Нынешний год был, пожалуй, самым непростым за последние десятилетия для всего мира, слишком сильно отразилась пандемия на всем, усугубив и без того начинающийся экономический кризис. Тем не менее, и помимо коронавируса было немало значимых событий, которые создают вектор развития на годы вперед. О ключевых итогах года говорили эксперты на площадке ЭИСИ, а подробности – в материале «ФедералПресс».
Обсуждение итогов начал глава ВЦИОМ Валерий Федоров, который в презентации показал срез по ключевым вопросам, которые социологи задавали россиянам. Один из ключевых показателей – как респонденты оценивают год. Индекс показывает, доминируют ли положительные или негативные оценки. На самом деле, за полтора десятилетия наблюдений, только в 2006 году индекс был положительный, но в этом году ощущения от года просто катастрофические – только 1% опрошенных назвал год успешным для страны. Если говорить о личной оценке года, то тут ситуация, как правило, зеркальная – оценки по большей части позитивные, но и тут в этом году антирекорд.
В числе главных событий года респонденты ожидаемо назвали пандемию коронавируса и, в порядке убывания, военные действия в Нагорном Карабахе, разработку первой в мире вакцины от коронавируса, принятие поправок к Конституции и выборы в Белоруссии. Остальные события назвало гораздо меньше людей. Главные победы года – опять же вакцина, мирное урегулирование в нагорном Карабахе и парад Победы. Главные слова года – коронавирус, поправки к Конституции, самоизоляция, врачи, дистанционное обучение.
Наконец, список политиков года достаточно традиционен – Владимир Путин, Михаил Мишустин, Сергей Шойгу, Сергей Лавров. А замыкает пятерку единственный представитель системной оппозиции – Владимир Жириновский. А ответы на вопрос «кого из политиков вы бы пригасили к новогоднему столу» показали забавный результат – на первом месте, естественно, Путин, а на втором с 29% Жириновский. Следом за ним Мишустин и Шойгу. Интересно, что в прошлом году в рейтинг попал Дмитрий Медведев, который на тот момент был премьер-министром – его готовы были пригласить лишь 4% россиян, тогда как у его нынешнего коллеги показатель в четыре раза выше.
Руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов надеется, что словом следующего года станет «выход из коронавируса». Он вкратце сравнил меры против COVID-19, которые принимались у нас и «у них» и сравнение вышло не в пользу зарубежных держав. В частности, наши меры не предусматривали жесткого вмешательства в частную жизнь, как это было на Западе, не было и задачи «юридической чрезвычайки», которой грешат во многих странах и могут серьезно оштрафовать за нахождение в своей машине без маски.
«И как вишенка на торте – решения наших политиков основывались на реальном понимании ситуации, а не на теории оценок и возможностей. Ключевое слово для западных политиков «возможно», «может оказаться», наши политики основываются не на панике, а на знании. К посткоронавирусному миру Россия готова лучше – у нас нет такого как коронавирусные протесты в Европе и США», – резюмировал Кузнецов.
Еще одно даже не событие, а процесс, который как минимум полгода задавал тон политической сфере – поправки в Конституцию. Гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин подготовил подробнейший доклад о том, как это происходило, начиная с 15 января, когда Владимир Путин озвучил задачу в послании Федеральному собранию, и до 1 июля, когда завершилось недельное голосование, организованное так, что «легче было заразиться в магазине, чем на избирательном участке». Основной итог всего этого процесса – формирование некоего президентского консенсуса, который поддержал поправки президента. Всего на участки пришло 74 с лишним миллиона человек, 78% из них поддержали обновленную Конституцию.
Однако, по мнению эксперта, процесс еще не завершен – до сих пор рассматриваются законопроекты на основе поправок принятых и тех, которые по тем или иным причинам не вошли в новую редакцию Конституции.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков согласился с тем, что результаты голосования показали очень важные цифры, которые обозначают, что вот эти десятки миллионов людей придерживаются традиционных и консервативных ценностей и готовы их поддерживать. Однако, говорить, что все они – избиратели партии власти – некорректно. Партийная конкуренция проявилась в сентябре и была достаточно острой, об этом говорят новые партии, которые получили «золотой мандат» и смогут участвовать в парламентской кампании без сбора подписей.
В целом, прогнозировать как пойдет избирательная кампания сейчас невозможно – понимание появится только летом следующего года. Но уже сейчас понятно, что «Единая Россия» продолжает доминировать в информационном пространстве и способна аккумулировать настроения лояльных избирателей. С другой стороны может быть интересной борьба между коммунистами, которые собирают в очередной раз блок народно-патриотических сил и «Справедливой Россией», которая объединяет близкие по духу партии.Скорее всего, одна из новых партий сможет преодолеть 5%-ный барьер, появление двух партий сразу крайне маловероятно.
Еще одно событие, которое привлекло к себе внимание многих россиян, а осень даже перекрыло внутреннюю повестку – выборы президента США. Вдруг россияне заинтересовались, кто одолеет – «наш Дональд», которого, как известно, четыре года назад привели к власти российские хакеры или «тот дед», которому осень исполнилось 78 лет. Суды, иски, протесты, которые растянулись на полтора месяца просто шокировали тем объемом вскрывающихся фальсификаций, которые публиковались обоими кандидатами. Сама же система оказалась настолько уязвима, что представители обеих партий стали выступать об упразднении института выборщиков.
Член ОПРФ Максим Григорьев рассказал о вопиющих нарушениях на последних выборах. Среди наиболее популярных оказались фальсификации системы электронного подсчета голосов, которые тысячами бюллетеней переписывали фамилию Трамп на Байден, перевозку бюллетеней в другие штаты, пропажи тысяч бюллетеней при голосовании по почте, тысячи проголосовавших мертвецов. Пышным цветом цвели подделка бюллетеней, подкуп, давление на избирателей, вытеснение наблюдателей с участков, а явка на некоторых участках достигала сотен процентов: рекорд – 781%.
«Эта кампания полностью перечеркнула моральное лидерство США. Российская избирательная система и система общественного контроля, которая у нас есть, является одной из лучших в мире, хотя кое-кто и будет утверждать обратное», – уверен Григорьев.
Завершила обсуждение политолог Дарья Кислицына, которая затронула волонтерскую деятельность и организацию системы здравоохранения в регионах в целом. Она отметила, что число добровольческих проектов на фоне пандемии кратно выросла, но власти регионов не остались в стороне, а во многих регионах пошли на встречу и помогли создать инфраструктуру, материальную поддержку.
Интересно и то, что там, где губернаторы взяли на себя ответственность и начали выстраивать открытые отношения с обществом, уровень доверия населения гораздо выше, а регионы в целом легче справляются с коронавирусом.
Отвечая на вопрос «ФедералПресс» о том, не подвинул ли коронавирус в сторону экологическую повестку, Кислицына отметила, что в моменте, конечно, сдвинул, но тем не менее, экологическая тема сохраняет сильный потенциал. Важный момент здесь еще и в том, что сами губернаторы стали на экологические вызовы отвечать быстро и конкретно, выезжать на место происшествия, как это было на Камчатке, выстраивается более короткий диалог между обществом, активистами и властью.
Модератор дискуссии Екатерина Соколова добавила, что экология наверняка еще проявит себя в следующем году, поскольку у многих россиян есть встревоженность своим здоровьем, что неизбежно приведет к росту вопросов об экологии.
Фото: пресс-служба ЦИК РФ
Итоги-2020: срывая маски