Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Эксперты оценили потенциал команды Чекункова: «Дальний Восток на распутье»

Владивосток
Отразятся ли на развитии Дальнего Востока обновления состава Минвостокразвития?

Дальний Восток – один из самых сложных регионов России. Из-за удаленности от европейской части страны жители этой территории не испытывают особого пиетета по отношению к Москве, несмотря на то что Центр вот уже больше десяти лет делает серьезную ставку на развитие своего форпоста. Кроме того, это еще и по-настоящему протестный регион, что требует в работе с ним хирургической точности. Справится ли с этой задачей обновленный состав Минвостокразвития? Разбирался «ФедералПресс».

Минвостокразвития претерпело ряд преобразований, ключевое из которых – приход на должность министра Алексея Чекункова, сменившего на этом посту Александра Козлова. В своем первом заявлении на новой должности Чекунков отметил, что необходимо продолжить работу по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктической зоны. Тогда же он заявил, что сформирует костяк своей команды. Назначения не заставили себя долго ждать: первым замминистра стал Гаджимагомед Гусейнов, заместителями – Анатолий Бобраков и Марат Шамьюнов.

Гусейнова СМИ связывают больше не с Чекунковым, а с полпредом по Дальнему Востоку Юрием Трутневым, который с недавних пор курирует и вопросы развития Северного Кавказа. Но и прямая связь с Дальним Востоком у Гусейнова имеется: его бывшая жена Роза Чемерис – депутат думы Владивостока. Их общий сын также проживает в этом городе. В 2018 году во время работы в должности первого зампредседателя правительства Дагестана Гусейнов задекларировал доход в размере 13,8 млн рублей; кроме того, в его собственности находится несколько земельных участков, а также автомобиль Мercedes-Benz.

Анатолию Бобракову тема Дальнего Востока известна. С 2012 года по настоящее время он занимал различные должности в Фонде развития Дальнего Востока и Арктики, в том числе в качестве вице-президента курировал вопросы поиска, структурирования и реализации инвестиционных проектов, взаимодействия с органами власти, участвовал в разработке новых механизмов в концессионном законодательстве. На новом посту будет курировать темы привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, цифровизации, инновационной политики и международных отношений.

Самой неоднозначной кандидатурой из тройки является москвич Марат Шамьюнов. Он будет курировать вопросы социального развития, бюджетную политику, реализацию государственных программ развития Дальнего Востока и Арктики. До этого с 2016 по 2021 год работал заместителем директора департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России. В связях с Дальним Востоком замечен не был.

Представитель АПЭК на Дальнем Востоке Петр Ханас считает, что это абсолютно рабочие назначения. «Во всех последних назначениях четко прослеживается политика Михаила Мишустина, направленная на обновление аппарата. И можно говорить с относительной уверенностью, что в отборе кандидатов Чекунков принимал непосредственное участие», – отметил Ханас.

На самом деле, по мнению политолога Ильи Гращенкова, кадровые изменения в структуре Минвостокразвития могут говорить о желании Чекункова заниматься не столько Дальним Востоком, сколько Арктикой. «Судя по отчетам, инвестиции в ДФО немного выросли, но произошло это благодаря допандемийным договоренностям. Получат ли они развитие – вопрос. На этом фоне Арктика может выйти на первый план, но, опять же, распределения зон влияния здесь пока не происходит. Во всяком случае, на это не должны повлиять новые лица Минвостокразвития», – считает Гращенков.

Он отмечает также, что Минвостокразвития не имеет такого высокого статуса, который мог бы иметь. На одном поле с ним работает «сильный полпред по Дальнему Востоку [Юрий Трутнев], действует Корпорация развития, губернаторы, у которых есть свои интересы». По мнению эксперта, министерство выполняло и будет выполнять скорее коммуникативную функцию. Ему предстоит решать другие вопросы. Но, говорит Гращенков, благодаря произошедшей встряске Минвостокразвития может исправить ситуацию на Дальнем Востоке. В первую очередь это касается массового оттока населения, что происходит, как правило, из-за низкого уровня жизни.

Помогут ли новые фигуры развитию Дальнего Востока? По мнению политолога Павла Наливайко, назначения никак не влияют непосредственно на повестку развития территории. «Мне совершенно непонятно, как эти изменения поспособствуют развитию Дальнего Востока. На сегодня они явно забуксовали и встали на распутье. Когда проект только запускался, населению обещали существенно улучшить качество жизни, но, судя по опросам местных жителей, мало что изменилось», – считает Наливайко.

Более того, по мнению политолога, дальневосточное направление с каждым годом только теряет привлекательность, несмотря на стабильные позиции Трутнева на федеральном уровне. Он отметил, что инвестиционный бум, который наблюдался в 2012–2015 годах, сошел на нет. «В целом пока все действия неоднозначны. Была принята скомканная программа развития Дальнего Востока, которая представляла собой небольшую доработку уже существующей стратегии. И все последние события у местных жителей вызывают больше вопросов, чем дают ответов. Структурные изменения не улучшают ситуацию», – подчеркнул политолог.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.