Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Российские больницы отказываются от аппаратов «Ростеха»: что скрывают судебные споры

Апарат искусственной вентиляции легких
К поставщику медицинской техники подаются иски на большие суммы

За последние несколько месяцев к концерну «Радиоэлектронные технологии», входящему в «Ростех», был подан ряд исков, касающихся заключенных с ним контрактов на поставку аппаратов искусственной вентиляции легких. От него требуют их расторжения и возврата выплаченных по ним денег. Почему такое происходит, разбирался «ФедералПресс».

Две «дочки» одной корпорации

28 января 2021 года в арбитражном суде Москвы должно состояться заседание, на котором будет рассматриваться иск компании «РТ-Капитал» к концерну «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

«РТ-Капитал» хочет взыскать с КРЭТа задолженность на сумму почти 600 млн рублей. Парадокс ситуации состоит в том, что они оба входят в состав одной и той же государственной корпорации – «Ростех» и по логике вещей могли бы решить проблему без судебной тяжбы, попросту договорившись между собой.

В КРЭТ ситуацию не прокомментировали, за них это сделал «Ростех», сообщив следующее: «В 2017 году концерну «Радиоэлектронные технологии» были переданы активы АО «Московское конструкторское бюро «Компас» (далее – АО «МКБ «Компас»). Обозначенная сумма была передана в АО «КРЭТ» для финансового оздоровления АО «МКБ «Компас». В настоящее время обсуждаются варианты урегулирования вопроса».

Однако «РТ-Капитал» – далеко не единственная структура, судящаяся с КРЭТ. К нему подают иски и органы региональной власти. Например, на 13 января запланировано судебное разбирательство по иску Министерства здравоохранения Ставропольского края, требующего расторжения государственного контракта, заключенного с КРЭТ 22 апреля нынешнего года.

Еще ведомство намерено добиться от КРЭТ возвращения аванса в размере 562,3 млн рублей, уплаты штрафа на 2,3 млн рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами примерно на 2 млн рублей.

Предметом же спорного контракта являлись поставки аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и обучение специалистов (вероятно, врачей) правилам их эксплуатации и обслуживания.

Расторгнуть и не заключать

Помимо Министерства здравоохранения Ставропольского края у КРЭТ есть еще тяжбы по «медицинской линии». Например, прокуратура Волгоградской области добивается признания недействительным контракта между КРЭТ и городской больницей Камышина № 1. В ее иске также говорится об аппаратах ИВЛ и возврате ранее выплаченных ему 11,8 млн рублей.

В похожем иске прокуратура тоже хочет добиться признания недействительным контракта КРЭТ с городской больницей Волгограда № 16 и также связанного с аппаратами ИВЛ. Еще она просит вернуть 7,1 млн рублей.

Примечательно, что иски прокуратуры Волгоградской области и Министерства здравоохранения Ставропольского края посвящены контрактам, подписанным в один и тот же день – 22 апреля 2020 года. Создается впечатление, что они заключались в массовом порядке.

И, наконец, Министерство здравоохранения Омской области планирует в судебном порядке получить от КРЭТ пеню за просрочку исполнения обязательств по контракту. Что за обязательства – в материалах судебного дела не сообщается, но, возможно, они опять-таки касались поставок аппаратов ИВЛ.

То же самое может быть и в иске городской клинической больницы № 1 Волгограда, планирующей через суд расторгнуть контракт с КРЭТ за нарушение его условий и вернуть предоплату приблизительно на 9,5 млн рублей.

Непрофильный бизнес

На первый взгляд, кажется странным, что больницы и региональные ведомства судятся с КРЭТ, казалось бы, не имеющим к медицине. Его задача – разрабатывать бортовое радиоэлектронное оборудование для самолетов и вертолетов, системы государственного распознавания. На их рынке он фактически монополист, конкурентов у него, по сути-то, и нет.

