Начало роста розничных цен на автомобильное топливо совпало с окончанием новогодних каникул. Подорожание началось на Дальнем Востоке и распространяется на восточные и центральные регионы России. Первый рост цен на бензин и дизтопливо в этом году был зафиксирован во Владивостоке, хотя на большинстве АЗС подорожали только определенные виды бензина, на некоторых стоимость обоих видов основного автомобильного топлива осталась без изменений. Но если правительство, прежде всего Минфин, не предпримет активных шагов по поддержке нефтепереработки, цены продолжат рост. В ситуации разбирался «ФедералПресс».
Цены на топливо на российском топливном рынке в конце торговой сессии 25 января 2021 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) незначительно снизились. АИ-92 подешевел на 1,32 % – до 52393 руб./т, АИ-95 упал в цене на 2,35 % до 52872 руб./т, стоимость зимнего дизельного топлива снизилась на 0,04 % – до 48661 руб./т по сравнению с предыдущим торговым днем. Эксперты отмечают, что несмотря на некоторое снижение цен на горючее, они остаются выше прошлогодних максимумов и близки к историческим максимумам 2018 года.
Произошедшая коррекция биржевых цен – это временное затишье: рост мировых цен на нефть по сравнению с прошлой неделей в сочетании с увеличением акцизов и механизмом демпфера приводит к тому, что НПЗ получают меньше сырья, работают с отрицательной маржей и вынуждены снижать объемы переработки. Соответственно, снижаются объемы предложения топлива на СПбМТСБ, что приводит к увеличению спроса на него и росту оптовых цен. По данным ЦДУ ТЭК на 20 января 2021 года, среднесуточные поставки нефти на внутренний рынок снизились на 8,4% по сравнению с 20 декабря 2020 года.
Налогов в бензине – 70 %
Неблагоприятная ситуация на топливном рынке имеет несколько причин. Главный (и уже традиционный) фактор роста цен на топливо – это рост налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов отмечает, что около 70 % стоимости горючего составляют налоги и акцизы, которые выплачивают государству нефтяники. За последние пять лет ставки акцизов на нефтепродукты увеличилась почти вдвое, а с 1 января 2021 года они выросли еще на 4 %. В итоге они сейчас составляют 13262 руб./т на автобензин и 9188 руб./т на дизельное топливо.
Дефицит топлива вызван и формированием запасов горяче-смазочных материалов для проведения посевной кампании. Дефицит усиливает и то, что большинство российских нефтяных компаний сочли экспорт нефтепродуктов более привлекательным, чем поставки горючего на внутренний рынок. По итогам прошлого года «Сургутнефтегаз» увеличил экспорт бензина на 35%, «Газпром нефть» – на 34 %, ЛУКОЙЛ – на 23 %. Причем в середине 2020 года экспортные показатели били рекорды. Например, по итогам мая 2020-го ЛУКОЙЛ увеличил поставки на внешние рынки в 3,1 раза, а «Газпром нефть» – в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Крупнейший поставщик горючего на внутренний рынок, компания «Роснефть», его не экспортирует.
Леонид Крутаков, доцент Финансового университета при правительстве России, считает, что одной из причин роста экспорта нефтепродуктов стала сделка ОПЕК+. «Когда Россия принимала на себя обязательства по ограничению добычи, в первую очередь пострадал экспорт нефти, но выросла загрузка внутренних НПЗ. Экспортная выручка нефтекомпаний упала. Что делать, как компенсировать ситуацию? Естественно, экспортировать полученный бензин, на него ограничения ОПЕК+ не распространяются, – считает Крутаков. – Единственная компания, кстати, которая в таких условиях нарастила объем поставок на внутренний рынок, это «Роснефть». По бензину рост составил в декабре 52 %, а по дизтопливу – 32 %. Госкомпания защищает государственные интересы и нацелена прежде всего на социальный результат».
Демпфер не помог
Существенным фактором для вымывания бензина с внутреннего рынка является налоговый демпфер – механизм, который был запущен 1 января 2019 года для того, чтобы компенсировать нефтяным компаниям потери в случае, если поставки на внутренний рынок для них окажутся менее привлекательными, чем экспортные. Парадоксально, но демпфер заработал в противоположном направлении – как отметил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, в прошлом году Федеральная антимонопольная служба официально признала, что этот механизм добавил около 4% в цену на топливо на внутреннем рынке. «Соответственно, они уже признались, что демпфер, который должен был стать фактором сдерживания оптовой цены, стал дополнительным налогом», – добавил Гусев.
Гусев убежден: «Механизмы налогового администрирования, которые сейчас существуют, в частности демпфер, необходимо либо донастраивать, либо полностью отменять, чтобы в нефтепереработке не создавалась отрицательная рентабельность. Но Министерство финансов категорически не хочет этого делать и заставляет нефтяные компании доплачивать за каждую произведенную тонну топлива».
