Главный продуктовый ретейлер страны, X5 Retail Group, пообещал на этой неделе уменьшить до нуля торговую наценку на хлеб, макароны, тушенку и картошку, чтобы поддержать социально незащищенных граждан. Инициатива последовала после разноса министров президентом за рост цен на продукты питания. Однако действия X5 Retail Group вызывают сомнения в ее искренности. Что в них не так, разбирался «ФедералПресс» в рубрике «Компания недели».
16 декабря X5 Retail Group, владеющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», объявила об обнулении торговой наценки на ряд социально значимых для простых россиян продуктов – хлеба, макарон, тушеной говядины, картофеля, черного чая, зерновых хлопьев и ультрапастеризованного молока.
Теперь они будут продаваться по ценам их закупок у поставщиков, торговые расходы (на их перевозки, зарплату сотрудников магазинов и др.) будут покрыты за счет X5 Retail Group. Их пометят специальными ценниками.
«Обнуление наценки позволит снизить розничные цены на востребованные товары первой необходимости, что особенно важно сегодня для социально незащищенных групп. Надеемся, что нашу инициативу в области саморегулирования поддержат коллеги по отрасли, а также производители и поставщики. Это поможет сдержать цены и поддержать покупателей», – заявил главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман.
Рост без связи с пандемией
Обнуление торговой наценки X5 Retail Group последовало после произошедшего 9 декабря совещания с членами правительства под председательством Владимира Путина. Там глава государства задал вопрос по поводу подорожания продуктов питания, явно не связанного с пандемией коронавируса в стране.
«Рост на базовые продукты питания – это пандемией не объяснишь. При чем здесь пандемия? Сахарный песок – министр сельского хозяйства сейчас докладывал – внутреннего производства достаточно, для того чтобы покрыть внутренние потребности. Но почему цены-то выросли на 71,5 %? Слава богу, здесь, как мне докладывают, стабилизация происходит определенная. А подсолнечное масло – 23,8 % и продолжает расти; мука – 12,9, выросла; макаронные изделия – 10,5; хлеб и хлебобулочные изделия на 6,3 % – это-то почему?» – сказал президент России.
Эксперт о повышении цен на продукты: «Рынок регулирует цены жестче, чем прокурор»
Спустя пять дней, 14 декабря, премьер-министр Михаил Мишустин подписал серию постановлений, направленных на стабилизацию цен на сахар и подсолнечное масло. Еще через два дня Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства России, производители продовольственных товаров и крупнейшие торговые сети заключили соглашения, обеспечивающие снижение цен – сахар не должен стоить более 46 рублей за килограмм, подсолнечное масло – дороже 110 рублей за литр. Они будут действовать до апреля следующего года.
Похоже, X5 Retail Group решила подсуетиться и показать, что она – социально ответственная компания, заботящаяся о благополучии граждан.
Родом из 1990-х
X5 Retail Group является крупнейшим продуктовым ретейлером в России и входит в число лидирующих компаний по величине капитализации. Она была сформирована в 2006 году в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка», продолжающих работать под ее управлением как отдельные бренды.
«Перекресток» был основан «Альфа Групп», принадлежащей миллиардеру Михаилу Фридману и его партнерами, в 1995 году. Он открывает магазины в Москве и других городах России, приобретает региональные сети «365», «Даппорт», Spar Middle Volga.
Создателем же «Пятерочки» считается предприниматель Александр Рогачев, учредивший вместе с друзьями в 1998 году фирму «Агроторг», которая в 1999 году запустила первый магазин в Санкт-Петербурге. Там она развивалась до 2001 года, когда был запущен пилотный магазин в Москве.
Параллельно Александр Рогачев с партнерами в 2004 году организовал еще одну сеть – «Карусель», стартовавшую, как и «Пятерочка», с Санкт-Петербурга.
После вышеупомянутого слияния в 2006 году и образования X5 Retail Group она продолжила расширять географию своего присутствия. «Карусель» тогда в ее состав не вошла, у X5 Retail Group был опцион на ее покупку, и она им воспользовалась в 2008 году. Число магазинов у X5 Retail Group неуклонно росло, и в 2019 году их в составе «Пятерочки» насчитывалось 15,3 тыс. штук, «Перекрестка» – 852, «Карусели» – 91 (у последней количество магазинов даже поуменьшилось).
