В Курганской области рынок частных медицинских услуг просел из-за последствий пандемии почти на четверть. Такие отчеты дают статистики. Однако собственники коммерческих клиник заявляют о бедственном положении и 50-процентном падении выручки и просят губернатора о помощи в социальных сетях. Как отреагировала власть и чего ожидает от нее курганский бизнес – разбирался «ФедералПресс».
Кредитная петля
Учредитель частной клиники «Семейный доктор» в Шадринске Анастасия Усова написала в Instagram губернатора Вадима Шумкова просьбу о помощи. «Моя компания испытывает тяжелую финансовую нагрузку. Государственная система поддержки оказалась не такой радужной, условия загоняют меня в долги, моя ситуация критичная. Более 80 человек останутся без работы», – посетовала предпринимательница.
Женщина попросила организовать встречу с губернатором. Власти откликнулись. Как рассказала «ФедералПресс» Анастасия Усова, встреча назначена, но не с Шумковым, а с вице-губернатором по экономической политике Владимиром Архиповым и и. о. замгубернатора по соцполитике Ларисой Кокориной. Встреча состоится 14 января.
«В период пандемии всем предлагали взять кредит под 0 % на выплату зарплаты сотрудникам. Мне одобрили приличную сумму – 7,5 млн рублей, из которых более 6 млн рублей я взяла. Я официально выплачивала зарплату сотрудникам 6 месяцев. Штат удержала. Но сейчас оставшуюся часть кредита заблокировали, увидели, что у меня идет снижение выручки», – рассказала Анастасия.
По ее словам, по сравнению с 2019 годом выручка компании упала на 50 %. Основные причины– снижение потока клиентов и увеличение трат на медицинские расходные материалы из-за их космической стоимости.
«По условиям договора я должна за 6 месяцев отдать этот кредит. Это можно было бы сделать, если бы не падение выручки и налоги. Нас не включили в перечень пострадавших от пандемии, мы не пользуемся льготами. Налоговая нагрузка осталась такая же», – констатирует Анастасия Усова.
Провести реструктуризацию кредита нельзя. Все счета бизнес-леди ограничены. Идет списание платежей по кредиту, поэтому она просто не может вовремя оплачивать налоги. «Моя компания в минусе, и никто меня не может спасти. Мне просто не надо было брать этот кредит», – сделала вывод владелица частной клиники.
Анастасия Усова считает, что ее проблему в силах решить региональное правительство. На встрече с вице-губернаторами она хочет попросить по примеру Москвы внести на региональном уровне деятельность частных клиник в перечень пострадавших от пандемии отраслей экономики. «Это бы меня уже спасло, у меня была бы отсрочка по кредитам и налогам на год», – отметила она.
Кризис задел всех
Пандемия сказалась на всем рынке частной медицины в Зауралье. По данным Свердловскстата, объем платных медуслуг населению в Курганской области в январе – ноябре 2020 года уменьшился на 23,3 %. Гендиректор ООО «ЛРЦ «Комплементарной медицины» Геннадий Данильченко отметил «ФедералПресс», что коронакризис задел всех. Если стоматологические клиники попали в перечень пострадавших и получили хоть какую-то помощь, то остальные остались за бортом.
По его словам, объем работы упал в два раза из-за уменьшения количества клиентов. «Люди были запуганы и сидели дома. Весной пришлось сократить рабочее время на 4 часа. Сейчас мы сократили его на 2 часа. Из 30 сотрудников осталось 19. Никакой реальной помощи от государства я не увидел. Когда мы обращались в налоговую и в банки за льготными кредитами, ответ был такой: вы не находитесь в ОКВЭД, который подлежит льготному финансированию, и в ОКВЭД пострадавших», – рассказал Геннадий Данильченко.
Бизнесмен поддержал щадринскую коллегу в том, что она вынесла проблему на обсуждение с властью. Однако он сомневается в успехе. «Льготы и налоговые ОКВЭД принимаются на федеральном уровне, а не на местном. Я сомневаюсь, что помощь будет реальной. Проблемы есть, и они никак не решаются. И главное, что я вижу сегодня, – движение налоговой в обратную сторону. Налоговая нас не трогала весной, с лета опять начала, зимой заблокировали счета. Налоговая – это инструмент власти, а не самостоятельная единица. В трудную минуту власть должна помогать, в том числе с помощью своих инструментов», – подытожил он.
Ситуация в частной медицине по всей стране неоднородная. По словам ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузели Улумбековой, многие частные клиники выжили за счет того, что оказывали медпомощь больным COVID-19 и пациентам, которые не могли ее получить в государственной сети. У таких компаний прибыль не упала, отметила эксперт. Это характерно для крупных городов. Однако в провинциях клиники оказались в кризисе.
«У населения стало меньше денег, реальные доходы упали на 6 % в 2020 году, соответственно граждане откладывали визит по плановым показаниям. Многие не стали обращаться в клиники и диагностические центры из-за страха заразиться. Выручка упала», – сказала собеседница «ФедералПресс».
Эксперт отметила, что предложение внести деятельность частных клиник в перечень пострадавших от пандемии отраслей – здравая идея. «В малых городах, конечно, это оправданно, потому что многие остались без дополнительного дохода», – заключила Гузель Улумбекова. Напомним, весной негосударственные медорганизации просили премьер-министра Михаила Мишустина включить медицину в этот перечень, но получили отказ.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса