образованием отвалов, кроме того, в подземные воды неизбежно попадут продукты взрывных работ, протечки ГСМ. Должно быть образовано хвостохранилище, где будут содержаться объекты обогащения. Сделать все эти сооружения безопасными для окружающей среды крайне нелегкая задача. Поэтому опасения экологов, что национальный парк «Югыд ва» пострадает, довольно обоснованны», – уверен эксперт.

Отложенная угроза

Серьезная угроза экологии в СЗФО сохраняется не только на суше, но и под водой. По данным Росатома, в акваториях северных морей остаются затопленными около 18 тыс. объектов, в том числе с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). «Затоплены тысячи объектов и радиоактивные отходы. Несколько из них содержат ОЯТ разного уровня обогащения, в некоторых случаях – вплоть до уровня ядерного оружия», – рассказали «ФедералПресс» в Росатоме.

На сегодняшний день опасными остаются порядка 1000 затопленных объектов, значительная часть из которых находится в акватории северных регионов СЗФО. Главную угрозу для экологии представляют атомные подводные лодки К‐159 и К‐27, экранная сборка реакторов атомного ледокола «Ленин», реакторные отсеки атомных подлодок К‐11, К‐19, К‐140. Как рассказали «ФедералПресс» в Росатоме, их подъем планируется осуществить в соответствии со стратегией развития Арктической зоны на втором этапе реализации в 2030 году. Но уже сейчас разрабатывается единый план реализации этой стратегии, который должны утвердить до 2021 года.

Модель атомной подводной лодки Б-159, полученная благодаря акустическому сканированию многолучевым сонаром высокого разрешения ADUS SEABAT, фото с сайта bellona.ru

Экологи уверены, что откладывать проблему нельзя – она актуальна уже сегодня. По данным руководителя АНО «Беллона» в Мурманске Андрея Золоткова, один из наиболее угрожающих экологии СЗФО объектов – подводная лодка Б-159, которая затонула в 2003 году в Баренцевом море на глубине 248 метров. АПЛ расположена недалеко от входа в Кольский залив, где оживленное судоходство, идет добыча морепродуктов, рядом живут люди.

«Количество отработавшего ядерного топлива, которое находится на этих объектах, в случае их разрушения может оказать очень негативное воздействие на морскую среду. Особенно К-159, которая находится недалеко от Кольского залива и от мест интенсивного рыболовства. То есть обнаружение там выхода радиоактивных веществ приведет к трагедии», – подчеркнул в разговоре с «ФедералПресс» Золотков.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
8 июля 2021, 10:25

Экологическая карта конфликтов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.