Александр же Рогачев в 2011 году вышел из круга акционеров X5 Retail Group, продав свои акции на бирже. Сейчас ее контролирует CTF Holdings Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева.
Лидер с изъянами
Финансовые показатели X5 Retail Group впечатляют: в 2019 году она заработала 1,7 трлн рублей выручки, обогнав «Магнит», «Ленту» и «Дикси». Чистая прибыль у нее тоже немаленькая – 25,9 млрд рублей, равно как и долг – 227,9 млрд рублей.
В то же время ее деятельность не может не создавать определенную угрозу для малого бизнеса: финансовые ресурсы у «Перекрестка» и «Пятерочки» значительно больше, нежели у маленьких магазинов, и им легко их выдавить с рынка.
«Развитие сетей «Пятерочка» и «Перекресток» уже давно приводит к вытеснению мелких и средних региональных сетей, которым становится все труднее конкурировать с федеральными. Х5 Retail Group и «Магнит» давно консолидируют рыночную долю за счет мелких выбывших игроков», – указала Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций «Финам».
Поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) старается ограничить их расширение, например в нынешнем году она запретила «Пятерочке» открывать новые магазины в Локомотивном городском округе Челябинской области. Тем не менее X5 Retail Group преспокойно обходит препятствия, недаром в 2019 году ее доля на рынке Санкт-Петербурга превысила установленный антимонопольным законодательством порог в 25 %, и, насколько известно, никаких серьезных последствий у нее не было.
«X5 Retail Group планирует увеличить свою рыночную долю с 13 % за девять месяцев 2020 года до 15 % в 2023 году, при этом ее доля в e-grocery (торговля в интернете. – Прим. редакции) вырастет до 23 %. Безусловно, это произойдет за счет выдавливания с рынка менее эффективных торговых сетей», – прогнозирует Дмитрий Скрябин, старший аналитик BCS Global Markets.
Правда, есть основания ожидать замедления бурного развития сетей X5 Retail Group по причине ограниченности внутреннего рынка России.
«Рост числа магазинов в сетях «Пятерочка» и «Перекресток» в следующем году продолжится, но годовые темпы расширения сети постепенно снижаются из-за насыщения рынка», – допускает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».
Не обходилось дело без скандалов – ФАС не раз ловила сети X5 Retail Group на дискриминации их поставщиков, выписывая им внушительные штрафы. В 2019 году X5 Retail Group проиграла спор Федеральной налоговой службе, взыскавшей с нее штраф в размере свыше 1 млрд рублей за «оптимизацию» налогов.
Игры с ценами
Теперь вернемся к объявленному X5 Retail Group обнулению торговой наценки. Конечно, приятно, что она проявила внимание к покупателям, только вот бескорыстна ли подобная забота и не отразится ли она негативно на финансовых показателях X5 Retail Group?
«Обнуление торговой наценки на небольшое число социально значимых товаров будет компенсировано увеличением наценки по другим товарам, более-менее премиального класса, относящимся к эмоциональным товарам – шоколадные конфеты, алкоголь и подобное. Мы не считаем, что это в отдельности создает риски для рентабельности ретейлера. Кроме того, это будет компенсироваться притоком трафика из-за дистанционного формата работы», – отметила Наталья Малых.
Обнуление затронуло небольшой список товаров, не коснувшись сахара, сосисок, масла, муки, огурцов и помидоров, пельменей, хотя их тоже можно отнести к социально значимым продуктам.
«Торговая наценка не снижена до нуля на товары с существенным сезонным колебанием цены: огурцы, помидоры и другое. Это позволяет сетям в ряде случаев делать наценку на них выше среднерыночной», – рассказал Евгений Миронюк.
Проще говоря, X5 Retail Group в накладе не останется и найдет способ сохранить доходы. Кстати, автор статьи посетил магазины «Перекрестка» и «Пятерочки» и не увидел никаких специальных указателей для товаров, в отношении которых обнулена торговая наценка: то ли не успели их напечатать, то ли обнуление было на словах. Изменений цен тоже не было замечено.
На запрос автора в пресс-службу X5 Retail Group по поводу деталей обнуления торговой наценки комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Компания/персона недели