«Роснефть» за всех
Как отметил Леонид Крутаков, «Роснефть» нарастила поставки топлива на внутренний рынок и традиционно закрывает его дефицит в России. Доля продаж компании на биржевом рынке в декабре 2020 года выросла относительно декабря 2019 года на 12 % и достигла рекордных объемов за всю историю торгов – 62 % по автобензинам. Рост аналогичного показателя по дизельному топливу составил 3 %, итоговая доля «Роснефти» по нему составила 47 %.
С начала года по состоянию на 22 января 2021 года компания реализовала на бирже более 100 тыс. т автомобильного бензина, что составляет 15 % от производства при биржевом нормативе 10% (в полтора раза больше), и дизельного топлива более 140 тыс. тонн, что составляет 10 % от производства при нормативе 6 %. Январский норматив биржевых поставок «Роснефти» – 7, 328 тыс. т – сопоставим с суммарным нормативом трех остальных крупнейших игроков российкого рынка – ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» (около 7,7 тыс. т).
Транспортные расходы продолжают расти
На рост цен на горючее влияют и транспортные расходы, которые составляют около 10 % конечной стоимости. В последние годы тарифы на перевозку грузов ежегодно увеличивались на 7–10 %, и только с 2019 года правительство ограничило ежегодный рост уровнем инфляции. Но даже такой рост тарифа критичен для АЗС во многих регионах. Наиболее остро вопрос стоит для Дальнего Востока, где работает всего два НПЗ. Их мощностей не хватает для удовлетворения спроса огромного региона, где ежегодно наблюдается дефицит топлива. Владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних областях и везти по железной дороге, что приводит к росту цен на него в Дальневосточном федеральном округе.
Обещанное властями решение проблем с поставками автомобильного топлива в регион, которое могло бы затормозить неудержимый рост цен на АЗС независимых сетей, постоянно откладывается из-за разногласий в министерских кабинетах. Решение о компенсации железнодорожных тарифов не принято по одной причине – не внесена в бюджет расходная статья, а это зона ответственности министерства финансов.
«На Дальнем Востоке сложилась сложнейшая ситуация, – говорит Дмитрий Гусев. – Второй год Минфином не может выделит финансирование по субсидиям для перевозки топлива в регион. Почти 10 лет министерство не может согласовать инвестиционные условия для создания Восточной нефтехимической компании «Роснефти» – нового НПЗ, который категорически необходим для обеспечения нефтепродуктами Дальнего Востока».
Спекулянты раскачивают рынок
Существенный фактор колебания цен на рынке – это спекулятивные операции недобросовестных участников биржевых торгов на бирже. Они занимаются мнократной перепродажей нефтепродуктов, создавая искусственный ажиотаж и разогревая таким образом цены на рынке. Об этом говорит и Дмитрий Гусев: «Безусловно, в росте цен есть и доля спекулятивного капитала и спекулятивных действий трейдеров».
В ноябре 2018 года спекулятивные операции разогнали топливные цены в несколько раз, что привило к острому кризису на топливном рынке. «Роснефть» была вынуждена приостановить продажи дизеля и бензина на бирже, чтобы блокировать действия спекулянтов, раскачивающих цены. К манипулированию часто прибегают и отдельные недобросовестные независимые сети АЗС, которые используют панику в собственных интересах, а зачастую и сами ее провоцируют. Из-за нежелания инвестировать средства в развитие инфраструктуры АЗС (в частности, топливохранилищ), недобросовестные участники рынка спекулируют общественным мнением, пытаясь добиться льготных ценовых условий для собственных сетей и продавать топливо по льготным ценам в обход биржи.
Очевидно, что рост нефтяных котировок и отрицательная маржа переработки приводят к тому, что крупнейшие частные нефтяные компании естественным образом увеличивают интерес к экспортным операциям. Все это провоцирует их продавать все большие объемы топлива за рубеж, обуславливая дефицит на внутреннем рынке. В то время как социально-ориентированный бизнес берет на себя львиную долю обязательств по обеспечению внутреннего рынка.
Рост цен в опте провоцирует рост стоимости топлива и в рознице. Несовершенства налоговой системы порождают дополнительную нагрузку как на потребителей топлива, так и на крупнейшего поставщика внутреннего рынка – компанию «Роснефть». «Необходимо выстроить нормальную фискальную политику. Нужны меры, направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объемы нефтепродуктов на внутренний рынок, одна «Роснефть» не может тянуть постоянно этот воз. Должен быть создан фискальный механизм, который бы сделал привлекательной нефтепереработку. Все-таки любые компании, в том числе и государственные, должны зарабатывать деньги на свое развитие», – заключил Валерий Андрианов.
Фото: ПАО «НК «Роснефть»