Инфляция вышла за пределы целевых показателей, определенных Центральным банком впервые за 15 месяцев. По данным Росстата, в ноябре процесс обесценивания денег ускорился до 4,42 %. В прошлом месяце эти показатели удалось сохранить на отметке 3,99 %. На уровень инфляции повлияли продолжающаяся девальвация рубля, а также повышение цен на продукты первой необходимости. Но каковы реальные шансы у Минэкономразвития остановить такую тенденцию? С одной стороны, есть требование президента, но с другой – закон сохранения энергии: искусственная заморозка цен не решает проблему, а лишь растягивает ее во времени. О том, какого эффекта сможет добиться правительство, силой остановив рост цен, читайте на «ФедералПресс».
Старая идея
Президент Владимир Путин раскритиковал главу Минэкономразвития Максима Решетникова за «эксперименты» с ценами на продукты. Глава государства дал неделю на то, чтобы принять меры по сдерживанию роста цен. Во время совещания с членами правительства глава Минэкономразвития сообщил, что показатели инфляции по итогам конца года ожидаются выше целевых. Также он добавил, что его ведомство ведет мониторинг цен по всей стране.
Этот ответ не удовлетворил президента. Он подчеркнул, что из-за повышения цен люди вынуждены себя ограничивать, а это «уже не шуточки». Путин также отметил, что рост цен особенно коснулся сахара, макарон и подсолнечного масла.
Впрочем, в последние дни тема роста цен на продукты питания поднимается не в первый раз. Ранее президент заявил, что допустить ситуацию с нехваткой продуктов для населения, которая была во времена СССР, нельзя. Тогда Путин подчеркнул, что проблемы с их покупкой возникают потому, что у граждан не хватает денег при том уровне цен, который наблюдается на рынке. Свое недовольство выразил и премьер-министр. Михаил Мишустин отметил, что у ведомств были все необходимые инструменты, чтобы не допустить рост цен на продукты питания, однако проблему явно недооценили и упустили ситуацию.
Таким образом, Россия может частично вернуться к госрегулированию цен. Это единственный возможный способ решения проблемы. Но нужно учитывать, что за возвращением одного экономического инструмента советского прошлого, вполне вероятно возвращение и сопутствующего явления, о котором президент заявлял ранее. Речь идет о нехватке продуктов питания: если зафиксировать стоимость продукции на уровне, который не выгоден производителю, бизнес может приостановить поставки в торговые сети.
Впрочем, не все так однозначно. По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, при правильной настройке рыночного баланса, небольшое государственное регулирование не станет проблемой для экономики. В СССР, как отметил экономист, был плохо выстроен этот баланс.
По мнению политолога Марата Баширова, реальные шансы снизить цены в ближайшие дни – нулевые. «Все просто: товар уже в рознице. Он находится в крупных сетях и маленьких магазинчиках, на рынках, на складах, на предприятиях, которые производят на их основе другие продукты. Можно добиться снижения оптовой цены для последующих закупок. Конечно, можно попробовать догнать и заставить все магазины снизить цены, но проконтролировать это просто невозможно. Это не сможет обеспечить ни ФАС, ни Минэкономразвития», – отметил Баширов.
Винить в сложившейся ситуации министра Решетникова Баширов не торопится. По его мнению, он просто работает не на своем месте. «Конечно, можно много раз спрашивать с министра, куда он смотрит и контролирует ли он цены на продукты, но в этом нет смысла, – убежден эксперт. – Он просто не знает, куда нужно смотреть, так как он, по сути, даже близко не министр экономики».
Суровая реальность
Рост цен на продукты сдержать не удастся. В этом убежден доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Чирков. По его мнению, повлиять на подорожание продуктов без ощутимых последствий можно разве что на достаточно короткий срок. «Полностью сдерживать рост цен не удастся. Ценообразование в рыночной экономике строится по принципу свободы в установлении цен. За счет конкуренции и проходит снижение цен. И рыночная экономика сейчас используется везде, так как смогла доказать свое преимущество перед плановой», – отметил экономист.
Чем дольше будут действовать ограничения на рост цен на продукты, тем больше трудностей с ними будет, считает Чирков. Он говорит, что рынок, конечно, приспособится и к этому, но каждый житель России ощутит эту адаптацию на себе. «Можно ожидать, что при затягивании таких решений качество товаров и услуг будет катастрофически снижаться, так как производители будут вынуждены компенсировать ограничения. И это может быть сделано за счет ухудшения качества товаров или же снижения размера продукции при сохранении цены. Только так производители смогут сохранить норму доходности своего производства», – пояснил эксперт.
Как отмечает Василий Колташов, компания по сдерживанию повышения цен была развернута своевременно, так как произошла на фоне укрепления национальной валюты. «Усиление рубля позволяет рассчитывать на то, что цены можно будет не просто удержать, но и постепенно снизить до более ранних показателей», – подчеркнул экономист.
Колташов также добавил, что первые шаги к этому сделаны. Он напомнил, что правительство России и Минсельхоз ввели свои защитные меры в виде экспортной пошлины в размере 30% на подсолнечник. Рынок на это решение отреагировал снижением цен. Экономист предполагает, что аналогичные меры будут приняты и по отношению к другим группам товаров и к производителям. Также он не исключает вероятности появления глобального ограничителя на наценку. «Закон ограничит право продавца производить огромную наценку на товар к цене производителя. Сейчас, конечно, что продавцы, что производители жалуются, что продают товар чуть ли не даром. Виновных в повышении цен формально просто не найти, а они всегда есть», – добавил Колташов.
Еще одним способом выхода из сложившейся ситуации, по мнению экономиста, станет освобождение внутренней торговли. Это позволит вновь создать конкуренцию между крупными сетями и малым бизнесом. И здесь речь идет не столько о сахаре, масле, муке и других продуктах, резко подорожавших в последнее время. Колташов подчеркивает, что мелкий бизнес переживает плохие времена. Гайки для людей, которые могут торговать в частном порядке, закручены до предела, что крайне выгодно крупным ритейлерам. А, между прочим, развитие малого бизнеса могло бы положительно сказаться на ценах мяса, молочных продуктов и прочего, то есть тех товаров, которыми россияне стали питаться реже, чем раньше. «Из-за снижения доходов люди вынуждены переходить на товары длительного хранения. Этот рост провоцирует рынок повышать стоимость этой группы товаров. Развитие малого бизнеса позволило бы снижать стоимость мяса, молока и других товаров, что снизило бы потребность в макаронах, крупах. Это бы и способствовало общему снижению цен», – добавил Колташов.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева
Итоги-2020: срывая маски