Социальные сети в последнее время все чаще воспринимаются российскими чиновниками как рассадник разного зла. С одной стороны, дело тут в поколенческом конфликте. С другой – в цифровой век огромный поток сведений, несущихся со всех сторон, действительно может нести опасность. Понятно, что в случае с детьми лучше как-то подстраховаться. Но разных странных нововведений по этой части – хоть отбавляй. Одна из наиболее спорных новелл последних лет касается учителей. В некоторых регионах классных руководителей просят начать мониторинг страниц детей в социальных сетях. Насколько вообще разумны такие требования – и вообще, кто несет ответственность за то, что делают дети в Интернете? Об этом – в материале «ФедералПресс».
Боязнь соцсетей
Призывы к властям «оградить детей от вредоносного контента» звучат уже не первый год. В начале месяца эту тему снова поднял адыгейский педагог Сергей Левченко, признанный учителем года. Во время встречи с президентом Владимиром Путиным он попросил «принять меры» в этом направлении. Путин на это ответил, что это невероятно важная тема, в которой есть свои нюансы.
«Эти платформы – прежде всего, бизнес. Что стоит во главе бизнеса? Извлечение прибыли и, к сожалению, очень часто это делается любой ценой. Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит ущерб для категории людей, на которые он направлен. Кроме того, современные платформы все больше и больше начинают управлять сознанием», – заявил глава государства.
Подобная позиция президента объясняет проводимую в стране политику, касающуюся Интернета. Чего стоит принятый в этом месяце закон о борьбе с нежелательным контентом. Он, в том числе, обязывает соцсети удалять посты с нецензурной лексикой. Также в десяти регионах России вводят экспериментальную должность «советника директора по воспитательной работе». «ФедералПресс» подробно писал об этой инициативе. Помимо всего прочего, такие советники могут следить за активностью школьников в социальных сетях.
Не сказать, что это какая-то инновация. По всей России с 2017 года педагоги получают полуофициальные указания от руководства – мониторить страницы в соцсетях. Они должны проверять, не пропагандируют ли школьникам насилие и экстремизм, не подвергаются ли они цифровой травле и доступна ли им порнография. Следят учителя и за политической повесткой.
В 2020 году с инициативой по слежке за детьми в социальных сетях выступила администрация Санкт-Петербурга. Городской комитет по образованию призвал учителей просмотреть страницы школьников, и проверить их на «причастность к движениям экстремистского толка». О найденном следовало уведомить директора школы, который уже обращается в соответствующие органы. Но должна ли школа этим вообще заниматься?
Можно и без мониторинга
Учительница математики из Владивостока Ольга Романова рассказала редакции «ФедералПресс», что в Приморье учителей следить за соцсетями школьников никто не заставляет. Да и при любом раскладе с практической точки зрения это невыполнимо. Учителей в школах не хватает, у них слишком много работы. Кто в здравом уме захочет заниматься еще и этим?
«На школу действительно сейчас столько всего навешали. Как школа будет мониторить? С технической точки зрения я даже не представляю, как это сделать. Учитель во время урока может только проконтролировать, чтобы школьники не пользовались гаджетами. Максимум, который дозволен педагогу, это на время урока изъять смартфон и положить его на край парты, чтобы ребенок не отвлекался и не списывал», – рассказала учительница.
Ольга Романова уточнила, что у нее, например, нет возможностей и полномочий следить за происходящим в социальных сетях у детей. Однако не сказать, что школы не уделяют Интернету внимания. У разных классов проводятся тематические уроки и классные часы, посвященные информационной безопасности.
«Дети действительно не умеют фильтровать информацию, этому их надо учить. Я думаю, им и дома об этом говорят. У нас есть такие классные часы, мы проговариваем спорные моменты. А еще мы учим их искать в интернете информацию, различать достоверные и недостоверные источники, думать самостоятельно, отличать ложь от правды, искать кому выгодна та или иная информация. Для этого есть так называемая проектная работа», – рассказала педагог.
Мнения родителей по этому поводу разнятся. Кто-то считает, что школа должна следить за «цифровой безопасностью». Кто-то видит в подобных действиях подобие цензуры. Активистка родительского комитета одной из школ Владивостока Ольга Шакурова рассказала редакции «ФедералПресс», что такие вопросы действительно активно обсуждаются. По ее мнению, в школах нужен человек, который бы изучал соцсети учеников. В конце концов, там юное поколение проводит много времени.
«Должна быть четкая система контроля и реагирования в социальных сетях детей. В школе должен быть отдельный сотрудник, контролирующий поступление опасной информации именно в социальных сетях детей. Нагружать этим учителей не стоит, у них и так хватает обязанностей», - заявила горожанка.
Однако за всеми этими разговорами многие забывают о главном. Залог того, что ребенок не будет заниматься экстремизмом в Сети – хорошие доверительные отношения в семье. По мнению Ольги Романовой, это работает лучше всякой «профилактики».
«У многих детей нет контакта с родителями. Люди заняты на работе, а на своих детей у них нет времени. Они иногда даже циркули своим детям не могут две недели купить, когда мы рисуем окружности на уроках. Так, конечно, нельзя», – резюмировала учительница.
Фото: vlc.ru