Члены президентского Совета по правам человека на встрече с Владимиром Путиным 10 декабря подняли вопрос о контроле за рынком дезинфицирующих средств в России. До пандемии коронавируса о составе и, главное, эффективности антисептиков мало кто задумывался. Однако сегодня дезинфекция стала неотъемлемой частью жизни, и вопросы начали задавать не только специалисты, но и обычные люди, которые не понимают, что больше – пользы или вреда – от продающихся практически на каждом углу антисептиков. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Рынок антисептиков и дезинфицирующих средств в России в период пандемии, кажется, приобрел масштабы, сравнимые с самой пандемией. Если в первую волну такого рода продукцию порой приходилось долго искать или покупать за огромные деньги (равно как и маски или перчатки), то уже к середине лета ассортимент существенно расширился: в начале пандемии Минпромторг разрешил использование антисептиков как косметических средств для цели антисептиков. Впрочем, что находится внутри баночек, бутылочек, даже внутри автоматического дезинфектора на станции столичного метрополитена, зачастую никто не знает. Безопасны ли эти средства и спасают ли они если не от коронавируса, то хотя бы от бактерий.
И эффективность средств – тоже проблема. На рынке действительно появилось очень много контрафакта. Хотя раньше все антисептики регистрировались в Роспотребнадзоре, производители постоянно отчитывались о своей продукции – о ее безопасности и эффективности. Сейчас этого уже нет. Как отметила член СПЧ Ирина Киркора, «дезинфицирующие средства, содержащие вещества различных классов опасности, находятся в свободном обращении». «Оценка их безопасности проводится единожды, при этом свидетельство о государственной регистрации является бессрочным, а их применение регулярному контролю не подвергается. По оценке НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, порядка 40 % средств не эффективны, в обороте большое количество фальсификата», – заявила Киркора.
В лечебных учреждениях неправильное разбавление дезинфицирующих средств слишком рискованно. По словам правозащитницы, это «ведет к распространению внутрибольничных инфекций». «По официальной статистике в России таких заболеваний приобретают в больнице в среднем 25 тысяч человек в год. Однако эксперты оценивают количество таких случаев – не менее 2,5 млн случаев в год, в 100 раз больше, – сообщила Киркора. – Лично я столкнулась с этим еще давно: я находилась с 6-месячной дочерью в больнице, и в палате проводилась обработка в нашем присутствии сотрудниками в масках, перчатках, а мы спали. У дочери случился сильнейший астматический приступ. Я боялась ее потерять».
Изучением этой темы в СПЧ занялись серьезно несколько месяцев назад. По инициативе главы Совета Валерия Фадеева привлекли ученых и высококвалифицированных специалистов, которые доступно объяснили, в чем кроется проблема. Один из членов рабочей группы, советник директора НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора Николай Шестопалов пояснил «ФедералПресс», что проблема с качественными дезинфекционными средствами действительно стоит очень остро. «Далеко не все из них эффективны. В обороте много препаратов, которые не отвечают заявленным свойствам и как следствие, – проведение дезинфекции не достигает своих целей. То есть она физически проводится, а обеззараживание не осуществляется. А так как эти меры применяются для профилактики, такая профилактика не осуществляется вовсе, либо осуществляется не должным образом», – поясняет эксперт.
По мнению Шестопалова, для решения этой проблемы нужен комплекс мер: это и изменение законодательства (в том числе в нормативных актах ЕврАзЭС). Важна работа с недобросовестными производителями, которые осознанно выпускают неэффективные дезсредства, тем не менее, «позиционируют их, как панацею, вводя в заблуждение потребителей». «Ну и, конечно, не стоит забывать о вопросах по подготовке медицинского персонала, который работает в этих сферах. Именно он осуществляет покупку и применение этих дезсредств, – полагает Николай Шестопалов. – В целом, это проблема межведомственная. Здесь объединяются интересы и ответственность целого ряда ведомств: Министерства здравоохранения, Роспотребнадзора, Минпромторга и других. Это проблема, которая лежит в зоне ответственности региональных и местных властей, в ведении которых находятся медицинские организации. Абсолютно оправдано, что президент обратил на это внимание».
СПЧ предложил президенту навести порядок на этом, очевидно, всего за несколько месяцев ставшем серым рынке антисептиков и дезсредств. Правозащитники считают, что нужно провести инвентаризацию всех присутствующих на рынке средств и вывести из оборота контрафакт. Кроме того, возможно, пора ввести лицензирование организаций, которые производят такие средства и которые занимаются дезинфекцией. Те же клининговые компании, которые, персонал которых не обучен и просто не понимает, что работает с настоящими ядами. Ведь такие компании в целях экономии закупают концентрированные средства. Разбавляют их уже исполнители, которые далеко не всегда понимают, в каких пропорциях это нужно делать.
Эту позицию поддерживает и первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, член рабочей группы при СПЧ Альбина Дударева. По ее словам, в условиях пандемии «химия потекла рекой». «Обрабатываются помещения и общественные пространства, в метро и магазинах нам предлагают обработать руки жидкостью неизвестного состава, – говорит эксперт. – Неэффективная дезинфекция влияет на распространение внутрибольничных инфекций. А это относится к числу основных биологических угроз стране. Всероссийским союзом пациентов был проведен общественный опрос 4 500 респондентов – почему, по их мнению, был продлен больничный лист после выписки из лечебного учреждения. Более 1,5 тысячи (треть) считают, что подхватили инфекцию в больнице. И почти все из них считают, что из-за неработающих дезсредств».
По мнению Дударевой, в России действительно настало время узаконить оборот дезинфекционных средств по образцу лекарственных препаратов. Необходимо включить их в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. При этом срок действия свидетельства о госрегистрации ограничить пятью годами. Важно, чтобы дезинфекцию проводил подготовленный персонал, а для этого нужно лицензировать организации, осуществляющие обработку.
Председатель Союза производителей дезинфицирующих средств Дмитрий Куршин также поддерживает инициативу СПЧ о проведении инвентаризации всех присутствующих на рынке дезсредств и введении лицензирования организаций, занимающихся дезинфекцией помещений. По мнению Куршина, необходимо «установить обязательную экспертизу дезинфицирующих средств, прошедших государственную регистрацию в других странах ЕАЭС, в ФБУН НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора». «Необходим систематизированный надзор компетентными органами за проведением организациями мероприятий по дезинфекции. Целесообразно создать единую информационную систему, разработать и внедрить повсеместно систему контроля и мониторинга случаев внутрибольничных инфекций. Нужно обеспечить информирование граждан об эффективных допустимых дезинфицирующих средствах, методах дезинфекции и их влияния на здоровье человека», – убежден Куршин.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Итоги-2020: срывая маски