В то же время он играет большую роль в снабжении российских больниц медицинской техникой, так как в его состав входит Уральский приборостроительный завод (УПЗ), выпускающий аппараты ИВЛ. На рынке он конкурирует с Уральским оптико-механическим заводом, принадлежащему холдингу «Швабе», и независимым производителем «Тритон-Электроникс». Тем не менее по имеющимся оценкам, на долю УПЗ приходится свыше половины всех поставок аппаратов ИВЛ.

Линейка, выпускаемых УПЗ аппаратов ИВЛ, включает в себя целую гамму моделей – «Фаза», «Вела», «Поток» и «Авента». Печальную известность из них заслужила «Авента-М» – считается, что аппараты этой марки воспламенялись в больницах Москвы и Санкт-Петербурга в мае 2020 года.

Не плати штраф и живи спокойно

Аппараты «Авента-М», по информации прессы, горели из-за произошедших в них коротких замыканий, которых в них вообще-то быть не должно – требования к надежности медицинской техники в России высокие, особенно, к используемой в реанимации.

Из-за скандалов с пожарами в больницах, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в середине мая приостановила использование на всей территории нашей страны «Авента-М», произведенных начиная с 1 апреля текущего года. Проведенная ею выездная проверка на УПЗ выявила нарушения производственных процессов и несоответствие «Авента-М» технической и эксплуатационной документации.

Между тем, в пресс-службе КРЭТ, ссылаясь на официальное заключение Росздравнадзора, сообщили, что связь между работой «Авента-М» и пожарами в больницах не найдена.

В июне же сам УПЗ пошел на беспрецедентную акцию: он отозвал аппараты «Авента-М» для проведения дополнительного тестирования на безопасность, причем за свой счет. Похоже, она прошла успешно, во всяком случае, УПЗ продолжил поставки в больницы, расположенные в самых разных регионах.

УПЗ от проверки Росздравнадзора отделался легким испугом, не считая, что его управление по Свердловской области сумело через суд добиться привлечения предприятия к ответственности по статье 6.33 Кодекса об административных правонарушениях (обращение недоброкачественных медицинских изделий) и наложения на него штрафа в размере 0,5 млн рублей.

Вместо того, чтобы заплатить штраф, УПЗ подал жалобу в апелляционную инстанцию (словно никаких пожаров в больницах не было и в помине) и в январе она будет с ней разбираться. А ведь средства у УПЗ есть: по итогам первой половины 2020 года его чистая прибыль выросла в 5,5 раз до 3,6 млн рублей, за девять месяцев – в 276 раз до 1,8 млрд рублей!

«Естественная» монополия

Сложившееся положение дел с аппаратами ИВЛ, отправляемыми КРЭТ в российские больницы, не может не внушать опасение. Всего он должен отгрузить 6,7 тыс. штук на сумму 7,5 млрд рублей. Речь идет как об огромных средствах, так и большом количестве аппаратов, способных принести смерть, если не дай бог при их производстве кто-то что-то не так сделал.

Отказаться же от них нельзя, поскольку пандемия коронавируса пока не закончилась, к тому же правительство само в марте назначила КРЭТ единственным поставщиком аппаратов ИВЛ в рамках их закупок Министерством промышленности и торговли России для нужд здравоохранения.

То есть региональные минздравы и больницы могут добиться расторжения контрактов с КРЭТ, но обойтись без продукции УПЗ они вряд ли смогут. Остальные российские производители не смогут обеспечить их в полном объеме, покупать же аппараты ИВЛ за границей будет еще дороже.

Случайно или нет, в мае на УПЗ несколько раз менялись руководители. С тех пор уже полгода предприятием управляем Александр Морозов и он даже не постоянный генеральным директор – только временный. Тут могут возникнуть вопросы к главе непосредственного самого КРЭТа Николаю Колесову (бывшему в 2007-2008 годах губернатором Амурской области и снятого с должности из-за утраты доверия): возгорания аппаратов ИВЛ и иски к КРЭТ едва ли могут свидетельствовать в пользу эффективности его деятельности.

Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.