Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Тюменская область
0

«Русская рулетка» госконтрактов: чем рискует дорожное предприятие тюменских властей

ТОДЭП
Портфель заказов ТОДЭП формирует на основе тендеров

В конце 2020 года, когда шло активное заключение контрактов на обслуживание, ремонт и строительство дорожных объектов на год грядущий, компанию ТОДЭП можно было часто наблюдать в роли победителя этих конкурсов. Предприятию достались лоты на обслуживание автодорог едва ли не во всех муниципальных образованиях Тюменской области, в портфеле есть и миллиардные контракты. Под силу ли компании вытянуть их в кризисный год – «ФедералПресс» оценил положение вместе с экспертом.

Прибыль в 20 раз

АО «ТОДЭП» функционирует уже почти 15 лет. Тюменцам, которые следят за жизнью города, оно довольно хорошо известно, поскольку в последние годы именно за ним остаются многомиллионные контракты на дорожные работы.

ТОДЭП называют компанией власти. И по факту это верно: предприятие принадлежит правительству Тюменской области в лице департамента имущественных отношений. Имеет семь филиалов в регионе – ДРСУ расположены в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Омутинском районе. Генеральным директором является Юрий Зинчук. А уставной капитал компании, судя по данным каталога организаций List-org.ru, составляет 2 млрд рублей.

С сентября 2020 года компания находилась в процессе реорганизации. В декабре к ней присоединилось АО «Трасса», учредителем которого также являлся вышеназванный департамент. Гендиректором фирмы был экс-депутат Тюменской гордумы Мурат Тулебаев. Правда, летом 2020 года его арестовали по обвинению в растрате бюджетных денег в размере 900 тысяч рублей.

Деятельность ТОДЭП также под неусыпным контролем разных органов. За последний год, исходя из данных Seldon.Basis, с проверками сюда приходили 36 раз. Всего же компанию проверяли 240 раз, и чаще всего со стороны Минстроя РФ (23 % от общего количества таких проверок). Нередко в ходе визитов контролеров обнаруживались недочеты, больше всего по линии Ростехнадзора, Госавтоинспекции и Минстроя.

Добавим, что ТОДЭП нередкий участник и судебных тяжб. Всего предприятие приняло участие в 433 судопроизводствах, в 142 из которых выступила истцом, но чаще всего – в роли ответчика (266 раз).

На основе общедоступных бухгалтерских отчетностей мы оценили и финансовое положение компании. Особый интерес вызывает то, что за последние пять лет (за исключением 2020 года, их еще нет в доступе. – Прим. ред.) прибыль компании выросла в 20 с лишним раз: с 20,1 млн в 2015 году до 475,3 млн рублей по итогам 2019-го.

ТОДЭП обслуживает дороги почти во всех районах Тюменской области

Контрактов – на миллиарды

В указанные годы стабильно прирастал и портфель госзаказов АО «ТОДЭП». Если в 2015 году компания выступила подрядчиком в госзаказах на общую сумму 8,4 млрд рублей, а также в качестве заказчика в закупках на 7,7 млрд рублей (поставка техники, расходных материалов, заключение договоров субподряда), то в 2020 году – на 15,1 млрд и 17,3 млрд соответственно.

Такова специфика этого предприятия – оно формирует объем заказов через тендеры, отмечает экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков.

«В этом есть определенный риск – получить объект, который хочешь. Но, судя по прошлым годам, предприятие довольно успешно работает в этом направлении. Ну, и тут сказывается тот фактор, что предприятие государственное, находится в региональной собственности. Это добавляет определенного веса», – считает эксперт.

Основным заказчиком, с которым ТОДЭП связывают наиболее тесные узы, является управление автомобильных дорог Тюменской области. Подтверждение этому без труда можно найти на сайте госзакупок. К примеру, в декабре между сторонами было заключено три крупных контракта по содержанию автодорог регионального значения, содержанию мостов и путепроводов, устройству и содержанию ледовых переправ, электроосвещению дорожных объектов на общую сумму почти 1,5 млрд рублей. Срок контрактов – до конца 2021 года.

На текущий год, который проходит под влиянием коронавируса, у ТОДЭП заключено, судя по сайту госзакупок, несколько десятков контрактов. Из наиболее крупных – ремонт участков трассы Тюмень – Омск. Один – на 4 миллиарда – продолжительностью до конца 2022 года. Второй – на 3,6 миллиарда – до конца 2023 года.

Ремонт мостов

Искусство выбирать

Кроме этих контрактов, есть несколько десятков более мелких. В частности, ТОДЭПу традиционно достаются лоты по содержанию автодорог в районах Тюменской области. Их сумма на этот год превысила полмиллиарда рублей. И, конечно, в портфеле предприятия имеются контракты по ремонту, строительству и благоустройству дорожных объектов.

Из наиболее существенных по размеру контрактных обязательств можно назвать работы в лесопарке «Затюменский» до конца 2021 года на сумму 510 млн рублей и содержание автодорог в административных округах Тюмени: в ЦАО, к примеру, на сумму 419 млн рублей, в ВАО – на 303 миллиона.

К исполнению большей части своих контрактов ТОДЭП привлекает субподрядчиков. Иван Вилков говорит, что это специфика отрасли и не свидетельствует о неустойчивости самой компании. Напротив, это своего рода страховка.

«Когда работают через госконтракт, то до конца не знают, какой объем заказов будет. В этой ситуации аутсорсинг – как раз та самая страховка. Какой-то минимум техники, персонала компания себе закладывает, а в случае получения большего объема привлекается субподряд. Если делать все за счет только собственных техники и персонала, то тут «русская рулетка» – год на год не приходится: один год может быть хорошим по объему заказов, второй – нет. И что потом со всем этим делать?» – оценивает эту стратегию экономист.

Еще один риск – это благонадежность субподрядчика и умение качественно контролировать работу. И с этим у компании, судя по всему, определенные сложности есть: в настоящее время в арбитражном суде рассматриваются несколько дел о ненадлежащем исполнении договоров подряда.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Елена Мицих

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1